14 марта 2024 года, в рамках Дня открытых дверей УКЦ "Родник", протоиерей Александр Зелененко, духовник школы Спасо-Парголовского храма, провёл для родителей беседу на тему: «О преимуществах православной школы». Предлагаем Вашему вниманию основные тезисы беседы.

О преимуществах православной общеобразовательной школы

Сегодня в педагогической сфере, в вопросах воспитания, как никогда, много противоречий и разномыслия: в ценностных приоритетах, в мировоззренческих взглядах, в педагогических концепциях, во взглядах на развивающуюся личность и на учебно-воспитательный процесс.

В педагогической сфере на государственном уровне наглядно мы видим отсутствие:
- общепризнанного личностного идеала;
- единой духовно-мировоззренческой основы жизни и воспитания;
- единой педагогической концепции, единой цели, задач и принципов воспитания;
- единонаправленной целеустремленной деятельности педагогического коллектива по воспитанию такой цельной личности в союзе с семьёй учащегося;
- благотворной среды взращивания такой личности.

При полной рассогласованности и беспринципности, царящей сегодня в педагогической сфере, неудивительно, что воспитанность детей стала большой редкостью, не говоря уже о воспитании христианском.

Для правильного воспитания и жизни человека необходимо: - ясное и верное представление об идеале совершенства, как желанной цели, к которой призван и должен быть устремлен человек;
- реальное существование такого идеала и живая связь с ним;
- самопознание, открывающее человеку меру несоответствия и удаленности от этого идеала;
- знание пути, задач, средств, принципов и методов, необходимых для уподобления ему, как важном условии его достижения.

Каким должен быть истинный идеал и каковы его свойства?

Если мы хотим воспитать цельную личность, то это должен быть:
а) личностный идеал, воплощенный в конкретной личности;
б) реальным, а не виртуальным и только воображаемым;
в) вечным и неизменным;
г) всесовершенным, обнимающим всю природу человека;
д) свободным от всякой ограниченности и односторонности;
е) жизнеприложимым для всех людей и на все времена…

И мы нигде, никогда, ни в чём и ни в ком не найдём такого идеала, кроме указанного нам Божественным Откровением и Святой Церковью – в Лице Господа нашего Иисуса Христа, Единого безгрешного, дарующего нам жизнь и вечное спасение.

Поэтому можно с уверенностью сказать, что единственный истинный идеал – это образ всесовершенной Личности, явленной нам в Иисусе Христе, идеальном образе, примере жизни и воспитанности для всех времен и народов. «Ибо нет другого имени под небом, данного людям, которым надлежало бы нам спастись» (Дн. 4:12).

Наряду с множеством видов воспитания ребенка, такими как физическое, трудовое, эстетическое, интелектуальное, патриотическое, пожалуй, самым тонким и трудоемким, является духовно-нравственное воспитание (далее ДНВ). Но именно оно является важнейшим и судьбоносным, не только для земной жизни человека, но особенно для жизни вечной.

На сегодняшний день существует явная проблема – разномыслия школьных педагогов в понимании сущности, смысла и содержания понятия ДНВ и его процесса. Что ни диссертация, защищенная на эту тему, тем больше разномыслие и разногласия в научных кругах по данному вопросу. Буквально по поговорке: «всяк кулик свое болото хвалит».

В педагогике и её главной ипостаси – воспитании, очень важен принцип единства педагогического влияния. Но прежде этому должно предшествовать единство воспитателей в понимании сущности и самого процесса ДНВ. В противном случае их действия будут разрозненны, напоминая персонажей известной басни И. А. Крылова «лебедь, рак и щука».

Основными сферами жизни ребенка, в которых происходит непрерывный процесс его духовно-нравственного становления, являются семья, светская школа (различные государственные учебно-воспитательные учреждения), социо-культурная среда и отчасти церковный приход. В этих сферах сложно переплетены государственные, народные, национальные и религиозные традиции. На практике основные противоречия возникают при переходе из одной сферы в другую или при взаимодействии этих сфер. Противоречия, часто приводят к непониманию и конфликтам, они связаны с постановками цели и задач образовательного процесса, его содержания, используемых средств и методов.

В православной общеобразовательной школе весь учебно-воспитательный процесс строится на основе православного вероучения, мировоззрения и в духе Православной Церкви.

Назовем ряд основных расхождений и противоречий, существующих как в практическом, так и в теоретическом отношении между светской общеобразовательной и церковно-приходской школой:

1. Противоречие между традиционным восприятием дара человеческой жизни как вечной и образовательным обеспечением светской сферой, только одного, земного этапа этой жизни как единственного и самоценного.

2. Противоречие между семейным воспитанием, основанным на традиционных отечественных воззрениях народа, и проектированием учебно-воспитательных программ школой, без учета традиций семейного воспитания.

3. Противоречие между идеализированными представлениями о человеческой природе, на основе которых проектируются личностно-ориенти¬рованные образовательные модели, и православного взгляда на природу человека, как на поврежденную первородным грехом и требующую исцеления прежде её развития.

4. Противоречие между гуманистической (антропоцентрической) основой образовательных систем, способствующих личностному развитию ребенка, и традиционной (христоцентрической) для России основы образования и воспитания.

5. Противоречие, между процессом психофизического развития ребенка и процессом духовно-нравственного становления, возникающее при создании образовательной среды без учета условий, необходимых для правильного духовно-нравственного становления личности.

Основой духовно-нравственного воспитания и становления человека в православной отечественной традиции являются религиозные воззрения народа, сложившиеся под влиянием Православной Церкви более тысячелетия на Руси.

Поэтому, при обучении и воспитании детей в православной школе существует целый ряд преимуществ в отличие от школы светской - государственной.

ЦПШ для учащихся из верующих семей как теплица для растительных культур в ней, где всё лучше растёт, развивается и плодоносит, в отличии от культур, посаженных на открытом грунте. Целью церковного воспитания является глубокое усвоение ценностного отношения к Богочеловеческой Личности Иисуса Христа, высочайшему примеру Его жизни и служения. Надо помнить, что детские впечатления неизбывны и бывают неистребимы. Эти отношения к Христу – идеалу Богочеловека, дающего живой нравственный пример, сердечно запечатлеваются учащимися на всю жизнь.

Вместе с учебно-воспитательным процессом, задачей ЦПШ является поэтапное воцерковление учащихся, формирование глубокой внутренней причастности через Литургическую жизнь церковной традиции, школьной общине, с постепенным выходом на приходское служение.

Воцерковлённый человек прежде всего:
- любит и знает веру своей Церкви, ориентируется в Священном Писании, искренно стремится исполнять евангельские заповеди, следовать церковным канонам и правилам благочестия;
- хорошо ориентируется и понимает богослужение, черпает в его древних поэтических образах вдохновение на практические дела и повседневную жизнь. Нередко сам принимает участие в службах, либо в чтении или пении, либо заботится о порядке и уборке храма;
- постоянно следит за своим внутренним миром, не позволять недобрым помыслам, движениям низменных чувств, овладевать умом и сердцем. Свою решимость в этой борьбе христианин поддерживает постоянной молитвенной обращённостью к Богу, усердно исполняет благословлённое молитвенное правило;
- часто и доброхотно приступает к главным церковным таинствам Исповеди и Причастия, через которые получает ощутимую помощь в борьбе с грехом в себе, старается найти духовника, и советоваться с ним по вопросам духовой жизни;
- бережно хранит обычаи Церкви, народа, семьи, память о своих предках и знакомых высокой духовной жизни, ежедневно молится о живых и усопших, соблюдает посты, церковные праздники и памятные даты.

1. Приходя из семьи в православную (а не в государственную массовую школу с большим количеством детей в классе и в самой школе), дети (избегают резкого перехода), легче адаптируются к небольшой школе, малокомплектным классам, где им оказывают индивидуальный подход при учебных и воспитательных затруднениях. В классных кабинетах камерная, более теплая обстановка, удобная для обучения детей и общения их между собой.

Как мы знаем, для маленького росточка не безопасны (рядом находящиеся сорняки), а порой гибельны большие внешнеклиматические перемены. Так и для маленьких детей из небольшой семьи, сразу попадающих в большой «водоворот» массовой школы, в атмосферу зараженную детскими страстями, дурными наклонностями (один словесный жаргон чего стоит и разного рода жеманства, кривляния и выходки, которых бы детям не видеть и не слышать).

2. В ЦПШ дети не только обучаются, но и воцерковляются, получают начатки христианского воспитания, которое по слову прот. Николая Винокурова является бесценным, неземным сокровищем и лучшим наследством для детей.

3. Через чтение и изучение слова Божия (особенно на предметах З/Б, ОПК, духовной литературы), в них пробуждается и укрепляется правая вера, Богопознание, Богопочитание, обретаются основополагающие истины православного вероучения, мировоззрения и стремление к Богоугодной жизни.

4. Здесь они обретают навык поститься, молиться, участвовать в богослужении и церковных таинствах – Исповеди и Причащения.

5. Учащие и учащиеся школы получают пастырское и духовническое окормление в групповых и индивидуальных беседах, через проповеди и наставления (ведь батюшки плохому не научат).

6. Их пребывание и проживание в школе с церковным укладом, распорядком учебного времени, правилами поведения и дисциплиной, даёт им бесценный опыт самоорганизации, послушания и следования требованиям школы.

7. В православном школьном коллективе, где все имеют ценностное единство (одна вера, одно крещение, одна Церковь, одна цель жизни, одни заповеди), мировоззренческое, жизненно-укладное, по интересам и устремлениям, создается особая атмосфера единодушия, взаимопонимания, согласия, мира и любви, которая благотворно влияет на детей.

8. В немногочисленном коллективе православной школы у пастырей, родителей, педагогов и детей, как правило, легче выстраиваются доброжелательные, близкие к семейным отношения, которые и создают благотворную среду воспитания.

9. В этих условиях учащиеся обретают дружбу между собою не только на период обучения, но и на долгие годы, а порой и на всю жизнь.

10. Церковный календарь, в контексте которого протекает жизнь православных семей и школы, изобилует праздниками, которые проводятся не только в храме, но имеют продолжение в семье и в школьном коллективе. Тем самым, погружая всех их участников в особую благодатную светлую атмосферу радости, обретению понимания этих священных событий.

Несколько высказанных впечатлений на встрече выпускников ЦПШ

«Поучившись в разных школах, я почувствовала и поняла, что мне нигде не было так по-домашнему хорошо, как в нашей церковно-приходской школе» (Маша Тузова, выпуск 99 года).

«Для меня было большим смущением после ЦПШ, видеть, как дети в государственной школе приступают к урокам и трапезе, не помолясь и не перекрестясь. (Маша Хоменко, выпуск 98года).

«Я не знаю кем бы я была и как бы я жила, если бы я не получила ту основу, которую заложила во мне, наша ЦП школа». «И для меня не было бы той России и нашей Церкви с её праздниками, святыми, о которых я узнала в нашей маленькой церковно-приходской школе». (Татьяна Гоцуленко, отличница, медалистка, выпуск 99 года).

Таково было мнение большинства выпускников школы 90-х годов.

ЦПШ стала для учащихся неким преддверием Церкви, раскрывающей им всё более и более красоту, величие и богатство Православия и научая жизни со Христом.

В церковно-приходской школе более удаётся сохранять образ и атмосферу, близкую к семейной, – тёплых братско-сестринских отношений, с духовническим советом и наставлением, но уже семьи второй, или «школьной семьи», одновременно и «семьи церковно-общинной», соединяющей в себе все главные звенья целостного педагогического процесса, где объединяются в попечении о детях родители, педагоги и пастыри, занятые совместным освоением опыта церковной жизни и преемственной передаче его от старших к младшим.

О многогранном значении православной школы

Наша православная Школа – это продолжение нашей семьи, где все мы объединены не кровным, а духовным родством, являясь братьями и сестрами во Христе.

Школа – это храм веры, её познания и укрепления, как фундамента нашего мировоззрения.

Школа – это место нашего воспитания, как христианина, будущего семьянина и гражданина.

Школа – это храм знаний необходимых для временной и вечной жизни.

Школа – это место научения правильным отношениям в духе любви и взаимопонимания со всеми окружающими.

Школа – это дом трудолюбия, где выковывается наш нрав и характер.

Школа – это храм нашей жизненной науки и познания истинной доброты, взаимовыручки и красоты.

Школа – это райский сад нашей зрелости и начало жизненного, спасительного пути.

Школа – это место нашей дружбы на все времена!

Всё это даровано нам, чтобы всем сохраниться в вере чистого исповедания, в соблюдении Заповедей Христовых, в любви и благочестии, чтобы во все дни жизни нашей быть на спасительном пути!

Протоиерей Александр Зелененко