«День знаний» — всегда очень торжественный и волнующий. После летнего перерыва мы опять возвращаемся к учебе и работе, и, вместе с этим, переходим какой-то важный рубеж, который дает нам возможность подняться на новую ступень своего развития.



За лето наши дети становятся не только выше ростом, они взрослеют, чувствуют себя более уверенными и самостоятельными. У меня осталось то 1 сентября, когда я провожала в школу своего сына-первоклассника. Это было в далеком 1984-ом. Было очень любопытно видеть, как поменялся облик сына, как только он надел новую школьную форму, белую рубашку и ранец. Вчерашний «детсадовский» малыш превратился в школьника-«первоклашку».

Хорошо помню, как я переживала: понравится ли сыну в школе, не испугается ли он новой ситуации, поймет ли он требования учительницы (ведь ему было только 6 с половиной лет)?! Думаю, все родители в этот день чувствуют нечто похожее.

В моем сознании отчетливо запечатлелся момент, когда сын решительно открыл дверь школы. Скажу честно, я тогда не смогла удержатся от слез. Стало понятно, что в этом решительном движении отобразился весь характер мальчишки, его способность бороться с трудностями и достигать успеха. Эти качества в дальнейшем очень пригодились ему в жизни.

Первый день занятий – праздничный. Уроков в школе бывает мало: детям дается возможность привыкнуть к школьной атмосфере и сориентироваться в обстановке. Я думаю, что это очень правильно, учебная нагрузка должна возрастать постепенно, чтобы ребятишки приходили в школу с радостью, с желанием учиться. Это важнее всего: дать возможность детям полюбить учение как особый вид деятельности, сформировать у них потребность в приобретении новых знаний, в интеллектуальном и личностном развитии.

Отправляя ребенка в школу с букетом цветов, надо поддерживать его душевный подъем и праздничное настроение. Я думаю, родители обязательно должны проводить свое дитя до ворот школы и дать ему доброе напутствие. Детям важно знать, что родители радуются их взрослению, что они приветствуют их самостоятельность.

Если ребенок поступает уже не в первый класс, а во второй, третий, четвертый и т.д. очень важно обратить внимание на то, как он встречается со своими одноклассниками, насколько он готов устанавливать с ними по-настоящему дружеские взаимоотношения. Отношения со сверстниками могут существенно повлиять на школьную успеваемость ребенка, поэтому родители должны взять «на заметку» атмосферу общения в школьном коллективе и последить за ее последующим развитием.

Когда 1 сентября ребенок вернется домой из школы, родителям важно продлить в кругу семьи приподнятое и праздничное настроение. Надо обязательно расспросить его о том, что происходило в классе, что говорила учительница, что рассказывали ребята. Можно отметить этот торжественный день семейным чаепитием, прогулкой в парке или поездкой в музей, можно сделать ребенку какой-то подарок, который будет ему полезен для школы, а можно пригласить его товарищей в гости, чтобы они могли пообщаться и вместе поиграть, пока еще не задали на дом уроков.

Особенно внимательно надо отнестись к переживаниям первоклассников. Если в дошкольном периоде жизни малыша его «ведущей деятельностью» была игра, то теперь становиться – учение. Если ранее взрослые люди были к нему снисходительны и многое прощали, то теперь они начинают от него требовать выполнения правил поведения, распорядка школьной жизни, действия по образцу в заданном темпе и ритме.

Родители, которые смогли воспитать в своем ребенке «послушание», «аккуратность» и «исполнительность» к началу школьной жизни, — сумели подготовить его к обучению в школе самым лучшим образом. Своевольным, капризным, избалованным детям в процессе обучения бывает очень трудно: им приходится «ломать» свои прежние установки и привычки. На это уходит у детей очень много душевных и физических сил.



Родители должны помнить о том, что их дети-первоклассники очень устают на первых порах даже от самого пребывания в школе, в отрыве от семьи и без помощи родителей. Накопление психологической и физической усталости у детей особенно заметно в конце учебной недели. Нередко они даже жалуются на то, что у них болит голова, живот, руки или ноги. К этим жалобам стоит прислушаться, а не ругать своего ребенка. Быть может, на первом этапе школьной жизни по состоянию ребенка стоит устроить для него выходной день, чтобы дать ему возможность отдохнуть и выспаться.

Зная, что ребенок поступает в школу, очень важно приготовить для него рабочее место. Подобрать письменный стол, настольную лампу, подходящие тетради, ручки, карандаши, линейку, фломастеры, альбомы и прочие канцелярские товары.

Подготовьте ребенка к тому, что теперь его жизнь будет подчиняться строгому режиму: познакомить его с распорядком дня, временем подъема и отхода ко сну, временем выполнения уроков, завтрака, обеда и ужина. Важно целенаправленно приучать своего сына или дочь к умению дорожить своим временем и правильно им распоряжаться. Это учит собранности и организованности, без которых не бывает успехов ни в школе, ни вообще в жизни.

Самое главное пожелание учителям начальной школы – осуществлять индивидуальный подход к детям в процессе обучения. Каждый ребенок растет и воспитывается в особой атмосфере семейной жизни, поэтому и осваивает школьную программу особым, индивидуальным путем. Учителя первого класса должны познакомиться с родителями своих учеников очень глубоко, только тогда они смогут по-настоящему понять, почему тот иной ребенок сбивается с общего ритма обучения.

Если есть признаки отставания, непонимания, постоянного отвлечения ребенка на уроках или плохого поведения на переменах, то в причинах данных явлений нужно основательно разбираться. Попытки выправить ситуацию замечаниями или плохими отметками, — лишь усугубят положение. Учитель начальной школы должен знать детскую психологию и любить детей, чтобы вовремя им помочь в освоении школьной программы.

Для ребенка, поступившего в 1 класс, самым большим злом является агрессивное поведение сверстников. Очень часто в школьном коллективе оказывается 1-2 ребенка с расторможенным поведением, которые мимоходом причиняют много обид и огорчений другим детям.

К сожалению, многие современные педагоги не считают необходимым вмешиваться в разногласия детей, поэтому каждый ребенок поставлен в ситуацию защиты собственного «Я» от реальной и потенциальной агрессии сверстников. Я думаю, что родители первоклассников должны быть в курсе сложившейся в классе ситуации и чутко реагировать на проявление зла со стороны неуправляемых и плохо воспитанных детей.

Иногда для этого приходится идти на переговоры с учительницей или даже директором школы. Избавляясь от лишних эмоций в адрес администрации школы и ее педагогов, родители должны потребовать наведения соответствующего порядка в классе.

Кроме того, если ребенок оказался в ситуации жесткого морального и физического давления со стороны сверстников, родители могут напрямую обратиться к детям, совершающим агрессивные поступки, и их родителям с просьбой прекратить хулиганство. Любому ребенку важно знать, что отец и мать готовы прийти к нему на помощь в трудных ситуациях.

Вы должны постараться не только оградить свое дитя от внешних угроз, но и объяснить обиженному ребенку, что он может изменить собственное поведение. Проявление самостоятельности, уверенности в себе и дружелюбия по отношению к сверстникам помогает разрешить самые большие разногласия. Умение подружиться со своими обидчиками, преодолеть свой страх перед их агрессивным поведением помогает ребенку выйти из тупиковой ситуации.

В любом случае, за обстановку в классе несет ответственность педагог. Профессионализм учителя, понимание воспитательных задач, решаемых в процессе обучения, любовь к детям, его дипломатичность и такт являются залогом преодоления любых возникших разногласий. Задача родителей – быть союзниками педагогов начальной школы в деле создания нормальной атмосферы школьной жизни.

Еще хочу посоветовать родителям сосредоточиться на событии поступления ребенка в школу. Каждый новый учебный год приносит в жизнь ребенка и в жизнь семьи новые проблемы и заботы. Надо помнить, что процесс адаптации к школьной жизни у всех происходит по-своему. Кто-то включается быстро, сразу, а кто-то медлит, застревает на мелочах. Таким детям нужно Ваше внимание и помощь!

Я прошу меня услышать: не окрик, не упрек, не «подзатыльник», а именно помощь. Если у ребенка появляются трудности в обучении, — найдите время, чтобы разобраться в причинах. Быть может, что-то он не понимает, не расслышал, не успел или не догадался… Не откладывайте «на потом» разговор с ребенком по душам. Покажите ребенку, что Вам интересна вся его школьная жизнь, а не только отметки, которые он приносит из школы.

Вслушивайтесь в жалобы ребенка, постарайтесь понять его переживания не для того, чтобы просто пожалеть его, а для того, чтобы помочь ему справиться с возникшими проблемами. Любите своих детей христианской любовью и помогайте их личности развиваться!

Ирина Мошкова, генеральный директор психологической службы «Семейное благо», кандидат психологических наук