Книга Деяний святых апостолов наполовину состоит из описания путешествия апостола Павла и его миссионерской жизни. Апостол Павел совершает несколько миссионерских путешествий. Первое – это остров Кипр и юг Малой Азии. Во втором, более длительном путешествии апостол Павел посещает практически всю Малую Азию (сегодняшнюю Турцию), основав там несколько церквей, таких как Галатийская церковь, церковь Ефесян. Затем он впервые переправляется на европейский берег и основывает церкви в Фессалонике, в Филиппах, в Коринфе. Можно сказать, что Павел был первым человеком, основавшим европейские церкви. Третье путешествие апостол Павел совершает опять в Малую Азию, и довольно длительное время, почти 3 года, живет в крупном городе Ефес. После этого он снова переправляется в Грецию, оттуда в Иерусалим. А вот уже дальше апостол Павел совершил путешествие отнюдь не по собственной воле. Он был, как арестованный, переправлен на корабле в Рим для имперского суда над ним. Существует предположение, что было и четвертое миссионерское путешествие после того, как апостол Павел был оправдан на своем первом суде в Риме, но эта гипотеза не находит себе подтверждения ни в местных преданиях, ни в какой-то другой литературе, кроме апокрифической.
Апостол Павел сыграл исключительную роль в проповеди христианства на территории Римской империи, а это в то время и был весь цивилизованный мир и оказался самым ярким проповедником Слова Божия.
Тому способствовало призвание Павла самим Господом Иисусом Христом и его блестящее иудейское и эллинистическое образование. В его посланиях постоянно встречаются цитаты из древнегреческих авторов.
Не случайно стал он апостолом среди язычников потому как связующим языком Римской империи был именно греческий язык, а греческая культура имела широкое распространение. Цитирует Павел всегда Септуагинту, греческую Библию.
Несмотря на, как утверждали его противники, внешнюю слабость, немощь, апостол Павел был очень сильным, очень энергичным человеком. Он «пылает ревностью о Боге», когда он преследовал Церковь из каких-то искренних иудейских и фарисейских соображений. С большой энергией он «гнал Церковь», потом с такой же, а может быть, с еще большей энергией он начинает основывать церкви и становится великим благовестником Христовым в языческих странах. Он перечисляет все свои странствия и опасности, тюремные заключения и побои. Он сильный человек. Помните, он пишет о том, как он потерпел кораблекрушение и плавал в море целые сутки. Все выдержал. Переходы через горные перевалы, леса, тропинки, какие-то разбойники, было страшно, но выдержал. Да, великий миссионер, конечно.
Само имя Павел по-латински звучит как Paulus. Мы не знаем его имени. Как римский гражданин он был обязан иметь 3 имени, как каждый из нас имеет имя, отчество, фамилию. Мы можем только строить гипотезы относительно его имени, но имени Паулюс просто не существовало в римской традиции. Там всего было 10 – 15 имен, не больше. Паулюс – это прозвище. Каждый римлянин имел имя личное, имя родовое и прозвище.
Например, Публий Овидиус Назон. Публий – это личное имя, Овидиус – это фамилия, родовое имя, а Назон – значит, носатый, это прозвище, дававшееся, как правило, с детства. Паулюс – прозвище, означающее малютка, малыш. Он, наверное, был невысокого роста.
Понять на слух его писания подчас почти невозможно.Мы даже у апостола Петра встречаем некоторые замечания по поводу того, что и он не всегда точно может понять, что же апостол Павел говорит. Иногда все понятно и прозрачно, иногда все прекрасно, например, когда он говорит стихами. Он часто говорит стихами, он же очень талантлив, он проявляет свои риторические способности, часто его послания можно читать, как гимны. Недаром же многие отрывки используются в наших духовных песнопениях, в духовных концертах. Например, знаменитый текст: «Кто мя отлучит от любви Божией», или гимн любви из Первого послания к Коринфянам. Но почему иногда трудно понимать? Первая причина в том, что апостол Павел, как и все древние люди его времени не писал, а диктовал. Скоропись была в те времена ремеслом, которым занимались рабы и слуги. Писца можно было нанять на любом углу. Представьте себе: расхаживает по комнате человек, за ним едва поспевает записывать скорописец. Если человек потом и ставил подпись внизу (а апостол Павел ставил свою подпись), то далеко не всегда, наверно, прочитывал текст, правил и редактировал его. Многие предложения без подлежащего или без сказуемого, поэтому иногда трудно читать чисто технически.
Дело в том еще, что его мысль достаточно бурная, ему хочется сказать много, он в постоянном мыслительном напряжении, постоянной дискуссии. Очень трудно в этих условиях сохранить последовательность дискурса, логическую последовательность аргументации. Он все-таки мастерски это делает, но иногда его мысль слишком широка и словам становится тесно. Нам приходится прилагать немало усилий для того, чтобы разгадать, что за этими словами кроется. А главное, переводить его очень трудно.
В протестантизме были такие исследователи, которые говорили, что Павел вообще создал новую религию, что мы должны говорить не о христианстве, а о «павлианстве», настолько, как им казалось, много нового в его богословии по сравнению с тем, что содержится в Евангелии и в Посланиях других апостолов. Также думает и большинство мусульманских богословов.
Часто раздавались упреки. Для иудеев апостол Павел – это предатель закона, основы основ иудейской религии. А с околохристианской или подхристианской стороны, говорят, что апостол Павел создает новую религию, а не христианство. Вот, есть Евангелие, а у апостола Павла какие-то сложности, трудности. Мусульмане, те вообще говорят, что апостол Павел полностью исказил Евангелие. На это можно ответить следующим образом.
В Евангелиях основным действующим лицом является Господь Иисус Христос. Евангелие не излагает учения Иисуса Христа в его аргументативно-логическом плане, методологически-научном плане. Именно это сделал апостол Павел. Когда мы читаем о том, что Иисус Христос учил, как власть имеющий, то содержание Его учения излагается нам в притчах, в отдельных афоризмах, в блаженствах. Но все это нельзя назвать ученым богословием. Апостол Павел был первым ученым богословом, который ввел все сказанное и сделанное Богом через Иисуса Христа, все то спасительное, что произошло в Нем, в систему, в некие рамки научного богословского подхода. Он первый богослов по-настоящему. У нас не было бы христианства как учения, если бы не апостол Павел. Христианство продолжало бы быть как духовное явление во Христе, но как учение – нет. Без апостола Павла христианство могло бы выродиться в одну из многочисленных мессианских иудейских сект, а после 70 года, когда Иерусалим рухнул, исчез с лица Земли на длительный срок, христианство исчезло бы. Апостол Павел вывел его в мир, он был апостолом язычников.
Миссионерский пример апостола Павла снова актуален в наше время, когда появилось уже несколько поколений людей, нуждающихся в проповеди слова Божия. Способ информативного оснащения стал совершенно другим, другим стал язык субкультуры. И тут апостол Павел может служить нам великолепным примером. Помните, как он говорил о своей миссии: «Для иудеев я был как иудей, для язычников как язычник, для всех я стал всем, чтобы приобрести хотя бы некоторых». Он был реалистом и прекрасно понимал, что, может быть, из тысячи людей, которым он будет возвещать Евангелие, ко Христу обратится лишь десяток. Это его не останавливало. Но при этом надо пользоваться языком тех людей, к которым ты обращаешься. Кончено, не снижаясь до уровня их понятий, но все-таки говорить на понятном для них языке. Мы должны обратиться к опыту апостола Павла, который говорил очень внятно, интеллектуально насыщенно и тем самым добивался миссионерского успеха.
Конечно, мы должны сделать уточнение. Апостол Павел говорил, что благовестие не в слове только, но и в Духе Святом. Любое миссионерство должно быть миссионерством в Духе. Это дело верующего человека, который ощущает себя пребывающим в Духе. Это особый дар, особая харизма, которая не каждому доступна, поэтому не каждый может быть миссионером. Миссия должна учитывать аудиторию. Не всегда миссионер должен говорить просто – это заблуждение. Не всегда просто получается, не всегда нужно просто. С интеллектуалами надо говорить, зная их язык, а с простыми людьми – зная их язык. Но это особая харизма, не каждому дано.
Дай Бог, чтобы Церковь не скудела своими талантливыми миссионерами, чтобы сейчас, в нашем современном мире появлялись миссионеры, которые бы шли по стопам святого апостола Павла. Тогда Церковь будет иметь большое будущее в нашей стране и в других местах.