Нина
ИСТОЧНИК РАДОСТИ НЕСКАЗАННОЙ
Пойдемте, побудем на одном величественном уроке, чтобы вы, дети Божии, поучились и поняли, Кто есть источник радости несказанной, той радости, какой сподобились апостолы и мученики за Христа.
Идите и вы, грешники, ибо это более всего вас касается. Идите и встаньте пред Очами, за вас плачущими, пред Рукой, вас милующей, пред Устами, вас не осуждающими. Идите к Царю вы, убогие и скудные духом, чтобы Он наделил вас бессмертным благородством: облачил бы вас в царские одежды, возложил бы на головы венцы царские, усадил бы вас рядом с Собой за трапезу вместе с Ангелами. Идите, послушайте и посмотрите, как Он, Всемилостивый, поступает с грешниками, чтобы радость озарила ваши сердца.
Однажды утром сидел Всемилостивый Господь перед храмом в Иерусалиме и питал жаждущие души людские Своими сладостными поучениями. Множество людей окружило Его. Господь говорил народу о вечной радости праведника в вечном Отечестве на Небесах. И народ услаждался Божественным словом, как медом. Печаль множества тоскующих душ и злоба многих озлобленных сердец таяли как снег под ярким солнцем. И кто знает, сколько бы длился тот прекрасный урок мира и любви между Небом и землей, если бы не случилось непредвиденное. Человеколюбивый Мессия никогда не почувствовал бы усталости, просвещая народ, а боголюбивый народ никогда бы не почувствовал усталости, слушая мудрые речи утешения.
Однако случилось нечто ужасное, варварское, свирепое… Когда народ наслаждался мирным покоем и согласием в мыслях с Богом своим, вечно надменные книжники и фарисеи, роковые предводители народа иудейского, нарушили этот мир и внесли безобразный шум-гам в Божественную гармонию.
Так о чем же все-таки кричали книжники и фарисеи? Может, они одержали победу над чьей-то сильной армией? Или поймали какого-то главаря разбойников? Ничего подобного. Просто они с оглушающими криками, торжествуя, приволокли на площадь одну бедную женщину, уличенную в грехе прелюбодеяния. Поставив ее посреди, они сказали Ему: Учитель! Эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь?
«А Ты что скажешь?» — лукаво спросили они. Так представили это дело неявные грешники, охотники за чужими грехами, искусные укрыватели своих изъянов. Перепуганный народ расступился, пропуская своих старейшин вершить их злую волю. Иисус говорил о жизни и радости, а эти горлопаны кричали об убийстве.
Но почему же старейшины как стражи закона не побили камнями ту женщину сами? Зачем они поставили ее перед Иисусом? Закон Моисея давал им право поступить так (Лев. 20: 10). Кого бы это в те дни удивило и кого бы встревожило? Да никого, совершенно никого! Кто сегодня тревожится, когда смертной казни подвергают какого-то преступника? Закон Моисея ставил плотский грех, грех прелюбодеяния, в один ряд с преступлениями, караемыми смертной казнью.
Так для чего же старейшины иудейские привели эту грешную женщину и поставили перед Господом? Не для того ли, чтобы выхлопотать смягчение наказания или помилование? Нет, совсем не для этого! Они привели ее, замыслив дьявольский план поймать Иисуса на слове, противном закону, чтобы осудить и Его. В своей испорченности они стремились не уменьшить зло, но увеличить его. Одним ударом они хотели погубить две жизни: убить и женщину, преступившую закон, и Христа.
«А Ты что скажешь?»
«А Ты что скажешь?» — спросили старейшины иудейские. Зачем они Его спрашивали, если закон Моисея ясен? Евангелист Иоанн, описывающий эти события, объясняет их намерения такими словами: Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его.. Старейшины иудейские уже много раз поднимали руку на Него, чтобы убить Его, но Он или уходил от них, или они боялись народа, который считал Его Пророком. И вот теперь им удалось поймать удобный момент, чтобы осуществить свое намерение. Именно здесь, перед храмом Соломона, где в ковчеге завета в тени крыл херувимских хранились скрижали Закона, здесь, перед огромной толпой народа Иисус должен был произнести слово, противоречащее закону Моисея, — и тогда их цель была бы достигнута. Тогда они побили бы камнями обоих: и Христа, и прелюбодейку. Думается, что скорее они побили бы камнями Его, чем ее, как позднее, перед Пилатом, дружно требовали освобождения преступника Вараввы, а не Иисуса.
Так разве вам не ясно теперь, какая грозовая туча нависла и над грешницей, и над Безгрешным? Все присутствовавшие ожидали выбора одного их двух: либо Господь освободит грешницу по Своему милосердию и тем самым нарушит закон Моисея, или все же одобрит закон, сказав: «Делайте так, как велит закон», и тем самым нарушит Свою заповедь о прощении и милосердии. В первом случае и Он был бы осужден на смерть, во втором – Его подвергли бы поруганию и осмеянию.
Люди стояли, затаив дыхание, не спуская с Него глаз. И никто… не мог предположить, что Его ответ будет иметь такое значение во времени и пространстве, какое он приобрел. Никто не мог предвидеть, что тот Его ответ даже спустя двадцать столетий будут повторять с почтением, удивлением и радостью и в нашем городе, и в Царьграде, и в Риме, и в Лондоне, и в Токио, и в других уголках земли. Он один это знал. Только Он знал, что в том месте и в тот час присутствуют не все Его слушатели. Только Он знал, что Его тогдашний ответ будет услышан и повторен сегодняшним поколением христиан, и будут повторять миллиарды после нас. Только Он, Всеведающий, знал, что Его тогдашний ответ должен стать нравственным законом для всех поколений племен и народов до скончания времен на земле. Это было то третье, чего никто не ожидал...
Что писал Господь на земле?
Евангелист умолчал об этом в Священном Писании, ибо это было слишком отвратительно, гнусно и недостойно страниц Книги Радости. По-видимому, Господь написал нечто ужасное, и это ясно из стремительного поворота событий после начертания на земле. Но если Евангелист не захотел нам ничего сообщить, то нам осталось уведомление об этом в Священном Предании.
И из Священного Предания мы понимаем, что писал тогда Господь перстом на земле. Он написал нечто неожиданное и поразившее тех старейшин, судей грешной женщины. Он вывел перстом на земле их самые тайные, тщательно скрываемые грехи, ибо напрасно пытаться скрыть что-то от взора Того, Который все видит, чье знание суть Провидение: «М(ешуллам) украл церковное имущество, — выводил Перст Господень на земле. — А(арон) совершил прелюбодеяние с женой брата своего, Ш(аллум) лжесвидетельствовал, Е(леф) избил своего отца, А(малисай) присвоил имущество вдовы, М(ерари) учинил содомский грех, И(оэль) поклонялся идолам». И так, строку за строкой выводил на земле страшный Перст праведного Судии. А они, кого все это касалось, нагнувшись, читали написанное с несказанным ужасом. Они поняли, что все их так тщательно скрываемые преступления, которые попирали закон Моисея, были Ему ведомы и вот теперь у них на глазах выведены на песке.
На мгновение уста их замолкли. Наглые хвастуны, превозносящие свою праведность, и еще более дерзкие судьи чужой неправедности теперь стояли немы и недвижимы, как камни в стенах храма. Они дрожали от страха, не смели посмотреть друг другу в глаза. О казни грешной женщины они теперь и не помышляли, а думали только о себе и о своей неминуемой смерти, о которой свидетельствовали письмена на земле. Ни один язык больше не поворачивался лукаво спросить: «А Ты что скажешь?»
Господь не произнес ни слова. Он ничего не сказал. Ему было противно Своими пречистыми устами перечислять их грехи, вот почему Он прибегнул к писанию на земле. То, что так мерзко и грязно, заслуживает только быть начертанным по праху.
Другая причина, по которой Господь писал на земле, еще величественнее... То, что написано на песке, быстро исчезает без следа. А Христос и не хотел возвещать об их грехах всем и всякому. Если бы Он этого хотел, Он объявил бы об их грехах перед всем народом, и осудил бы их, и их казнили бы согласно закону Моисея. Однако Иисус, беззлобный Агнец Божий, не замышлял ни мести, ни смерти тем, кто готовил для Него тысячу смертей. Господь хотел только заставить их подумать о себе и своих грехах. Он хотел лишь напомнить им, чтобы они под бременем своих грехов не были безжалостными судьями грехов чужих; чтобы они, преступники во мраке, не рвались быть вождями других. Вот все, чего хотел Господь. Завершив начертание, Он снова разровнял песок, и письмена исчезли.
«Кто из вас без греха…»
После этого великий Господь наш выпрямился и спокойно произнес: «кто из вас без греха, первый брось на нее камень». Мгновение надменные судьи грешной женщины стояли, обезоруженные и осужденные, перед Судией, немые и неподвижные. А Спаситель нагнулся и снова начертал что-то на земле.
Господь своим начертанием на земле сумел добиться трех вещей. Во-первых, Он отвел бурю, грозившую Ему Самому со стороны старейшин иудейских. Во-вторых, в их очерствевших душах Он хоть на миг пробудил умерщвленную совесть. В-третьих, спас грешницу от смерти. Ибо говорится о старейшинах: Они же, услышав то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди.
«Иди и впредь не греши»
Площадь перед храмом Соломона стремительно опустела. Там не осталось никого, кроме двоих, обреченных старейшинами на смерть: грешницы и Безгрешного. Женщина стояла, а Он склонился к земле. Вокруг не было никого. Наступила мертвая тишина. Вдруг Господь поднялся, огляделся вокруг и, не видя никого, кроме нее, сказал ей: «женщина! Где твои обвинители? Никто не осудил тебя?».
Господь знал, что ее ни один человек не осудил, но хотел этим вопросом поддержать женщину, чтобы сердце ее воспрянуло и душа ожила, чтобы она яснее поняла Его последующие слова. Так опытный врач сначала поддержит больного морально, а потом предлагает ему лекарство. Господь спросил ее: «Никто не осудил тебя?» И женщина ответила: «Никто, Господи».
Эти слова произнесло несчастное существо, которое минуту назад не могло и надеяться когда-либо слово выговорить; существо, которое, может быть, впервые в жизни ощутило истинную радость. Прежде эта грешница знала только боль и наслаждение, мечтая лишь о наслаждении, то есть о том, что свойственно скоту в стаде. А теперь она почувствовала радость, то есть нечто свойственное людям в обществе человеческом.
Наконец Всемилостивый Господь сказал женщине: И Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши.
Вот она — радость несказанная!
Когда волки оставляют в покое свою жертву, то и пастырь, конечно же, не желает смерти заблудшей овцы. Нужно только понимать, что неосуждение Христово означает гораздо больше, чем неосуждение людское. Когда люди не осуждают тебя за твой грех, это значит, что они не предают тебя суду за этот грех, но оставляют грех твой с тобой и в тебе. Когда же Господь Бог не осуждает, это значит, что Он прощает грех, извлекает его из тебя, как гной из раны, и душа твоя очищается. Поэтому слова Иисуса: «Я не осуждаю тебя» — следует понимать так: «Отпускаются тебе грехи твои; иди и впредь не греши».
Вот она — радость несказанная!
Вот радость от истины, ибо Господь открыл истину заблудшим.
Вот радость от правды, ибо Господь свершил праведное дело.
Вот радость от милости, ибо Господь явил милосердие.
Вот радость от жизни, ибо Господь сохранил жизнь.
Вот Евангелие Христа, вот Радостная Весть, вот Учение о Радости — один лист из Книги Радости.
Что же такое — грех плоти?
Но если кто захочет вкусить этой радости, недоступной фараону Египетскому и кесарю Римскому, тот должен воздержаться от греха, потому что в грехе кроется причина беды, убивающей радость. Особенно опасен грех плотский, в который впала та грешная женщина. Что же такое — грех плоти? Это такой грех, который заставляет служить себе все остальные грехи: и лжесвидетельство, и презрение к родителям, и отпадение от Бога, и грабеж, и убийство, и самоубийство. Кто впадает в грех плоти, тот не почитает своего тела и не почитает Бога, Творца тела. Живет ли на свете такой безумный царь, который свою самую дорогую карету для парадных выездов отдает под вывоз мусора? И тело — это самая дорогая карета, которую Господь сотворил из праха земного, чтобы с почетом возить царских детей — Божьи души. И впадающий в блудный грех в безумии своем возит в царской карете навоз.
Поистине, блудный грех — это безумие. Безумец тот, кто через этот грех пытается достичь радости, ибо грех этот приносит лишь черную беду. С тех пор, как сатана посеял грех блуда среди людей, грех этот всегда приводил и всегда будет приводить людей к пропасти, болезням и смерти. Самый скрытый изо всех грехов, он, в то же время, и самый ужасный по своим последствиям, явно его выдающим. Если бы вашему взору открылись души тех, кто держит этот грех в себе, вы бы содрогнулись от ужаса. Вы увидели бы такие ужасно покалеченные и изъязвленные души, какими никогда не бывают на свете тела. Своим отвратительным уродством эти души вызвали бы омерзение, как если бы издавали невыносимый смрад. Боже сохрани вас от этого греха, от этой смертоносной напасти!
А вы, согрешившие, поспешите припасть к ногам Пречистого Христа, как та кающаяся грешница, чтобы и вас очистил от проказы Тот единственный, Кто может и хочет это сделать. В Нем истина, в Нем правда, в Нем милосердие, в Нем жизнь. От Него исходит радость, а не от крови и плоти, которая умрет, истлеет и превратится в смердящую кучу, гадливее всякого навоза, из-за чего ее прячут под землю.
Однако этой куче праха Творец оказывает честь рождать царей и пророков, священников и поэтов, мудрецов и почтенных тружеников. Безумие блуда извращает назначение тела, которое телу вменил Господь. Безумие блуда гасит в себе искру Божества, но возжигает смрадный деготь пакостной страсти. То безумие, что ведет к греху блуда, разрушает браки, убивает любовь, делает детей сиротами при живых родителях, привносит злую кровь между братьями и друзьями, превращает честь в бесчестье и уважение в презрение, выставляет мудреца на смех, повергает сильных, ломает здоровых, умножает чахоточных, наполняет и переполняет лечебницы для душевнобольных, разжигает ненависть, наполняет кладбища самоубийцами, переполняет суды, заполняет тюрьмы, развязывает войны, свергает престолы, превращает столицы в помойки, державу — в загон для стада сатанинского.
Это безумие предназначено не для вас, дети Божии. Оно предназначено отпавшим от Бога и припавшим к дьяволу и его стаду. Вам предназначено царское достоинство в бессмертном Царстве Бога, Царя царей. Для вас приготовлена радость — радость несказанная, которой радуются Ангелы на Небесах и праведные души на земле. Аминь!
Художник В.Д.Поленов "Христос и грешница"