Самое памятное в моей жизни 1 сентября — когда отвела в школу своих детей. Это новый этап в жизни матери. До этого вся жизнь крутилась дома и вокруг детей, а тут ребенок выходит в новую жизнь, в новые социальные отношения. Появляются новые авторитеты, мама уже не самая главная – «а мне учительница сказала!». Серьезное испытание!
Если ваш ребенок идет в первый класс — то, конечно, это надо отмечать как праздник, как Событие с большой буквы. Желательно, чтобы побольше родственников провожали ребенка в школу утром. И дома устроить какое-то торжество, потому что это переход ребенка в новый статус, очень серьезное изменение в его жизни, и ему важно получить поддержку от своих близких — чтобы близкие показали, что это действительно значимое событие.
1 сентября в первом классе – это, конечно, самый значимый день, а все последующие «первые сентября» в начальной школе можно просто отметить походом в какое-нибудь интересное место: в парк, если хорошая погода, в зоопарк, можно с друзьями. В первом классе у ребенка среди одноклассников друзей не так много, если они есть вообще, а в следующих классах уже будут друзья, и это будет такое вот радостное совместное проведение досуга.
Начиная со средней школы, если ребенок идет в ту же школу, где он начинал учиться, то ему больше важны уже не родители, не родственники, а друзья. И тут хорошо бы отметить уже не в кругу семьи, а именно с одноклассниками. Может быть, веселый классный час провести или отпраздновать в каком-то кафе. Этот праздник уже выходит из дома в социум, в общество сверстников.
Если же речь о старшеклассниках, то будет хорошо, если им родители купят тортик, который можно вынести из дома и съесть с друзьями. Старшеклассникам точно не нужно, чтобы их провожали в школу утром на линейку и чтобы родители принимали в этом какое-то участие. Для них уже важно именно общение с одноклассниками и друзьями.
Проводилось очень интересное психологическое исследование, в котором сравнивались семьи неблагополучных подростков с асоциальным поведением и подростков, которые более-менее спокойно переживали подростковый кризис. Выявили очень интересный факт: в семьях, где подросток сохранял контакт с родителями, продолжал учиться, где он не выходил в асоциальное поле — там было три времени суток, когда подросток был с родителями.
Это утро – то есть он просыпался не один в квартире, его кормили завтраком, спрашивали: как настроение, как себя чувствуешь? Ребенка провожали.
Потом он возвращался не в пустую квартиру. Причем дома были не обязательно родители: это могла быть соседка, няня, бабушка. Кто угодно, но кто-то взрослый. Советский образ маленького ребенка с ключом на шее, с большим портфелем возвращающегося домой, где его никто не ждет – это психологическая травма для ребенка, имеющая тяжелые последствия в будущем. Ребенку важно приходить не в пустой дом. Чтобы его встречали и спрашивали, как он провел день в школе, как у него дела, что произошло за день.
И очень важно, чтобы ребенок не засыпал один, чтобы в квартире был обязательно кто-то взрослый, чтобы пожелал ему спокойной ночи.
Дети, у которых не было этого времени, проведенного вместе со взрослыми, чувствовали себя одинокими, брошенными, никому не нужными. Эти переживания стали причиной того, что дети пытаются восполнить дефицит общения и признания во дворе, в компании — вне семьи, и у них начинаются серьезные психологические и социальные проблемы.
Проводите больше времени с детьми, чаще разговаривайте с ними и не только об учебе!
Мой совет учителям. О том, что не все учителя любят детей, я говорить не буду – это печальный факт. Поэтому в первую очередь хочется пожелать, чтобы они любили детей. И мне кажется, что основная составляющая педагогического успеха — когда учитель видит в ребенке прежде всего личность.
А успеваемость, оценки – это уже второстепенное, не главное. Уважение в ребенке личности – это залог успеха учителя. Потому что тогда он сможет найти с ребенком контакт. Сможет наладить с ним диалог. Если учитель не уважает в ребенке личность, то любые «педагогические воздействия» и «воспитательные меры» просто бесполезны.
Например, учитель говорит: «Ты не понял? Ты что ненормальный?» То, что ребенок что-то не понимает, получил двойку, еще ни о чем не говорит. Нужно выяснить, что послужило причиной. Может быть, у него в семье какие-то сложности, может, он плохо себя чувствовал, поэтому был невнимательным, не понял материал. Учитель ставит оценку, но он не должен делать выводов по поводу умственных способностей или личности ребенка. Должно быть просто человеческое понимание, внимание.
Если дети в классе чувствуют, что отношение учителей зависит от успеваемости: отличников выделяют, а те, кто учится хуже, – они «второго сорта», то это пагубно влияет как на отличников, так и на тех, кого зачислили во «второй сорт».
Когда ребенок идет в школу — это кризис для всей семьи. Для родителей, для бабушек-дедушек и, конечно, для самого ребенка. Нужно очень бережно относиться ко всем членам семьи, переживающим этот кризис. Пройдя через этот кризис, ребенок приобретает новый личностный и социальный статус — он теперь школьник. Первое «первое сентября» — это важный, переломный рубеж в жизни человека — детство закончилось.
Ольга Красникова, психолог-консультант, руководитель психологического центра «Собеседник», помощник ректора Института христианской психологии
Если ваш ребенок идет в первый класс — то, конечно, это надо отмечать как праздник, как Событие с большой буквы. Желательно, чтобы побольше родственников провожали ребенка в школу утром. И дома устроить какое-то торжество, потому что это переход ребенка в новый статус, очень серьезное изменение в его жизни, и ему важно получить поддержку от своих близких — чтобы близкие показали, что это действительно значимое событие.
1 сентября в первом классе – это, конечно, самый значимый день, а все последующие «первые сентября» в начальной школе можно просто отметить походом в какое-нибудь интересное место: в парк, если хорошая погода, в зоопарк, можно с друзьями. В первом классе у ребенка среди одноклассников друзей не так много, если они есть вообще, а в следующих классах уже будут друзья, и это будет такое вот радостное совместное проведение досуга.
Начиная со средней школы, если ребенок идет в ту же школу, где он начинал учиться, то ему больше важны уже не родители, не родственники, а друзья. И тут хорошо бы отметить уже не в кругу семьи, а именно с одноклассниками. Может быть, веселый классный час провести или отпраздновать в каком-то кафе. Этот праздник уже выходит из дома в социум, в общество сверстников.
Если же речь о старшеклассниках, то будет хорошо, если им родители купят тортик, который можно вынести из дома и съесть с друзьями. Старшеклассникам точно не нужно, чтобы их провожали в школу утром на линейку и чтобы родители принимали в этом какое-то участие. Для них уже важно именно общение с одноклассниками и друзьями.
Проводилось очень интересное психологическое исследование, в котором сравнивались семьи неблагополучных подростков с асоциальным поведением и подростков, которые более-менее спокойно переживали подростковый кризис. Выявили очень интересный факт: в семьях, где подросток сохранял контакт с родителями, продолжал учиться, где он не выходил в асоциальное поле — там было три времени суток, когда подросток был с родителями.
Это утро – то есть он просыпался не один в квартире, его кормили завтраком, спрашивали: как настроение, как себя чувствуешь? Ребенка провожали.
Потом он возвращался не в пустую квартиру. Причем дома были не обязательно родители: это могла быть соседка, няня, бабушка. Кто угодно, но кто-то взрослый. Советский образ маленького ребенка с ключом на шее, с большим портфелем возвращающегося домой, где его никто не ждет – это психологическая травма для ребенка, имеющая тяжелые последствия в будущем. Ребенку важно приходить не в пустой дом. Чтобы его встречали и спрашивали, как он провел день в школе, как у него дела, что произошло за день.
И очень важно, чтобы ребенок не засыпал один, чтобы в квартире был обязательно кто-то взрослый, чтобы пожелал ему спокойной ночи.
Дети, у которых не было этого времени, проведенного вместе со взрослыми, чувствовали себя одинокими, брошенными, никому не нужными. Эти переживания стали причиной того, что дети пытаются восполнить дефицит общения и признания во дворе, в компании — вне семьи, и у них начинаются серьезные психологические и социальные проблемы.
Проводите больше времени с детьми, чаще разговаривайте с ними и не только об учебе!
Мой совет учителям. О том, что не все учителя любят детей, я говорить не буду – это печальный факт. Поэтому в первую очередь хочется пожелать, чтобы они любили детей. И мне кажется, что основная составляющая педагогического успеха — когда учитель видит в ребенке прежде всего личность.
А успеваемость, оценки – это уже второстепенное, не главное. Уважение в ребенке личности – это залог успеха учителя. Потому что тогда он сможет найти с ребенком контакт. Сможет наладить с ним диалог. Если учитель не уважает в ребенке личность, то любые «педагогические воздействия» и «воспитательные меры» просто бесполезны.
Например, учитель говорит: «Ты не понял? Ты что ненормальный?» То, что ребенок что-то не понимает, получил двойку, еще ни о чем не говорит. Нужно выяснить, что послужило причиной. Может быть, у него в семье какие-то сложности, может, он плохо себя чувствовал, поэтому был невнимательным, не понял материал. Учитель ставит оценку, но он не должен делать выводов по поводу умственных способностей или личности ребенка. Должно быть просто человеческое понимание, внимание.
Если дети в классе чувствуют, что отношение учителей зависит от успеваемости: отличников выделяют, а те, кто учится хуже, – они «второго сорта», то это пагубно влияет как на отличников, так и на тех, кого зачислили во «второй сорт».
Когда ребенок идет в школу — это кризис для всей семьи. Для родителей, для бабушек-дедушек и, конечно, для самого ребенка. Нужно очень бережно относиться ко всем членам семьи, переживающим этот кризис. Пройдя через этот кризис, ребенок приобретает новый личностный и социальный статус — он теперь школьник. Первое «первое сентября» — это важный, переломный рубеж в жизни человека — детство закончилось.
Ольга Красникова, психолог-консультант, руководитель психологического центра «Собеседник», помощник ректора Института христианской психологии