Архим. Андрей (Конанос)
Нельзя сказать, что любишь Бога и не любишь своего ближнего, своего брата, своего соседа.
Кто это говорит? Святой Иоанн Богослов в своем письме. Фраза «Я люблю Бога» очень расплывчата и обобщенна. За ней зачастую также скрывается эгоизм. На самом деле ты можешь не любить Бога. Или думать, что любишь Его, но жить в обмане, иллюзии, лжи. И действительно, в коварной и хитрой лжи, ведь можешь придавать ей какую угодно форму. И поскольку ты называешь все «Божественным», то этим и довольствуешься. И не видишь ловушку, в которую ты попал. Вот почему святой Иоанн и все великие святые четче определяют любовь. Они заставляют нас отразиться в зеркале: любим ли мы нашего ближнего и как относимся к нему! Твой ближний как раз и является критерием для понимания того, какие у тебя отношения с Богом.
Автономные личные отношения с Творцом удобны, отчего они бывают проблематичны. Я один в своей комнате. Я вижу и интерпретирую вещи как хочу. Я оцениваю их так, как мне нравится. Я определяю их так, как думаю. Видишь, везде здесь удобства, чтобы доминировало мое «я». Но когда соприкоснешься и пообщаешься с другим человекам, тогда откроется абсолютная истина. Ты поймешь, какие у тебя отношения с Богом. Ты осознаешь, в какого ты веришь Бога. Потому что всем нам легко сказать: «Я верю в Бога». Дело, однако, в том, в какого Бога. Докажи мне это. Если Бог, в которого ты веришь, является истинным и если отношения с Ним живы и реальны, это сразу же будет видно! Из преображения. От пламени сердца и сияния всего твоего существа. Излучаешь сияние вокруг себя. И в первую очередь мягкость. Не больную какую-то эмоцию, а мягкость. Добро и человечность. Доказательство тому, что ты Божественен – твоя человечность. Понимаешь?
Мы обычно Божественным называем что-то сверхъестественное. Другими словами, связанное с впечатляющими чудесами, которые вне рамок естественных законов. Теперь, однако, я говорю тебе, что Божественное, в конце концов, глубоко человеческое. Я часто выступаю с проповедями. И часто, когда я заканчиваю проповедь, люди подходят, чтобы сказать мне «привет».
Большинство людей говорят мне о своей боли двумя предложениями, а некие даже несколькими словами. Есть и те, которые не произносят слов, потому что, начиная говорить, все делают мутным. Они говорят немного. И я многое понимаю.