Психолог Людмила Ермакова
Это было год назад. В антикризисное подразделение медико-психологического центра, в котором я работаю, позвонила плачущая женщина. Ее тринадцатилетний сын дважды делал суицидальные попытки и грозит довести это намерение до исполнения. Приглашаю маму подойти ко мне в центр. Мама прибегает через пятнадцать минут и начинает рассказывать, какие скандалы с сыном и мужем она выносит, пытаясь, в наше тяжелое для воспитания детей время, уберечь его от пагубного желания «быть, как все», т.е. примерять на себя всю ту грязь, которая широким потоком льется на наших подрастающих детей.
Единственную защиту от разрушающего воздействия современной молодежной культуры она видит в воцерковлении своего сына. Но тот не только не хочет идти в храм, исповедоваться, причащаться, поститься, молиться, но с ненавистью и слезами встречает любые разговоры матери на эту тему. Ситуация усугубляется тем, что муж не является ее союзником в деле воспитания сына и крайне отрицательно относится к тому, что жена постится, молится и вообще ходит в церковь. И вот теперь новая беда: любимый сын заявляет, что ему все надоело, он не хочет жить и все равно покончит с этой жизнью. Что делать?
Начинаю ее спрашивать: «Давно ли она стала воцерковляться?» Отвечает: «Года два». Интересуюсь: «Как ее жизнь складывалась до этого?» Рассказывает, что была красивой женщиной, следила за собой, хорошо одевалась. Семья была дружная – хороший муж, успел сделать неплохую карьеру, послушные дети. И вот сейчас вся семья разваливается. Спрашиваю: «Может быть, неправильно воцерковляетесь?» До воцерковления – интересная ухоженная женщина, сейчас – небрежно одета, кое-как причесана, лицо унылое, во взгляде тоска и смятение. Разве так должен выглядеть человек, почувствовавший красоту и благодать православной веры? Раньше для мужа готовились вкусные обеды, было живое радостное общение, а теперь, оказывается «все нельзя», в доме напряженная обстановка – следствие позиционной войны. Вкусные обеды – большая редкость, т.к. «не это главное в жизни, а духовная пища», да еще посты всех видов – как бедному мужу все это вынести?» В общем, как только мама стала ходить в церковь – всем стало плохо. Интересуюсь, если все стало много хуже, то как будут относиться к церкви муж и сын? Очевидно, отсюда и неприятие Церкви вообще и нового маминого образа серой суетливой мышки – в частности.
Обратились к Евангелию: «… когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.» (Мф.гл.6, 16-18). «Радуйтесь» - обращаются к нам Св.Апостолы в своих посланиях. «Мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью… Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир.» (Иаков, гл.3, 13-18).
Многие наши женщины в начале своего воцерковления совершают одну и ту же ошибку. Начиная осознавать греховность прошедшей жизни, они плачут безмерно, впадают в некое постоянно присутствующее скорбное состояние духа, которое проявляется в моторике, в выражении лица, в одежде, в невнимании к семейному быту и работе. Возникает парадоксальная ситуация – женщина приходит в Церковь, а ее семья при этом начинает рушиться. Понимая это, как «искушение», она начинает с этим по своему разумению бороться. И почему-то эта борьба начинается со своими домашними, которых очень хочется любым способом привести в Церковь, а если они не идут, то заставить всех хотя бы поститься.
Такая «новоначальная» , проявляя «ревность не по разуму», сама становится сильнейшим искушением для своих домашних и переводит их отношение к Церкви из безразличного к резко отрицательному. А должно быть иначе: мамочка воцерковляется - и всем в доме становится лучше: обеды вкуснее, дома чище, ругани меньше, радости больше.
Давайте вспомним, как, например, одевались наши православные женщины: сходим в исторический музей, посмотрим фотографии Святой Царской Семьи и др. Мы увидим, что русские православные женщины, во всех сословиях по-разному, но всегда одевались красиво, со вкусом. И сейчас еще, к сожалению, очень редко, но можно увидеть хорошо одетую красивую русскую женщину; вспомним Нину Карташеву, Татьяну Петрову и др.
Определился уже некий «псевдоправославный» стиль в одежде наших женщин: невзрачно-балахонного вида кофты, юбки, куртки-плащи, в основном, турецкого производства. Может быть для Турции это традиционный стиль одежды, но история русского национального костюма доказывает, что одеваться скромно – не значит одеваться серо и бесформенно.
И пост всех видов трудно ввести в семье волевым решением, лучше это делать, по словам апостола «по взаимному согласию». Я, например, знаю хорошие семьи, где мама и дети постятся и спокойно переносят, когда папа при них ест жареную отбивную и борщ с мясом – и в семье мир и согласие. Есть семьи, где постится только мама – но покой и любовь в семье сохраняются.
Упомяну еще одно имя – супруги св. великого князя Димитрия Донского – преподобной благоверной княгини Ефросинии Московской. Оставшись вдовой, она под пышными княжескими одеждами носила вериги и власяницу и изнуряла тело свое строгим постом так, что оно почернело и иссохло и «плоть прилипла к костям». Однако, скрывая даже от близких свои подвиги, украшалась драгоценными камнями и устраивала в великокняжеском тереме званые обеды, на которых сама не прикасалась к яствам.
«Если ты хочешь помочь Церкви, то старайся лучше исправить себя самого, а не других. Если ты исправишь себя самого, то сразу же исправится частичка Церкви. И понятно, что если бы так поступали все, то Церковь была бы приведена в полный порядок. Но люди сегодня занимаются всем, чем угодно, кроме самих себя, потому что заниматься другими легко, а для того, чтобы заниматься самим собой, нужен труд». (Паисий Святогорец, т.П, стр.75).
х х х
Недавно опять пришла ко мне эта женщина с сыном, посоветоваться о некоторых его школьных проблемах. Лицо светлое, радостное. Сын очень дружен с мамой, советуется с ней, но решения старается принимать самостоятельно. Мальчик постится, причащается, летом ездил в паломнические поездки, хорошо учится в школе, очень ответственен и активен. Воцерковился ребенок не по принуждению, а по любви. Слава Богу за все!
Единственную защиту от разрушающего воздействия современной молодежной культуры она видит в воцерковлении своего сына. Но тот не только не хочет идти в храм, исповедоваться, причащаться, поститься, молиться, но с ненавистью и слезами встречает любые разговоры матери на эту тему. Ситуация усугубляется тем, что муж не является ее союзником в деле воспитания сына и крайне отрицательно относится к тому, что жена постится, молится и вообще ходит в церковь. И вот теперь новая беда: любимый сын заявляет, что ему все надоело, он не хочет жить и все равно покончит с этой жизнью. Что делать?
Начинаю ее спрашивать: «Давно ли она стала воцерковляться?» Отвечает: «Года два». Интересуюсь: «Как ее жизнь складывалась до этого?» Рассказывает, что была красивой женщиной, следила за собой, хорошо одевалась. Семья была дружная – хороший муж, успел сделать неплохую карьеру, послушные дети. И вот сейчас вся семья разваливается. Спрашиваю: «Может быть, неправильно воцерковляетесь?» До воцерковления – интересная ухоженная женщина, сейчас – небрежно одета, кое-как причесана, лицо унылое, во взгляде тоска и смятение. Разве так должен выглядеть человек, почувствовавший красоту и благодать православной веры? Раньше для мужа готовились вкусные обеды, было живое радостное общение, а теперь, оказывается «все нельзя», в доме напряженная обстановка – следствие позиционной войны. Вкусные обеды – большая редкость, т.к. «не это главное в жизни, а духовная пища», да еще посты всех видов – как бедному мужу все это вынести?» В общем, как только мама стала ходить в церковь – всем стало плохо. Интересуюсь, если все стало много хуже, то как будут относиться к церкви муж и сын? Очевидно, отсюда и неприятие Церкви вообще и нового маминого образа серой суетливой мышки – в частности.
Обратились к Евангелию: «… когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.» (Мф.гл.6, 16-18). «Радуйтесь» - обращаются к нам Св.Апостолы в своих посланиях. «Мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью… Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир.» (Иаков, гл.3, 13-18).
Многие наши женщины в начале своего воцерковления совершают одну и ту же ошибку. Начиная осознавать греховность прошедшей жизни, они плачут безмерно, впадают в некое постоянно присутствующее скорбное состояние духа, которое проявляется в моторике, в выражении лица, в одежде, в невнимании к семейному быту и работе. Возникает парадоксальная ситуация – женщина приходит в Церковь, а ее семья при этом начинает рушиться. Понимая это, как «искушение», она начинает с этим по своему разумению бороться. И почему-то эта борьба начинается со своими домашними, которых очень хочется любым способом привести в Церковь, а если они не идут, то заставить всех хотя бы поститься.
Такая «новоначальная» , проявляя «ревность не по разуму», сама становится сильнейшим искушением для своих домашних и переводит их отношение к Церкви из безразличного к резко отрицательному. А должно быть иначе: мамочка воцерковляется - и всем в доме становится лучше: обеды вкуснее, дома чище, ругани меньше, радости больше.
Давайте вспомним, как, например, одевались наши православные женщины: сходим в исторический музей, посмотрим фотографии Святой Царской Семьи и др. Мы увидим, что русские православные женщины, во всех сословиях по-разному, но всегда одевались красиво, со вкусом. И сейчас еще, к сожалению, очень редко, но можно увидеть хорошо одетую красивую русскую женщину; вспомним Нину Карташеву, Татьяну Петрову и др.
Определился уже некий «псевдоправославный» стиль в одежде наших женщин: невзрачно-балахонного вида кофты, юбки, куртки-плащи, в основном, турецкого производства. Может быть для Турции это традиционный стиль одежды, но история русского национального костюма доказывает, что одеваться скромно – не значит одеваться серо и бесформенно.
И пост всех видов трудно ввести в семье волевым решением, лучше это делать, по словам апостола «по взаимному согласию». Я, например, знаю хорошие семьи, где мама и дети постятся и спокойно переносят, когда папа при них ест жареную отбивную и борщ с мясом – и в семье мир и согласие. Есть семьи, где постится только мама – но покой и любовь в семье сохраняются.
Упомяну еще одно имя – супруги св. великого князя Димитрия Донского – преподобной благоверной княгини Ефросинии Московской. Оставшись вдовой, она под пышными княжескими одеждами носила вериги и власяницу и изнуряла тело свое строгим постом так, что оно почернело и иссохло и «плоть прилипла к костям». Однако, скрывая даже от близких свои подвиги, украшалась драгоценными камнями и устраивала в великокняжеском тереме званые обеды, на которых сама не прикасалась к яствам.
«Если ты хочешь помочь Церкви, то старайся лучше исправить себя самого, а не других. Если ты исправишь себя самого, то сразу же исправится частичка Церкви. И понятно, что если бы так поступали все, то Церковь была бы приведена в полный порядок. Но люди сегодня занимаются всем, чем угодно, кроме самих себя, потому что заниматься другими легко, а для того, чтобы заниматься самим собой, нужен труд». (Паисий Святогорец, т.П, стр.75).
х х х
Недавно опять пришла ко мне эта женщина с сыном, посоветоваться о некоторых его школьных проблемах. Лицо светлое, радостное. Сын очень дружен с мамой, советуется с ней, но решения старается принимать самостоятельно. Мальчик постится, причащается, летом ездил в паломнические поездки, хорошо учится в школе, очень ответственен и активен. Воцерковился ребенок не по принуждению, а по любви. Слава Богу за все!