Одна убогая старица имела двух детей: сына и дочь. Сын ушел в монахи, а дочь из-за нищеты совершила какое-то преступление, и князь, начальник города, хотел предать ее смерти.

Мать рвала на себе волосы и, придя к князю, в отчаянии говорила ему:

- Умоляю тебя, князь, если ты убьешь мою дочь, то убей с ней и меня, ибо без нее мне некому принести и воды напиться, и я без нее жить не могу. Был у меня один сын, но и тот ушел в монахи и теперь ведет святую жизнь.

Князь сказал ей:

- Позови сюда своего сына, про которого ты говоришь, что он свят. Пусть помолится за свою сестру, тогда я и отпущу ее.

Старица пошла к сыну и объявила ему волю князя. Сын-монах отвечал ей:

- Поверь мне, мать, что если и тебя князь убьет с твоей дочерью, то и тогда я не выйду из монастыря, ибо я умер для мира.

Мать сначала долго умоляла сына, но потом, видя, что ничего не помогает, жестоко укорила его и затем все рассказала князю.

Когда князь спросил ее:

- Привела ли сюда сына своего, монаха, которого ты сама же называешь святым?

- Она отвечала:

- Нет, владыка, он не святой и не знает Бога, ибо я долго умоляла его пойти к тебе, но он сказал мне: «Если бы и тебя с дочерью осудили на смерть, то и тогда я не пошел бы, ибо я прежде вас умер для мира».

Князь удивился твердости инока и уверился в том, что он великий раб Божий.

И сказал он матери:

- Поверь мне, старица, если б ты привела сюда монаха, я ни за что бы не отпустил твою дочь. А поскольку он не пришел сюда, я убедился, что он великий муж перед Господом. Возьми свою дочь и ступай с Богом. Я верю, что сын твой молится за меня.

Протоиерей В.Гурьев. Пролог в поучениях