Сергей Худиев

Христианская вера говорит о высочайшем достоинстве человека. В миру тоже любят говорить о «достоинстве», но совсем в другом значении. Всегда важно уточнять, что имеется в виду.

Как-то я наткнулся на фразу: «И что эти бараны могут понимать в человеческом достоинстве?» Под «баранами» автор высказывания имел в виду людей, не разделяющих его политических взглядов. Понимал ли человек противоречивость своих слов? По-видимому, нет. Ведь, по его словам, достоинство – это то, что есть у меня и у тех, за кем я его признаю, – а всех остальных можно всячески обзывать.

В обычном словоупотреблении «чувство собственного достоинства» звучит несколько иронично, почти как известная в сети аббревиатура ЧСВ – «чувство собственной важности». Это что-то, связанное с напыщенной глупостью и полной неспособностью слышать других, особенно с неспособностью слышать даже самую благожелательную критику в свой адрес.

Человек, исполненный такого чувства, драчлив, сварлив и всегда готов разразиться угрозами и оскорблениями по адресу любого, кому случится зацепить его в высшей степени ранимую честь. Он легко и охотно уничижает других – именно потому, что на фоне всех баранов и проступает его достоинство. Уж он-то не баран!

Причем именно драчливость и сварливость подается как первый признак достоинства – образцом оказывается эдакий гасконский дворянин XVII века или русский дуэлянт XIX-го, готовый убить или быть убитым за неосторожное слово, неловкий жест или косой взгляд. Достоинство человека проявляется в агрессии по отношению к тем, кто видится как угроза этому достоинству, в буйстве, в мятеже.

Что же – ничего специфически человеческого в таком представлении о достоинстве нет. Это типичное поведение стайных животных: внутри любой стаи есть иерархия, которая определяет, кому достанется больше еды и самок. Вышестоящие яростно огрызаются, защищая свой статус, нижестоящие ждут, пока Акела промахнется, чтобы спихнуть ослабевших вниз и подняться на ступеньку выше. Готовность дать свирепый отпор любому покушению на свое место в иерархии совершенно необходима, иначе тебя спихнут в самый низ, и ты будешь жить поистине жалкой жизнью. Спихивай других вниз, не дай спихнуть себя – таковы правила игры.

Большой волк ест первым, ясно вам? Ах, не ясно?!

Конечно, люди не жалели романтического флера, чтобы как-то прикрыть этот простой животный инстинкт – и изобразить его как что-то прекрасное и возвышенное, даже нравственно должное. Но шила в мешке не утаишь – когда человек, рассуждающий о достоинстве, называет других баранами, перед нами именно это – спихивай других вниз, хотя бы словесно. Благородный дон для переживания своего достоинства нуждается в грязных мужиках.

В христианской перспективе достоинство является именно человеческим – оно связано с тем, что только мы, люди, из всех земных творений созданы по образу Божию. Мы все принадлежим Богу – и, оскорбляя ближнего – хотя бы самого малого и в глазах людей презренного – мы оскорбляем Бога. Это может показаться пугающим, но в Писании это сказано прямым текстом: «Кто ругается над нищим, тот хулит Творца его» (Притч. 17:5).

И переживание этого достоинства обращено не на себя, а на другого. Ваша вера в человеческое достоинство определяется не тем, что вы думаете о себе или своих, а тем, что вы думаете о чужих или неприятных вам людях: тем, что вы о них говорите, и тем, как вы с ними поступаете. Они дурные люди? Может быть. Но они все равно люди, созданные по образу Божию, искупленные драгоценной Кровью Спасителя, призванные к покаянию и спасению. В глазах христианина каждый враг Церкви – это потенциальный апостол Павел, каждая блудница – потенциальная Мария Египетская.

Но когда мы воспоминаем и свое личное достоинство, это располагает нас не к напыщенности, а к покаянию – ведь и мы призваны быть святыми, ведь и мы отмечены высочайшим достоинством. Насколько наше поведение сообразно этому? Что мы должны изменить в себе, в своих отношениях с Богом и людьми, чтобы больше соответствовать нашему призванию?

Многое. И прежде всего – обратиться от себя к другому, увидеть достоинство наших ближних. Какие слова мы должны навсегда оставить и больше не употреблять? От каких действий нам надлежит решительно отказаться? Вера в человеческое достоинство проявляется не в том, чего человек требует для себя – а в том, как он обращается с другими.