Валерий Духанин

«В гневе начал царь чудесить / И гонца хотел повесить» (А.С. Пушкин).

А виноват ли был гонец? За что его стоило казнить?


Иллюстрация к поэме А. С. Пушкина

Как часто мы выносим вердикт ближнему по каким-то совершенно нелепым причинам. Начинаем в своем гневе чудесить, когда что-то досадило нам, а другой-то человек по существу не виноват. Мы, слава Богу, не цари и не можем безраздельно распоряжаться жизнью другого. Но, увы, мы можем губить жизнь собственную своим бесчеловечным отношением к ближнему.

Замечали ли вы за собой, что, поспешно вспылив по какому-то поступку ближнего, потом об этом жалеете? И напротив, вовремя удержав себя от бурного проявления чувств, потом бываете рады, что не допустили этого.

Давайте посмотрим на себя: что происходит с нами в минуту сильного раздражения? Да мы же теряем голову, как будто умалишенные перестаем контролировать ситуацию. Внутри всё кипит, разум не действует, речь становится резкой и прерывистой. И только потом мы объясняем всё тем, что «погорячились маленько».

Итак, одна из причин конфликтов людей – несдержанность и нетерпеливость. Нам кажется, что мы непременно правы и что нужно тотчас высказать всё, что думаем, поступить в отношении ближнего так, чтобы мало не показалось.

Вот почти анекдотическая ситуация, случившаяся в жизни знаменитых людей. Однажды А.С. Пушкин в кругу приятелей сочинил четверостишие, в котором посмеялся над своим другом поэтом В.К. Кюхельбекером. Тот, оскорбленный, немедленно вызвал Пушкина на дуэль. Страсти, как говорится, разгорелись не на шутку. Первым стрелял обиженный. И когда он целился, Пушкин с иронией закричал секунданту А. Дельвигу: «Стань на мое место, здесь безопаснее!» Действительно, пистолет дрогнул, так что пуля пробила фуражку на голове Дельвига. Сам же Пушкин, к его чести, от выстрела отказался. На этот раз Бог уберег Пушкина от пули. Тем не менее, речь шла о человеческой жизни. И если вникнуть в ситуацию, то последняя в жизни Александра Сергеевича роковая дуэль во многом была спровоцирована именно его несдержанностью и раздражительностью.

Всем нам не раз приходилось наблюдать ситуации, как кто-то, «попав под горячую руку», оказывался в такой немилости, что судьба его решалась самым кардинальным образом. Свою усталость, огорчения, обиды от неудач и приключившихся неприятностей мы выплескиваем на первого попавшегося человека, как будто это он является причиной всех наших бед и несчастий. Подобный срыв легко оборачивается взаимной, порой долголетней враждой. И возможно, что обиженный нами человек, приняв от нас эстафету вспыльчивости и раздражения, передаст ее кому-то другому. В итоге, словно по эффекту домино, люди досаждают друг другу из-за каких-то пустяков и глупостей.

В этой связи вспоминается сказание об известном правителе Индии Акбаре Великом (вторая половина XVI в.). В его окружении блистали великие художники, танцоры, философы. У Акбара имелась одна причуда – он мог вдруг сделать что-то такое, что вызывало бы у других изумление. Однажды он беседовал с девятью своими лучшими друзьями и неожиданно ударил по лицу человека, стоявшего рядом. Им оказался Бирбал, самый умный человек при дворе. Подождав секунду, Бирбал развернулся и дал пощечину стоявшему рядом с ним министру. Не долго думая, министр повторил то же самое со следующим, а тот еще с другим. Получилось так, что эта пощечина обошла всю столицу. А поздно вечером, когда Акбар уже готовился ко сну, его вдруг ударила собственная жена. «Что ты делаешь?» – спросил он. «Сама не знаю, в чем дело, – ответила она, – но это происходит по всей столице. Меня тоже сегодня ударили. Кроме тебя мне некого ударить». «Надо же, – сказал Акбар. – Моя собственная пощечина вернулась ко мне».

Полученная обида от других сидит в душе неприятной болью и выплескивается наружу при первой же возможности. Однако в нашей жизни действует закон бумеранга. То злое, что делаем мы другим людям, непременно вернется к нам, хотя бы от совершенно посторонних людей, обязательно кто-то тоже вспылит и тоже доставит нам боль.

В этой связи преподобный Марк Подвижник в своем 6-м Слове высказал очень важную мысль: общность с другими людьми бывает не только от любви, но и от злобы. Причем общность от злобы навлекает на тебя беды ненавидимого тобой человека. Как пишет преподобный Марк, «всякий, обижающий ближнего, соразмерно с обидою принимает на себя искушение обижаемого им». Вот почему люди злобные непременно подвергаются несчастьям, причины которых не могут сами понять – Господь попускает им то, что попускалось другим людям, потерпевшим от злобных обиду.

Итак, многие наши проблемы связаны с тем, что мы крайне нетерпеливы к другим и не можем хранить самообладания. Причем выплескиваем свое раздражение по преимуществу на самых близких людей.

Есть ли средство к решению этой проблемы?

В конфликте, когда вы начинаете гневаться на кого-либо, не давайте волю первому слову. Если вы чувствуете, что уже выходите из себя, промолчите. Обычно считается, что лучше выговорить всё, что ты думаешь, так сказать – выплеснуть наружу негатив, чтобы внутри его не осталось. Но в минуту гнева достаточно произнести первое слово, как за ним скажете и второе, тяжелее первого, и конфликт вспыхнет как огонь, который погасить будет очень трудно.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) предлагает такой совет: не предпринимай никаких решений в час своего гнева. «Час гнева есть час безумия для всякого разгневавшегося, хотя бы разгневавшийся принадлежал к первейшим мудрецам». Всякое решение должно исходить из зрелого, беспристрастного суждения, а не из страсти, охватившей душу. А ведь сколько гадких вещей люди наговорят друг другу в минуту гнева! Сколько самых нелепых решений примут!

В древнем Патерике повествуется, как братия пришли к некоему святому старцу, безмолвствовавшему в пустынном месте, и увидели вне его монастыря мальчиков, пасущих скот и произносящих неприличные слова. Повидавшись со старцем, исповедав ему свои помышления и ощутив душевную пользу от его наставления, братия спросили: «Авва! Почему ты позволяешь этим мальчикам быть близ тебя и кричать непристойно?» Старец отвечал: «Поверьте мне, братия, бывают дни, что порываюсь запретить им, но останавливаю себя: “Если я не снесу этого малого беспокойства, то как снесу большее искушение, если попустит его Бог?” По этой причине ничего не говорю им, чтоб образовался во мне навык терпеливо переносить всё происходящее». Конечно, реагировать на случающиеся в жизни несправедливости нужно, но только не выходя из себя.

Если вы чувствуете, что готовы взорваться, то на мгновение остановитесь. Не произносите ничего в секунду, когда чувствуете, что вспылите. Психологи, кстати, в таких ситуациях советуют сделать три спокойных вдоха и выдоха, как будто вы в этот момент над чем-то задумались. Впрочем, у каждого христианина есть куда более сильное средство – произнести про себя пусть и коротенькую, но молитву. Обратившись умом своим к Богу, вы отвлечетесь от раздражения, приступ страсти утратит свой первый накал. А обращение к Господу доставит свободу от возникшего искушения вспыльчивости. Когда же первая волна чувств и эмоций будет преодолена, вы уже легче овладеете самими собой, вернете себе равновесие и ответите более взвешенно и спокойно.

На самом деле, подвиг христианской жизни заключается не в том, чтобы сотворить какие-то великие героические дела, а в том, чтобы в своей повседневной жизни хотя бы в малом побеждать страсти и делать добро другим людям. В этой связи послушаем величайшего подвижника христианской древности преподобного авву Пимена: «“Больше любви никто не имеет, как если кто душу свою положит за друзей своих” (см.: Ин. 15: 13). Если кто услышит огорчительное слово и вместо того, чтобы ответить подобным же оскорблением, преодолеет себя и промолчит или, будучи обманутым, перенесет это и не отомстит обманщику – то он этим положит душу свою за ближнего».

Да, да, жизненным подвигом является вовсе не только героизм в экстремальных ситуациях. Христианская любовь к ближним и жертвенность в повседневной жизни – тоже подвиг и героизм, хотя и незаметный другим. Но если, скажем, герои войны принимают удар на себя исключительно в минуту опасности, когда совесть побуждает пожертвовать собой, то каждому христианину такая жертвенность заповедана Христом как правило повседневной жизни, то есть чтобы принимать удар на себя и не наносить его никому другому. Как бы это ни выглядело трудным, христианская жертвенность и любовь должны быть для нас повседневностью. На самом деле, у нас собственно и нет иного выхода – либо работать над собой и преодолевать обиды, либо плыть по течению и тогда самая малость будет выводить нас из себя.

Итак, для того чтобы преодолеть в себе вспыльчивость, следует начать с малого. Самое первое, это, когда тебя обидят, молчи. Не позволяй себе выплескивать негодование. В следующий раз промолчать будет легче, меньше станет и смущение от причиняемых неприятностей.

Второе: если назревает конфликтная ситуация, то главное – не дать душе увлечься страстью. С появлением первых злых чувств надо сразу же обращаться к Богу с молитвой: «Господи, помоги, укрепи, защити!»

Святитель Игнатий (Брянчанинов) дает нам совет: «Всеми мерами надо стараться, чтобы сохранить мир душевный и не возмущаться оскорблениями от других: для этого нужно всячески стараться удерживать гнев и соблюдать посредством внимания ум и сердце от непристойных движений. Оскорбления от других должно переносить равнодушно и приучаться к такому расположению духа, как бы оскорбления их относились не к нам, а к кому-либо из лиц, чуждых нам. Такое упражнение может доставить тишину сердцу человеческому и сделать его обителью Самого Бога».

Еще одна задача – победить в себе вспышку злобы в тот же самый день, еще до захода солнца. «Солнце да не зайдет во гневе вашем» (Еф. 4: 26), – сказано в Священном Писании. Легко вырвать сорняк, не успевший пустить корней, а вот укоренившийся удалить уже намного труднее.

Конечно, у каждого из нас бывают случаи, когда терпение на второй или третий раз исчезает. Отчего же так? Мы часто не терпим наших ближних, потому что считаем: нам придется терпеть бесконечно. Но в жизни всё бывает лишь несколько раз. Пусть что-то случается десять или двадцать раз, но потом всё равно завершится. Всё имеет конец, и беда наша в том, что мы этих нескольких раз потерпеть не желаем. «Терпением вашим спасайте души ваши» (Лк. 21: 19), – сказал Христос. И если мы постараемся вникнуть, то увидим, что одни и те же ситуации могут влечь человека к погибели, но могут стать и ступенькой к спасению его души, в зависимости от того, раздражаемся мы, выходим из себя или же, проявив терпение и любовь к ближнему, закаляем душу в добре.

Вот, например, какую совершенно неожиданную для нас сторону в неприятных для нас ситуациях общения с ближними вскрывает преподобный авва Дорофей: «Случается также, что иной, как кажется ему, пребывает в мире и безмолвии; но когда брат скажет ему оскорбительное слово, то он смущается и потому полагает себя в праве скорбеть на него, говоря: если бы он не пришел и не смутил бы меня своими словами, то я не согрешил бы. Вот смешное суждение! Вот обольщение диавольское! Разве тот, кто сказал ему слово, вложил в него страсть? Он только показал ему ту, которая уже была в нем, для того, чтобы он, если хочет, покаялся в ней. Такой подобен гнилому хлебу, который снаружи хорош, а внутри заплесневел, и когда кто-либо разломит его, то обнаруживается его гнилость. Так и этот пребывал, как ему казалось, в мире, но страсть была внутри его, а он не знал о сем; брат сказал ему одно слово и обнаружил гнилость, сокровенную внутри его. И так, если он хочет получить помилование, то пусть покается, очистится, преуспеет; и пусть видит, что он еще должен благодарить брата как доставившего ему таковую пользу. Ибо искушения не будут уже одолевать его, как прежде; но на сколько он преуспеет, на столько они окажутся для него легчайшими: ибо по мере того, как душа преуспевает, она становится более крепкою и приобретает силу переносить находящие на нее искушения».

Вот так Господь всех нас ставит в ситуации, раскрывающие нам наше подлинное внутреннее содержание. Таков Промысл Божий, чтобы мы совершенствовались, общаясь друг с другом, возрастая в терпении, смирении и взаимной любви. Нужно только правильно взглянуть на происходящее. Тогда вместо постоянных пересудов, сводящихся к тезису: «я во всем прав, а другие не правы», мы увидим свою внутреннюю неправоту (она-то и проявляется во вспыльчивости), преодолев которую обретем внутренний мир.