24 июля 2019 года исполнилось 1050 лет со дня блаженной кончины святой равноапостольной княгини Российской Ольги.

На нашем сайте в разделе «Новый Завет. Святые» опубликована статья «Загадки жития св. кн. Ольги», в которой рассматриваются сложные вопросы изучения жизни и трудов первой христианской правительницы Руси, первой русской равноапостольной святой, Заре христианства на Руси, Матери народа русского, как называет ее акафист. В этой публикации мы расскажем о ее иконографии, дополнив предыдущую публикацию уникальными фресками, посвященными св. кн. Ольге.

Иконография святой княгини Ольги весьма разнообразна. Она несет в себе христианскую символику – Крест, храм, библейский свиток, и некоторые исторические детали – княжеское одеяние, головной убор, образ городов и храмов на фоне среднерусского пейзажа; на некоторых иконах св. Ольгу благославляет с небес Иисус Христос. Иконографии свойственна статичность изображений, выражающая состояние благости, мирного духа человека, достигшего святости. Однако, св. Ольгу нередко рисуют в движении, динамике, отражающей ее историческую активность в формировании национального государства, хозяйственного развития и утверждения христианства на Руси. Самый ранний дошедший до нашего времени образ находится в Архангельском соборе Московского Кремля и датируется XVI веком.


Святая равноапостольная княгиня Ольга
Фреска. XVI век
Москва. Кремль. Архангельский собор
(сооружен в 1505—1508 гг.)

Были созданы житийные иконы св. кн. Ольги, а также иконы, отражающие в клеймах ее поездку в Константинополь и принятие Крещения. Художница Е.С. Чуракова создала прекрасную житийную икону к 1000-летию преставления св. кн. Ольги.


Святая равноапостольная Ольга с житием
Художник Чуракова Е.С.
Сергиев Посад. 1969 г.
Икона написана к 1000-летию преставления
равноапостольной княгини Ольги

В нашем городе есть храм, в котором житие св. равноап. кн. Ольги представлено в серии фресок. Насколько нам известно, такого живописного изображения сюжета больше нет нигде. Трудились над фресками художники мастерской профессора живописи Александра Крылова, известного своей деятельностью по сохранению древнерусского художественного наследия. Фрески выполнены супругами Титовыми, а над иконостасом трудилась Л. Комиссарова. Этот удивительный домовый храм находится в Детской больнице на Земледельческой улице.

Больница была построена в 1953 году, в период господства атеистического мировоззрения в нашей стране, и не имела никакого названия. В 1990-е годы начала меняться политика государства по отношению к религии. В 1992 году в Санкт-Петербург приехал герцог Карл фон Вюртемберг. Он пришел к главному врачу больницы Дмитрию Михайловичу Подвигу и принес в дар икону святой княгини Ольги. Главврач пригласил к себе доктора Вадима Николаевича Алексеева и спросил: «Что мы будем делать с этой иконой?». Вадим Николаевич ответил: «Будем молиться». С этого события началось создание сначала часовни, а потом и Ольгинского храма в больнице. Часовня стала храмом, когда к ней пристроили алтарную часть, выходящую во двор больницы. Алтарная апсида украшена витражом с образом воскресшего Господа Иисуса Христа. Больничный, домовый храм стал настоящей жемчужиной в ожерелье храмов Санкт-Петербурга.

Итак, все началось с иконы святой княгини Ольги, подаренной больнице. Почитание святой Ольги в Вюртемберге связано с памятью о королеве Вюртембергской Ольге Николаевне Романовой, дочери императора Николая I. В городе Штутгарте есть улица и станция метро ее имени, есть православный храм. Каждый год 24 июля устраивается городской, светский праздник в честь Ольги Николаевны.

Другая икона святой княгини Ольги находится в алтаре. На ней княгиня изображена совсем юной и нежной. В правой руке она держит поднятый Крест: так изображаются равноапостольные святые, несшие христианскую веру народу. В ее левой руке храм: она представлена как зачинательница храмового строительства на Руси.

В иконостасе храма святая княгиня Ольга изображена в рост, в правой руке она держит Крест, в левой – свиток. Это символ ее роли Просветительницы, первой правительницы Руси, поддержавшей проповедь христианства среди восточнославянских племен.

Как мы уже отмечали выше, существуют житийные иконы, отражающие основные события жизни первой русской святой правительницы в клеймах. Храм детской больницы святой княгини Ольги уникален тем, что здесь эти сюжеты представлены в фресках, обрамляющих боковые и заднюю стены и располагающихся над храмовыми иконами. Они заслуживают особого внимания, как с точки зрения отбора сюжетов, сопровождаемых надписями на церковно-славянском языке, так и с точки зрения их художественного исполнения.

Удивителен сюжет «Рождение будущей святой княгини Ольги». Иконография напоминает нам сюжеты Рождества Господа Иисуса Христа, Рождества Богородицы, пророка Иоанна Предтечи. Надпись на фреске поясняет выбор сюжета. В ней говорится о том, что, хотя будущая княгиня родилась и выросла среди язычников, но, в последствие, ей открылся Свет Христовой веры. За сценой Рождества, вдали изображен корабль, на котором княгиня, после гибели ее мужа князя Игоря – сына Рюрика, отправилась в столицу Византии Константинополь.

Следующая сцена изображает беседу русской княгини с византийским императором Константином VII Багрянородным. Согласно «Повести временных лет», эта встреча произошла в 955 году. Византийские хроники свидетельствуют о том, с каким почетом была принята правительница Руси.

Византия была заинтересована в развитии мирных, торговых отношений с беспокойным соседом.

Главным событием описываемого визита стало принятие Крещения русской княгиней. Ее крестил сам Патриарх, и она получила титул духовной дочери императора. Этот титул определял высокий международный статус первой христианской правительницы Руси.

Получив наставления в вере и политическом управлении, княгиня Ольга вернулась на родину, где начала существенные преобразования всего государственного и экономического устройства страны.

Одним из важнейших событий ее христианской деятельности стало строительство церквей, посвященных Богородице, Софии, Премудрости Божией (в Киеве) и Свято-Троицкого собора, ставшего духовным центром будущего города Пскова. Согласно преданию, на берегу реки Великой ей были явлены три небесных луча, воспринятых ею как явление Святой Единосущной и Нераздельной Троицы. (На фотографии вверху образ Св. Троицы; также запечатлелась арка храма и в глубине фреска с образом Пресвятой Богородицы; восприятие княгиней, священниками и народом Трех Лучей представлено на следующей фреске, на соседней стене).

Из описания путешествия в Византию мы знаем, что в свите княгини Ольги был священник по имени Григорий. Вернувшись на родину, княгиня Ольга призывала к принятию христианства, но действовала мягко, убеждением, без принуждения. На фреске мы видим поднятый Крест и икону Богородицы с Младенцем, с другой стороны – сокрушение идола.

На следующей фреске на троне изображен сын княгини Ольги Святослав, отказавшийся принять христианство, но не препятствовавший его распространению. Княгиня Ольга осуществляла правление государством после гибели князя Игоря Рюриковича примерно в течение 20 лет, в период детства Святослава и во время его постоянных военных походов. Тем временем подрастали сыновья Святослава. Несомненно, что княгиня Ольга старалась привить им основы христианской веры. На фреске мы видим маленького Владимира Святославича, идущего от отца к бабушке. В руках княгини Ольги икона Пресвятой Богородицы, за ней – храм и святитель с Евангелием.

Последняя сцена жития отражает блаженную кончину княгини Ольги. Согласно ее завещанию, она стала первой правительницей Руси, похороненной по христианскому обряду. Мы видим у ее ложа святителя с кадилом, на заднем фоне – византийский храм. Почитание княгини Ольги как святой началось вскоре после ее кончины. Князь Владимир построил в Киеве Богородичную Десятинную церковь и перенес туда нетленные останки святой княгини. Описаны чудесные исцеления, происходившие у мощей равноапостольной Ольги. Церковь назвала святую Ольгу «первой из русских, вошедших в Царствие Небесное».

В храме Детской больницы живописный рассказ о равноапостольной княгине Ольге завершает фреска, где собраны все ее святые потомки правители династии Рюриковичей и святые династии Романовых. На фреске у воздвигнутого Креста изображены родоначальники христианской веры на Руси – апостол Андрей Первозванный, княгиня Ольга и князь Владимир.

Княгиня Ольга стояла у истоков династии Рюриковичей, правившей Русью на протяжении семи с половиной веков: с призвания ильменскими словенами князя Рюрика в 862 году до правления царя Феодора (1557-1598), сына Иоанна IV Грозного. После чего началось Смутное время, закончившееся установлением династии Романовых. Рюриковичи дали России более 150 святых князей, все они потомки княгини Ольги. Так, например, святой небесный покровитель Санкт-Петербурга благоверный князь Александр Невский – пра-пра-правнук княгини Ольги в девятом поколении.

Династия Романовых, пришедшая к управлению Россией в 1613 году, всячески подчеркивала преемственность своей политики по отношению к Рюриковичам и также явила примеры святости. Развернувшиеся после 1917 года трагические события дали Русской Православной Церкви множество примеров духовного подвига во имя веры и преданности России. Первыми в этом ряду стоят Святые Царственные страстотерпцы – семья последнего Российского императора Николая II, старшая дочь которого носила имя Ольга. Пример мужества и верности показала святая великая княгиня Елизавета Федоровна и не покинувшая ее в мучениях инокиня Варвара. На Афоне, в 2013 году, в монастыре св. Пантелеймона освящен храм во имя всех Святых Русских Князей и Царей. Начало сонму русских святых князей и царей положили равноапостольные княгиня Ольга и князь Владимир.

Завершим нашу статью словами молебна святой равноапостольной великой княгине Российской Ольге:

Провозвестницу веры и ко спасению
путеводительницу Богоизбранную, Ольгу премудрую восхвалим,
и песньми почтим святую память ея,
молится бо со всеми святыми земли нашея о спасении душ наших.

О.С. Хижняк, кандидат философских наук