Еп. Ириней (Орда)

По словам Премудрого, начало мудрости - страх Господень (Притч. 1:7). На этом основании первой добродетелью, которую родители сколько возможно ранее должны насаждать в сердцах своих детей, я полагаю страх Божий, т.е. религиозность, благочестие и набожность.

Но почему же – спросите – родители, особенно матери, должны учить своих детей набожности и благочестию с самого раннего возраста? Ответ на это такой: потому что, если ребенок из младенчества воспитан будет в благочестии, приобретет религиозные навыки, усвоит церковные обычаи, тогда только можно надеяться, что он и в зрелом возрасте, когда соблазны со всех сторон окружат его, когда злые страсти станут действовать сильнее, - он останется благочестивым и сохранит добрые обычаи и христианские привычки, приобретенные от матери еще на руках у неё. Религиозные наставления, которые ребенок получает от благочестивой матери в самом нежном возрасте, как бы всасываются с молоком матери, остаются обыкновенно на всю жизнь.

И если такой ребенок, впоследствии увлеченный злыми страстями или дурными примерами, пойдет дурной дорогой, то ему в большинстве случаев легче возвратиться на правый путь, чем тому, который не видел в детстве материнских религиозных о себе забот и попечения. В таких благочестивых воспитанных, хотя после и совратившихся с доброго пути, детях часто внезапно побуждается с неопределенной силой воспоминание о невинных счастливых детских годах; им припоминаются те детские простые молитвы, которым выучились из уст матери, давно уже, может быть, покоящейся в могиле, - те простые наставления, которые в детстве слышали от матери, еще будучи на коленях у неё. Забывший о молитве, закоренелый в беззакониях, ложась спать, вспоминает невольно, как мать учила его креститься перед сном, как сама крестила его, и делает на себе крестное знамение. Воспоминание о счастливых днях детства многих пробуждало от сна греховного и возвращало к Богу. Из этого видите, какое великое счастье для детей, если у них благочестивые матери, которые из младых ногтей, в самом нежном возрасте, учат их религии и благочестию. От матери, а не от няни, гувернера, репетитора, должен ребенок получить первое наставление в религии; в семье от матери, а не в школе у законоучителя ребенок должен научиться ежедневным, кратким утренним и вечерним молитвам, и от матери же он должен научиться молиться. Так издревле было во всех истинно благочестивых, богобоязненных семействах. “Как только дети начинают понимать, - повествует нам свт. Иоанн Златоуст, - родители обучают их апостольскому исповеданию веры (т.е. Символу Веры) и учат их молитвам, песням и обрядам, соблюдаемым при богослужении”. Тот же святитель такое наставление матерям: “учите, матери, своих малюток полагать крестное знамение на челе своем; но прежде чем сами они в состоянии будут это делать, крестите их соею рукою”. Древний блаженный учитель Церкви пишет к вдове, некоей Лете: “для христианской матери должно с радостью учить дитя свое и тогда уже, когда голос его еще слаб и язык еще лепечет, произносить сладчайшее имя Иисуса”.

Из сказанного понятно, думаю, почему родители, а особенно матери, на долю которых вообще большею частью выпадает воспитание детей в первые годы жизни, должны с раннего возраста насадить в них религиозное чувство, как основание религии и благочестия.

Но естественно, что вы желаете услышать, как это делать? Как воспитывать в детях религиозное чувство?

Это достигается когда родители, а особенно матери знакомят детей своих с раннего возраста с основными истинами нашей святой веры. Не пугайтесь! Это очень просто. Это всякая мать может сделать. Пусть она в простых сердечных словах, сколько возможно чаще, говорит со своими малютками о милосердном добром Отце Небесном, Который так любит детей и так много посылает им всякого добра. Пусть она, далее, время от времени рассказывает им о жизни первых людей в раю, как им там было хорошо, пока они слушались Бога и были добрыми, и как некогда на небе будет еще гораздо лучше тем, кто слушается Бога и родителей. Пусть она рассказывает им также, как Адам и Ева согрешили, и через это и самих себя и всех людей сделали несчастными, и как имел прийти и пришел на землю Спаситель, чтоб люди снова могли входить на небо, которое Бог затворил было за грехи наших прародителей. Пусть она расскажет своим малюткам о рождестве Иисуса Христа, о благочестивых пастухах, о тех волхвах, - мудрецах-царях, о злом Ироде и о невинных младенцах, о двенадцатилетнем Иисусе во храме, о Его трудовой жизни в Назарете, а также и о Его страданиях и смерти на кресте за наши грехи, что все это Он претерпел за то, что люди были так злы, - и ребенок тотчас поймет, что нельзя быть злым. Пусть расскажет о Воскресении Христовом и вознесении на небо: ребенок будет просить мать, чтобы она еще и еще продолжала… Благочестивая мать сумеет рассказать своим малюткам и о Матери Божией, о введении Её трехлетней девочкой в храм и жизни в храме, о том, как Матерь Божия любит детей и исполняет прошения молящихся к ней. Добрая мать расскажет также и о святых ангелах, особенно о святом ангеле-хранителе, так любящем добрых деток. Разумная мать христианка воспользуется также разными праздниками и праздничными временами для наставлений детей своих в важнейших истинах нашей святой веры. В каждом христианском доме есть святые иконы; сама мать носит на груди святой крест, надевает на шею своим детям. Этим она должна воспользоваться для христианского наставления детей, объяснив им, Кто изображен пригвожденным к кресту, и рассказывая о лицах и событиях, изображенных на иконах. Поднося ежедневно к святым иконам своего ребенка и изображая сама на себе крестное знамение и делая ручкой младенца таковое же, благочестивая мать приучит своего младенца, по мере его возрастания, и самому креститься и молиться перед святыми иконами. Благочестивая мать ежегодно в день рожденья и день Ангела своего ребенка не преминет принести или привести его в храм Господень для причастия Св. Таин. Таким и подобным образом добрая мать, задолго до поступления детей своих в школу, научит их основным истинам христианства, для усвоения которых и маленький ребенок имеет необходимое разумение; нужно им только расти под благочестивым настроением матери и хоть бы даже няни. Как, например, легко с елкой связать рассказ о рождестве Спасителя; как легко на Пасху можно выяснить ребенку, что Спаситель пострадал и умер за грехи людей (ребенок поймет, что не должно грешить), но Бог воскресил Его, что и мы умрем, но, если будем добрыми, то Спаситель и нас позовет из гроба, как вызвал Лазаря. Как легко можно поселить в ребенке благоговение и любовь к богослужению. Следует только внушать ему, что в церкви присутствует особенным образом вездесущий Господь Бог, любящий детей, что и его зовет к Себе милосердный Спаситель, но в церкви нужно стоять тихо, внимательно креститься и молиться.

Да, родители, если сердце ваше исполнено веры и любви к Богу, вы найдете тысячу средств и путей сделать своего ребенка благочестивым. Величайшую несправедливость делаем мы свои детям, не приучая их к благочестию и вере. Совершенно справедливо сказано, что “ душа человека – а, следовательно, и душа ребенка, - по природе христианка”. Действительно, Бог ожидает уже христианских качеств и от детской души. Не напрасно же сказано Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу Себе (Пс. 8,3). Поэтому для развития и вкоренения в детях религиозных чувств родители обязаны учить их с малых лет молиться Богу. Как бы мал ни был ребенок, он уже может молиться; он же ведь просит чего-либо у своих родителей; почему же не просить ему у Отца Небесного? Поэтому учите ребенка молиться, только начинайте это с детства; приучайте его, чтобы молитва стала для него потребностью. Совершайте регулярно со своими детьми утренние и вечерние молитвы, а также перед и после принятия пищи, чтобы они не шли к столу как животные к корыту, но чтобы знали, что кто хочет пользоваться дарами Божиими, должен просить и благодарить о них. “Отче наш”, “Богородице Дево” и другие краткие молитвы должен знать каждый ребенок, умеющий хорошо говорить. Печальное явление нашего времени, что общая в семье молитва теперь изгнана теперь везде. Поистине оттого так много несчастий в семействах и так много неудач в воспитании, что перестали молиться. Вечно истины слова: Просите, и дано будет вам (Мф. 7:7). Следовательно, получение связано с молитвой.

Но мне, думаю, возразят некоторые: “ребенок не понимает молитвы”. Конечно, он еще не поймет вполне содержания молитв, но в этом нет крайней необходимости, а сколько нужно для благоговейной молитвы, поймет и самый маленький ребенок. Если он не может еще составить себе ясного понятия о Боге, он однако чувствует Его; он ощущает своим духом, что есть высшее Существо, Которое нас любит и Которое мы должны любить; и если ребенок произносит слова молитвы, то он думает о Боге, возносит к Нему свои чувства. И такая молитва, выходящая из невинного детского сердца, несомненно, приятнее Богу, чем молитва ученого, вполне и точно понимающего каждое слово молитвы, которую он читает, но читает с холодной рассудочностью, без сердечного чувства. Как благоприятна Богу молитва ребенка, ясно сказал Псалмопевец, говоря: из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу (Пс. 8,3).

Но чтоб исполнить долг воспитания детей в религиозности и набожности, родители сами должны быть благочестивыми, богобоязненными, сами должны любить молиться. Если мать не из числа богобоязненных и благочестивых; если она не находит (так как не ищет) утешения и радости в молитве, то она не воспитывает своих детей в благочестии. Только если мать сама истинно благочестива, только если ребенок видит мать часто усердно молящуюся, он и сам научится благочестию и усердной молитве.

Итак, вы знаете, слушатели, почему важно с самого раннего детства приучать детей к благочестию; вы слышали, что матери особенно должны наставлять детей своих в вере и благочестии и приучать их к молитве, до поступления в школу. Потому-то к вам обращаюсь, христианские матери: самое лучшее наследство вы оставите детям своим, само лучшее приданное вы приготовите дочерям своим, если дадите им истинно религиозное воспитание. Учите же их, как я кратко сегодня указал вам, основным истинам святой нашей веры, учите их словом своим и примером с самого нежного возраста благочестию и молитвам. Будьте уверены, что законоучители и учители напрасно будут трудиться сделать ваших детей добрыми и богобоязненными христианами, если вы не положите этому основание дома. Воспитывайте детей в набожности и страхе Божием, и вы тогда можете надеяться, что дети после будут утешать вас и радовать. Потому что, если ваши дети будут благочестивыми и богобоязненными, тогда они будут и послушны, и благодарны вам самим; если вы научите детей своих исполнять обязанности к Богу, то они будут исполнять свои обязанности и к вам.

Поэтому, отцы и матери, воспитывайте детей своих для Бога и для Неба, тогда вы будете иметь от них радость и на земле. Аминь.

Ириней (Орда) (1837 - 1904), епископ Орловский и Севский, духовный писатель, исследователь Священного Писания, проповедник.