Татьяна Ковалева

Книга - хороший друг. Она трогает душу, хотя может при этом и развлекать. Она будит воображение. Она говорит обо всех глубоких вещах, на которые так ищет ответ любое сердце. Уже в три ребенок начинает спрашивать, что такое любовь и что такое смерть. Книга ответит ему мягко. Ответит поэтично. Чутко. На языке, который мы уже утрачиваем. Важно, чтобы мы полюбили читать.

Мы с Никитосом читать очень любим, наш папа - полюбил только сейчас. В основном, причину своей длительной нелюбви к литературе он видит в том, что чтение превращалось для него в обязаловку, не было чтением в семейном кругу, и что читать приходилось не то, что нравится. Сейчас я нахожу для него нестандартную зарубежную литературу, играющую с сознанием читателя, логические загадки, научные статьи о политике, - и он читает с большим удовольствием. Наблюдая за тем, как читают или не читают вокруг, я пришла вот к чему.

Первое наблюдение довольно банально: любовь к чтению - это от родителей. Ребенок должен видеть, что вы читаете, читаете много, каждый день, читаете разное. Не только читаете, но и делитесь прочитанным, живо обсуждаете, размышляете, зачитываете друг другу отрывки. Мне кажется, начинать нужно с чтения вслух во время беременности - для себя, с выражением. Заучивать Евгения Онегина, может быть, необязательно, но если читать мужу стихи о любви или что-нибудь очень светлое, ребенок почувствует ваши эмоции.

Можно читать друг другу не только взрослую, но и детскую литературу. Не знаю даже, хитрость ли это - меня часто настолько трогают детские стихи или сказки, что я начинаю взахлеб читать их мужу, пока Никита занимается своими делами. Он может не смотреть в книгу, может делать вид, что увлечен чем-то другим, но тот восторг, который мы, родители, испытываем от книги, всегда ему передается. Через день-два эту книгу читает уже сам Никитос.

Мое главное убеждение: литературы должно быть много, с самого раннего возраста. Разных авторов, разных издательств, разных жанров. Может быть, в два ребенок примет стиль одного автора и не примет стиль другого. Может быть, больше полюбит в этом возрасте прозу, а может - поэзию. Может быть, какие-то иллюстрации покажутся вам дикими, а ребенку понравятся. Компания "Умница", кстати, разрабатывая книги для библиотеки "Академии", старалась каждую сделать с разными иллюстрациями, именно для широты, так сказать, художественного кругозора. Поэтому, если ребенку не понравилась конкретная книга, не нужно делать вывод, что ему еще рано читать большие прозаические произведения, и нужно ограничиться короткими стишками. Может быть, это просто не тот автор или иллюстратор.

Бытует мнение, что ребенок ничего не понимает в раннем возрасте по некоторым убеждениям, он длится лет до 18 минимум - и такие родители принципиально не берутся за чтение "долгих" текстов, например, отвергают сказки Пушкина. Мне кажется, что ребенку может понравится то, что не нравится вам. Не нужно сразу сокращать текст или молча рассматривать картинки - попробуйте, почитайте. Я думала, Нику будет не по возрасту читать всего "Айболита" Чуковского или "Маленького великанчика" Цыферова, и, опасаясь, что ребенок сразу убежит играть с чем-то другим, намеренно старалась все посокращать. И совершенно напрасно!

Если ребенку все-таки текст не понравился, я занимаюсь вольным и очень шустрым пересказом или мы смотрим картинки. Все же лучше, чем ничего где-то через годик пробуем читать полный вариант. Но важно, что мы взяли в руки книгу, немного послушали об авторе, краем уха уловили стиль его повествования, узнали о персонажах.

Кроме серьезной литературы у ребенка должны быть нестандартные книги. Я убеждена в этом! С их помощью ребенок, когда ему скучно, привыкает обращаться к книге, а не к планшету. Пусть будут книги, в которых можно клеить и рисовать, в которых можно додумывать истории, заглядывать в кармашки, открывать створки. Я, кстати, вслед за логопедами, очень люблю книжки-гляделки. Они очень обогащают словарный запас ребенка и позволяют вам общаться безграничное количество времени.

Сейчас много книг с иллюстрациями на всю страницу. Я не думаю, что ребенок, привыкнув к таким книгам, не захочет потом читать книги без иллюстраций. Обычно в таких "детских" версиях достаточно большой текст. И потом, ребенок привыкает скорее к мысли, что книга - это интересное времяпрепровождение. Кроме того, это время, когда мама никуда не бежит, а с увлечением занимается его, малышковым, делом)

Длинные-предлинные стихи я заучиваю наизусть и читаю во всех подходящих и неподходящих местах - в очереди, в машине, на отдыхе и т.д. Это полезно для моей памяти и крайне увлекательно для нас троих. Иногда, если в стихах есть диалоги, мы с мужем рассказываем на два голоса.

Все, что происходило в книге, не остается в книге: мы устраиваем по мотивам сказок целые спектакли, создаем декорации и кукол, фантазируем, что же могло случиться дальше. Отправляемся в путешествия за сокровищами, как герои любимых сказок, строим особые маршруты с заданиями и препятствиями или обсуждаем, как бы на нашем месте поступил тот или иной персонаж. Разумеется, мы делаем это не в форме жесткого родительского опроса. Мы просто кайфуем и дурачимся.

Книги у ребенка должны быть под рукой. Иногда говорят, мол, захочет прочесть - пойдет и возьмет книгу в библиотеке, зачем дома громоздить стеллажи. Не пойдет и не прочтет. Даже я далеко не пойду, а, зависнув около шкафа в минуты отчаянной скуки, буду искать, что бы такого взять интересненького.

Нужно читать с ребенком, когда он пойдет в школу. Не просто нужно, а необходимо! Не в обязаловку, не так, чтобы ребенок сам что-то прочел, а вы потом строго спрашиваете, а что случилось на той-то странице, а что - на той. Читать, обсуждать, что-то искать после прочтения - все нужно делать вместе. Вам должно быть интересно, это самое-самое важное. Помню, однажды, в восьмом классе, я никак не могла сдать зачет по биологии. И родители решили подготовить меня к нему вместе. До этого только папа пытался заниматься со мной математикой. На пятой минуте он ломался и срывался на крик, этим все и закончилось у меня с математикой. Но в этот раз они подошли к делу творчески: они смеялись, рисовали, баловались, сочиняли какие-то прозвища, чтобы заучить материал. Они так любили друг друга в этот момент, что эта история запомнилась мне на всю жизнь. Вот так и надо вместе читать.