Кто строго расследует чужие проступки, тот не получит никакого снисхождения к своим собственным; Бог произносит суд не только в соответствии со свойствами наших преступлений, но и с твоим судом о других (Иоанн Златоуст).

Обвинять друг друга мы всегда готовы, а исправлять то, в чем сами виновны и подлежим обвинению, - на это мы всегда медлительны (Иоанн Златоуст).

Как часто людские суждения бывают похожи на то, как если бы хозяин дома, не потрудившись очистить свой двор от грязи, стал укорять людей, входящих к нему с грязью.

Мы желаем, чтобы другие были совершенны, а своих недостатков не исправляем (Фома Кемпийский).

Мы более склонны примечать незначительные недостатки в ближних, чем сознавать большие собственные недостатки.

Если бы у нас не было недостатков, то у нас не было бы такого удовольствия замечать их в других.

Люди, глубоко опытные в нравственной жизни, во все времена замечали один и тот же закон взаимодействия: кто строг к себе, тот снисходителен к ближним, а кто снисходителен к себе, тот строг к ближним.
Чем строже и беспристрастнее судит кто о собственных своих делах, тем снисходительнее и вместе вернее бывает суд его о делах братьев.
Кто на свои собственные грехи не обращает внимания, тот любит разведывать о чужих грехах.

Брат спросил Стратегия: "По какой причине я осуждаю братьев?" Старец ответил: "Потому что ты еще не познал себя самого; видящий себя не видит недостатков брата".

Отчего мы осуждаем ближних своих? Оттого что не стараемся познать самих себя. Кто занят познанием самого себя, тому некогда замечать за другими.

Кто чувствует тяжесть своих грехов, тот не смотрит на грехи ближнего своего.
Кто постоянно помышляет о своих слабостях, тот не имеет языка, чтобы говорить о делах какого-либо человека.
Помня свои слабости и грехи, о чужих мы никогда и не подумаем.

Если бы занимались своею душою, если бы узнавали свои грехи, свои душевные болезни, свою нищету, то не пришло бы и на ум узнавать о соседе.
Мы себя бесчестим, когда черним честь других.

Кто увеличивает согрешения своих ближних, тот сам весьма мал в очах Божиих.
Если помысел побуждает тебя сказать что-либо худое о брате твоем, подумай, сколько это вредно для души и противно Богу, - и успокоишься.
Не только поносить ближнего, но и слушать поносителей его не должно (Иоанн Златоуст).

Осуждать людей в глаза нехорошо, потому что это обижает их, а" за глаза - нечестно, потому что это обманывает их. Самое лучшее - не искать дурного в людях и забывать его, а искать дурное в себе.

Я вспоминаю, как один брат обратился к собравшимся со словами: "Давайте договоримся с вами сегодня ни о ком не говорить плохо". На следующий день он попросил встать тех, кто сдержал свое слово, и оказалось, что многие продолжали сидеть; следовательно, они не выполнили обещание.

Никто не может судить о других, пока не научится правильно судить о себе самом.

Чем больше мы судим, тем меньше мы любим (Н. Шамфор).