Всякий человек имеет свое призвание и свой крест (это - одно и то же и составляет целое с данной личностью). Но далеко не все исполняют свое призвание и должным образом несут свой крест. Надо "догадаться" в чем призвание каждого из нас. В этом христианский смысл знаменитого древнего правила "познай самого себя": то есть, познай основное в себе, познай то в себе, чем ты призван угодить Богу, познай свой крест. Ибсен, находившийся под влиянием сурового и гениального ригориста Серена Киркегоора, говорит в жутком финале своего "Пеер Гинта" (символической драмы, изображающей историю финального банкротства изолгавшейся и без меры нагрешившей души): "Нужна догадка, Пеер! И собирает средь недогадливых рогатый жатву!" Речь идет о том, что "быть самим собой - значит выражать собою то, что выразить хотел тобой Хозяин».

Святой - это тот, который и догадался и выразил, ибо любил: одна любовь до конца догадлива и выражает собой личное начало человека, то есть его богоподобие, вечное в человеке. Есть святые, как например святая Мария Египетская, Святой Иоанн Многострадальный Печерский, которым открытие их призвания дается трудно, с "тугою", и которые не скоро находят двери, ведущие в путь спасения. Но есть святые, призванные от чрева своей матери, и которые с некоторой, так сказать, "моцартовой", ангельской, окрыленной легкостью находят свое призвание, сразу же отдаются ему и уже до конца дней своих идут по раз начертанному пути, не оглядываясь ни направо ни налево. Таков преподобный Серафим Саровский... Категорию этих святых можно, пользуясь данными жития преподобного Серафима, назвать "родом Божией Матери". Их прежде всего отмечает девственная "запечатанная" непорочность, непорушенная всесторонняя чистота. Она-то и умудряет их с самого начала идти по богоустановленному для них пути, она помогает им не знать колебаний на раз избранном направлении. Это особенно касается подвига воздержания и монашества, душу которого составляет девство...


Владимир Ильин