Евгения Гринюк

Читая святых отцов, мы находим, как исправить наш путь, однако «Знание без дел по нему, еще не твердо, хотя бы было и истинно. Всему утверждением служит дело», наставлял святой Марк Подвижник (Добротолюбие, 4-й том, стр. 473, п.12.).

В одном из аскетических учений святого Марка Подвижника «О законе духовном» говорится, что имеется 3 вида благочестия:
1. Не согрешать;
2. Согрешивши, терпеливо переносить приключившиеся скорби;
3. Плакать о недостатке терпения, если с должным терпением не переносятся скорби.

Если же нет смирения и плача о нерадении в исполнении этих видов благочестия, да еще прилагается старание защищаться словами мирской премудрости, думая о себе, что страдает как мученик, то этим навлекается подсудимость на будущем суде Божьем. Ибо сказал Господь: «Возьмите иго Мое на себе, и научится от Мене, яко кроток есмь, и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим» (Мф. 2:29).

Священное Писание показывает, что из случающегося с каждым из нас печального ничто не происходит несправедливо, но все по праведному суду Божьему. Иные страдают за свое зло, а иные за ближних: «Еже бо аще сеет человек, тожде и пожнет» (Галат. 6:7).

Причина всякого скорбного случая – помыслы каждого. Общение человека с человеком возникает через слова и дела, предшествует этому - помысл. Последовав помыслам, возлюбили одних, как добрых, - возненавидели других как злых. Устанавливается два образа общения: один из злобы, а другой от любви. При посредстве общения мы воспринимаем друг друга, не понимая даже этого: восприятиям же последуют по необходимости скорби, как и Писание говорит: «Поручаяйся за друга, врагу предает свою руку» (Притч. 6:1). Каждый терпит скорби, постигающие его, не только из-за себя, но и за-за ближнего, - в том, в чем воспринял ближнего на себя.

Восприятие от злобы есть непроизвольное. Например, отнимающий что-нибудь у ближнего, принимает на себя искушение этого ближнего, хотя и не хочет; злословящий – злословимого, презирающий – презираемого и т.д. Всякий обижающий воспринимает искушение обижаемого соразмерно обиде. Об этом свидетельствует Божественное Писание: «Праведный от лова убегнет, в него же место предается нечестивый» (Притч. 11:8). «Изрываяй яму искреннему своему, впадет в ню» (Притч. 26:27).

Большей части наших греховных недугов мы не знаем, только совершенным свойственно содержать в памяти свои недостатки. Посредством искушений Господь нам делает много добра: открываются злые мысли, приобретается истинное смиренномудрие. Если искушения не переносятся с терпением, верою и благодарением, то никогда не откроется сокровенная внутри нас злоба, а значит и невозможно будет отразить борющие нас прочие злые помыслы и взыскать очищения от соделанных грехов.

Постигающие скорби и обличения не подобны внешне содеянному злу, но в духовном значении отношения одних к другим одинаковы.

Наказание скорбями происходит не в то самое время, когда совершен грех, а с отсрочкой и не тем злом, в котором вина, а с несходством с ним. Всякого рода бедствия постигают падшего соразмерно виновности его, привлекая в познание правды Божией. Наша обязанность веровать правде Божией и переносить искушения с терпением без противодействия, чтобы не возникло нового греха. Ведая закон духовный, который судит не только видимое, но обличает и тайное, мы должны быть убеждены в том, что, возненавидев кого- либо и сами будем отвергнуты Богом, как злые; не простив ближнего, не получим и сами прощения: «Судяй иного, себе осуждаеши» (Рим. 2:1). Потому следует во всяком деле, сказав однажды должное, не продолжать прекословить, «…не вступать в словопрения, что нимало не служит к пользе» (2 Тим. 2:14), но прощать обидевших нас, справедливо или несправедливо. Причем воздаяние за прощение обид больше воздаяния за всякую другую добродетель.

Так как из-за обладаемых нами грехов, допущенных прежним образом жизни, мы не можем так действовать, то должны молить Бога, чтобы получить от Него милость в помощь. Цель этого в том, чтобы, подвергаясь различным обидам радоваться, а не скорбеть, потому что, обретаем благоприятный случай к получению прощения в наших согрешениях, прощая ближнего. Тогда, поступая так, со всею очевидностью усмотрим в себе действие благодати, таинственно данной нам святым крещением.