Протоиерей Александр Зелененко

Основным и главным условием семейного счастья является духовно-мировоззренческое и жизнеукладное единство христианских супругов в любви (заключающееся в единстве правой веры, ценностей, воззрений, устремлений и жизненных принципов), результатом чего является единомыслие, единодушие супругов, их согласие и взаимная любовь.

Без единства веры и убеждений у супругов проявляется разлагающая разность в ценностях, вкусах и взглядах, направление склонностей в разные стороны, а главное – бессознательность и пустота семейной жизни, которую нельзя наполнить никакими чувственными удовольствиями. Если эта пустота и отсутствие высших ценностей, целей и благородных трудов, предлежащих супругам, охватывает обе половины, то семейное счастье погибло, и дом становится жилищем праздности, пороков и ссор, как в родителях, так и в детях.

Поэтому, общая причина несчастья в браке – отступление от правой христианской веры, её ценностей, нравственных норм и богоугодного характера жизни.

Сущность христианского брака заключается в истинной нелицемерной любви супругов к Богу и друг другу; при условии их сердечного обоюдослышания, с предпочтением себе – Бога, и ближнего (чем и преодолевается самолюбие каждого, как рассадник всякого греха и нестроений).

Только при согласии супругов на главнейшие их обязанности и при дружном их исполнении получают истинное значение и красота, и образованность, и достаток, и взаимная любовь, как средство для достижения целей или как утешение в трудах.

Если же эта неспособность к трудам семейной жизни является в одной половине, то эта половина становится бременем для другой, и её участь – иногда затаённое, но всегда неизбежное охлаждение, и даже пренебрежение от другой стороны, как к мёртвой силе, задерживающей общее дело и вредящей ему.

Когда равно пусты и рассеяны муж и жена, тогда они неизбежно теряют уважение и любовь со стороны собственных детей. Внимание к слабостям и недостаткам такого близкого человека, как муж или жена, возбуждает жалость к нему и утверждает в терпении, которое само по себе есть добродетель; в этой добродетели человек, имеющий христианские убеждения, и для собственного совершенствования обязан упражняться с ревностью и постоянством. Он не может бросить того, с кем сжился сначала первою, живою и ясною любовью, по слову апостола, милосердствующей, потом – любовью долготерпящей, и, наконец, любовью верующей в плоды терпения и в возможность исправления человека, которое иногда бывает и сверх ожидания, при особой помощи благодати Божией. (1 Кор. 13: 4, 7).

По этим воззрениям, честно любящие друг друга супруги не могут бросить друг друга за недостатки (если они не обращаются в преступления), иначе для них потеряется главная цель супружеской жизни – любить друг друга не с увлечением, для одних наслаждений, а с самоотвержением, для общего блага, временного и вечного. В этом случае полезно наставление св. Иоанна Златоуста: «В супружестве надо всем жертвовать и всё терпеть для сохранения взаимной любви. Если она утрачена – всё пропало». А любовь – и радующаяся о любимом, и скорбящая, и терпящая – всё любовь, т.е. единственное прочное чувство, услаждающее нашу земную жизнь.

Упадая в семействах, она и в обществе заменяется отношениями своекорыстными, себялюбивыми, а затем и пороками, разрушающими порядок общественной жизни. Всякая полезная общественная деятельность потеряет и душу, и силу, и истинный смысл при упадке семейных добродетелей.

Причинами разрушения брака являются – самолюбие, самоволие, самовластие, душевная глухота… и ложное понятие о любви (к Богу и ближним) и о назначении брака.

Смысл христианского брака – во взаимной душеспасительной помощи и достойном воспитании детей. Христианское отношение к недостаткам друг друга – снисходительность к слабости, стремление ненавязчиво помогать на личном примере с личным участием, исправляться и совершенствовать другого с любовью.

В первое время супружества люди не знают ни друг друга как должно, ни даже самих себя в новом своём положении. Обнаружение недостатков, неожиданные мысли, желания и требования поражают иногда обоих супругов как нечто необычайное, для счастья опасное и доказывающее ошибку, сделанную в выборе. При дальнейшем обнаружении недостатков эта мысль подтверждается, и умножающиеся столкновения, споры и размолвки при недостатке наблюдения за собою и снисходительности друг к другу принимаются за доказательство, что счастье улетает, что брак не удался, что вместе жить невозможно, что нужно разойтись. Поэтому, ожидание только готового счастья, наслаждений и удовольствий в браке и семейной жизни является эгоистическим и ложным. Напротив, правила христианской жизни требовали от обоих супругов: при благодарности Богу за найденные друг в друге достоинства, быть на страже и ждать обнаружения недостатков как неизбежной принадлежности человека; изучить их; отнестись со всей снисходительностью, какой требует взаимная любовь и приниматься, с кротостью и терпением, за исправление друг друга. Ибо христианский брак – есть самоотверженное из любви к Богу и ближним крестоношение. И подвижники любви знают, что любовь жертвующая доставляет духу несравненно высшее утешение, чем наслаждающая. Это любовь христианская, о которой сказано: «Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных, и не себе угождать. Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, в назидание. Ибо и Христос не Себе угождал» (Рим. 15: 1-3). Эта именно любовь и заповедана христианам как высшая добродетель, созидающая благо человечества. Если она иссякает у нас в супружествах, где её жертвы сопровождаются и многими утешениями, то можем ли мы надеяться сохранить её в общественной жизни нашей?

Правильный порядок семейной жизни (Божие его устроение) возможен при иерархическом соподчинении (послушании) младших старшим. Когда дети послушны родителям, жена послушна мужу, муж духовному отцу, Церкви и Богу.

В христианских семьях двойной союз – родственный и духовный – связывает мужей и жён, детей и родителей двойной силой, и ограждает их от всяких вредных влияний и соблазнов, приражающихся со стороны. И в таких семьях, как и везде между людьми, бывают и недостатки, и несчастья, и грехи, но всё встречается с покорностью воле Божией, оплакивается с чувством сокрушения и переносится с терпением и упованием на милость и помощь Божию. Такое семейство и называется у св. апостола Павла домашней церковью (Рим. 16: 4) в том смысле, что и христианской семье, как самой Церкви, Глава и Покровитель – Господь, что и она, как Церковь, живёт под осенением благодати Святаго Духа, и что ей вместе с Церковью принадлежит обетование о продолжении рода из века в век и о неотступном пребывании с нею Божия благословения.

Часто препятствиями к семейному счастью являются: поздняя женитьба, неправильное воспитание, стремление к общественным делам в ущерб семье и особенно распущенность по отношению к лицам другого пола.