Семейный стаж 24 года, 9 детей

КАК ПОЗНАКОМИЛИСЬ?

Рассказывает протоиерей Максим Первозванский: Мы познакомились на «картошке» в студенческом отряде, я учился на пятом курсе Московского инженерно-физического института, а Лариса — на втором. В том году урожай картошки был особенно большим и поэтому пятикурсники, которых обычно в сентябре отправляли убирать картошку, не успели собрать весь урожай за три недели. А на большее время деканат не разрешил отвлекать студентов от учебы. И тогда нам на смену прислали второкурсников, которых обычно никогда не снимали с учебы ради сбора урожая.

И вот, когда второкурсники уже приехали, а пятикурсники ещё не уехали, я и увидел свою будущую жену. Мы познакомились за те несколько дней, когда «сдавали вахту» студентам со второго курса, рассказывали им, как нужно работать.

Как-то сразу возникло ощущение, что это «мой» человек. Потом мы расстались на месяц. И я помню свое волнение, когда второкурсники должны были вернуться. Ведь одно дело встреча там, «на картошке», а другое дело здесь, в Москве. Я переживал, удастся ли продолжить знакомство и что из него получится. К счастью, всё сложилось хорошо. Такая вот студенческая романтика.

И там, «на картошке», даже и не успев еще по-настоящему влюбиться, понял, что Лариса – это человек, данный мне Богом, хотя был тогда еще неверующим. Но ощущение было настолько сильным, что я даже удивился. И это чувство уже никогда меня не покидает.

КРИЗИСЫ, ССОРЫ И ТРУДНОСТИ

У нас не было никогда таких кризисов, когда семья находится на грани распада, когда люди разводятся или жена уезжает к маме. И вопросов таких не возникало. Потому что мы представить себе не могли, что это возможно — расстаться. Невозможно же отдать ребенка потому, что он не так себя ведет, внешне не так выглядит и вместо него выбрать себе «получше». Нельзя поменять родителей. Так же на самом деле нельзя поменять жену и мужа, здесь не может быть вариантов. На этом знании и создавалась наша семья.

К сожалению, эта неизменность семейных отношений сегодня не является аксиомой. Мне кажется, что наш современный православный чин Венчания в вопросах жениху и невесте явно недостаточен. Видимо раньше вопрос: «Согласны ли вы взять в мужья (жены) этого человека» был ясен, люди знали, что за ним стоит. Сегодня многие не знают. И им не хватает пояснительной формулировки, примерно как в западных чинах Венчания, например, в протестантском: «в радости и в горести, в здравии и в болезни, в богатстве и болезни, покуда смерть не разлучит вас».

А вот сложности, проблемы – были. Например, первые пятнадцать лет совместной жизни у нас не было собственного жилья. Сначала – жили с родителями, потом – в квартире сестры, потом – на служебной жилплощади в школе-пансионе, потом – вновь у родителей… Старшая дочка пошла в пятый класс из пятого на ее жизни места жительства. То есть такого, что нам негде жить, не было, но только жилье всегда было не наше и было не понятно, сколько мы там пробудем.

Меня всегда радовало, что жена, пусть даже мы приехали жить в эту квартиру на год, пыталась устроить домашний быт так, как будто мы здесь навсегда. Свое жилье у нас появилось в 2003 году, когда Правительство Москвы приняло замечательную программу, правда, просуществовавшую всего четыре года, по которой семьям с 4 и более детьми предоставляли квартиру в течение года.

Можем мы иногда и поссориться, как правило, из-за пустяков. В последнее время – из-за воспитания детей. Одному может казаться, что поступок детей – ерунда, а другому – серьезным делом, требующим особой воспитательной процедуры. Бывают и обычные обиды, как в любой семье, когда одному кажется, что другой не уделяет ему внимания. Обычный семейный эгоизм является стандартным поводом для семейных разборов. Но я не рассматриваю все это как серьезные конфликты, ссоры. Да, у нас бывают, как и, наверное, в любой семье, периоды кратковременного или длительного отчуждения. Но они никогда не переходят за какую-то разумную границу и дальше дивана в гостиной моя жена никогда от меня не убегала.

СЕКРЕТ СЕМЕЙНОГО СЧАСТЬЯ

Так что секрет семейного счастья, на мой взгляд, — обязательное чувство долга, которое лежит в основании отношений, понимание, что брак – навсегда и ничего здесь изменить нельзя. И – желание и умение искать компромиссы и уступать. Какова бы ни была твоя правда, надо понимать, что есть правда семьи и она выше твоей собственной. Хорошо, когда это чувство есть у обоих супругов.

Сегодня некоторые православные мужья пытаются строить авторитарные отношения, ссылаясь на апостола Павла, который сказал, что жена должна слушаться мужа во всем. Но это жене сказано, что она должна слушаться мужа во всем, а не мужу. Муж об этом даже слышать не должен, а должен уши заткнуть.

Мужьям говорится, чтобы они возлюбили жен, как Христос возлюбил Церковь. Вот это уже не должны слушать жены. И если муж напоминает себе, какая ситуация бы ни произошла, как бы он ни обиделся, что он должен любить, как Христос возлюбил Церковь и жизнь за нее отдал, и жена вспоминает сказанные для нее слова апостола, тогда все будет в порядке. И такой брак уже ничего не разрушит.

Протоиерей Максим Первозванский, главный редактор журнала «Наследник», матушка Лариса Первозванская