– Единственный способ уберечься от прелести – это понимать, что ты в ней находишься.

Такой совет дал нам всем святитель Игнатий (Брянчанинов). Господь не позволяет нам увидеть себя в истинном свете, чтобы мы не впали в ужас и отчаяние. Поэтому нет у нас оснований полагать себя за критерий истины.

В прошлом любой из нас совершал множество ошибок, обманывался, в будущем будет то же самое. Если я знаю, что у меня нога больная, разве стану на неё опираться всем весом?

Если обопрусь, то упаду, как много раз падал. Так и с нашим рассудком – он даёт нам слишком мало поводов для того, чтобы доверяться его суждениям.

Сказано в Псалтыри: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения», но разве каждый из нас не сын человеческий? На Бога надейся, а не на себя.

Сам я много раз попадал в такие ситуации, когда собственное понимание происходящего казалось безупречным, но потом смотришь, всё обстоит совершенно иначе. Раз, другой попадаешь в такие истории и начинаешь задумываться, стоит ли доверять себе безоговорочно.

Пытаешься объяснить это людям, которых опыт мало чему учит, но ссылаешься в первую очередь не на себя, на Священное Писание, на святых отцов. Борьба с прелестью ведётся в Церкви с момента её рождения, поэтому опыт накоплен громадный.

Самое трудное – завоевать доверие у человека, который достаточно далеко зашёл в самообольщении.

Недавно общался с одной такой женщиной. Она на всё, что я говорил, отвечала: «Вы меня неправильно поняли». Быть понятой (или понятым) в подобном случае означает одно – я должен взглянуть на ситуацию глазами человека, который находится в прелести. Если вижу иначе, значит, не хочу вникнуть – так он полагает. Правда, с той женщиной, которая ко мне обратилась, найти общий язык нам всё-таки удалось.

Протоиерей Алексий Денисов (г. Архангельск)