Ольга Лисенкова
Инвалидность – это кара Божия? Ребенок-инвалид – это наказание для родителей? Я вообще-то не очень воцерковленный человек, но об этом могу писать, наверное, только со ссылками на православные статьи. Что и последует ниже.
«За что, зачем, для чего»
«На московскую премьеру блокбастера «Хроники Нарнии: Принц Каспиан» Хакамада привела младшенькую дочь Машеньку. Девочка не совсем здорова — учится в специализированной школе №142 для детей с синдромом Дауна и требует повышенного внимания». — Отрывок из статьи «Ирина Хакамада вывела дочь в свет», «Экспресс-газета», 3 июня 2008Краткое содержание избранных комментариев читателей на Интернет-сайте «ЭГ»: Хакамаду «Бог покарал», «…наказана Богом».
По свидетельствам некоторых «особых» мам, с которыми я общаюсь, им приходилось слышать такое и от священников, и от врачей. Одной женщине, описав в подробностях диагнозы ребенка, доктор прямо так и заявила: «Думай, кого в жизни обидела». Другая была вынуждена выслушать отповедь о Божьей каре от православного священника. «Один священник отказал освящать центр реабилитации, т. к. «это не богоугодное дело, нечего этих детей реабилитировать, надо нести свой крест»» (Доклад Протоиерея Леонида Царевского) Женщина, с которой я лежала в роддоме, тоже «подбодрила» меня: «За грехи отцов до 7 поколений расплачиваются» — так она оставила мне «лазейку», мол, может, не я так нагрешила, что у меня ребенок-инвалид, может, мои предки.
А ведь в Евангелии говорится, что болезнь не является наказанием за грехи родителей. Сам Христос опроверг это, когда ученики, указывая на слепого, спросили у него. «Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» (Ин. 9:2-3).
«Суждение о том, что последующие поколения (называются цифры четыре или семь) будут расплачиваться за грехи отцов, имеет ветхозаветные корни, и в Евангелии мы не найдем никаких указаний на это» (архиепископ Иоанн Белгородский)
С тех пор, как пришел в мир Христос, ветхозаветная парадигма «Око за око, зуб за зуб» сменилась – но, видимо, не так просто это понять.
Это непросто понять тем, кто не столкнулся с проблемой детей-инвалидов и вообще инвалидности. Как говорится в народе, «Бог шельму метит».
Именно поэтому нелегко приходится и самим «особым» родителям. Не только из-за порой подозрительного, брезгливого отношения окружающих, но и из-за того, что изначально такая семья начинает задавать себе тупиковые вопросы: за что нам это наказание.
Мне в этом плане повезло. Вопрос, конечно, возник и у меня, — но в роддоме работала психолог, и она сказала мне, что синдром Дауна возникает вне связи с какими-то внешними факторами: не из-за внутриутробных инфекций или вредных воздействий во время беременности, не из-за асоциального образа жизни родителей. Что это не нам, а нашему ребенку выпала такая судьба, а наша задача – по мере сил помогать особым детям пройти путь, сужденный ему в жизни Богом. Она другими словами, возможно, даже интуитивно, сформулировала библейское «Никто не виноват, ни он сам, ни его родители, но на нем проявляются дела Господни».
Как правило, те родители, кому удается справиться с шоком и полюбить своего «особого ребенка», приходят к тому, что ребенок-инвалид вовсе не наказание Господне. Некоторые говорят о том, что это своеобразное благословение: ведь он такой милый, светлый. Другие утверждают, что рождение такого ребенка позволило им отсеять ненастоящих друзей, ложные амбиции, понять, что в жизни действительно важно, а что нет. В нецерковных семьях многие приходят к Богу как раз благодаря болезни детей» (Доклад Протоиерея Леонида Царевского)
Как это сформулировала одна из «особых мам» (к сожалению, не могу сейчас разыскать ссылку на точную цитату), вопрос «за что?» постепенно сменился в ее мировоззрении вопросом «для чего?». Для чего Господь послал такого ребенка именно нам? Наверное, каждый отвечает на этот вопрос по-своему.
Мне близок взгляд, описанный в статье «Апостольство инакоодаренных» (автор — Иерей Пётр Коломейцев). Я процитирую отрывки: «Ясно, что не Бог виноват в наших бедах – мы сами сделали мир таким, что в нем трудно рожать здоровых детей. Не соблюдая Божьи указания о сбережении мира, вверенного нам, стоит ли удивляться, что мир становиться все менее пригодным для существования. (…) А раз мы перестали слушать голос разума и своей совести, то Господь посылает нам своих пророков из числа «малых сих», своих безгрешных чад. (…) Таким образом, имея попечение об инвалидах, по сути, мы имеем попечение о самих себе. Общества, избавляющиеся от «уродов», становятся обществами «моральных уродов»».
И еще: «Мы вправе говорить об «особом служении» инвалидов, служение равном миссии Христа, об их особом посланничестве в наш мир, апостольстве, которое выпало на их хрупкие плечи».
Конечно, я далека от того, чтобы впадать в экстаз, глядя на своего ребенка-инвалида. Для родителя естественно стараться сделать ребенка счастливым, создать ему возможности для наиболее полноценной, наиболее «нормальной» жизни.
Вместе с тем, мне представляется, что это гордыня – считать, что все хорошее в твоей жизни само собою разумеется, а все плохое (к примеру, инвалидность ребенка) – незаслуженная кара Божия.
Можно сказать, что иметь синдром Дауна (или быть родителем ребенка с синдромом Дауна) — это не судьба. Это предназначение. А судьба зависит от того, как этим предназначением распорядишься.
P.S. Для тех, кому очень тяжело, хочу привести притчу «Cледы на песке».
Как-то раз одному человеку приснился сон. Ему снилось, будто он идёт песчаным берегом, а рядом с ним — Господь. На небе мелькали картины из его жизни, и после каждой из них он замечал на песке две цепочки следов: одну — от его ног, другую — от ног Господа.
Когда перед ним промелькнула последняя картина из его жизни, он оглянулся на следы на песке. И увидел, что часто вдоль его жизненного пути тянулась лишь одна цепочка следов. Заметил он также, что это были самые тяжёлые и несчастные времена в его жизни.
Он сильно опечалился и стал спрашивать Господа:
— Не Ты ли говорил мне: если последую путём Твоим, Ты не оставишь меня. Но я заметил, что в самые трудные времена моей жизни лишь одна цепочка следов тянулась по песку. Почему же Ты покидал меня, когда я больше всего нуждался в Тебе?
— В те времена Я нёс тебя на руках.