Павел Давыдов

Нас обижают. Не редко. Порой в глубине души возникает вопрос: «Подставить другую щеку или дать сдачи»? И вообще, каким должен быть христианин – «затюканным» изгоем общества или человеком, чей девиз «добро должно быть с кулаками»?

Мне кажется, если по улице идет православная девушка в длинном платье, и ее начинают дразнить, то она не станет кричать в ответ: «Я-то нормальная, а вот ты в мини юбке…» По крайней мере, было бы очень странно, если православный человек так отреагировал бы. То же самое касается и оскорблений мужчины-христианина. Весь вопрос в другом. Как лично ты переживешь, если тебя обидят? Ты не сдержишься и грубо ответишь? Или промолчишь, но тебя ранит, что другие посчитают тебя слабым и униженным? Вот это главное – что останется в твоем сердце. Важно царит ли внутри человека мир и покой. Важно насколько он духовно непоколебим. Ведь, можно строить дом своего сердца на прочном основании, а можно и на песке. Мне вспоминается замечательная и поучительная история, описанная в книге преподобного аввы Дорофея. Некий инок долгое время претерпевал поношения братии, и, наконец, видя его смирение, у него спросили, как он добился этой добродетели. Ответ был страшен… Оказывается, этот брат и за людей-то не считал обидчиков. Он назвал их псами. Вот такое состояние души при видимом благочестивом поведении!

Вообще реакций на обиду бывает несколько. Первая - посчитать обидчиков мерзостью и псами, горделиво пройдя мимо. Второй вариант - можно унизиться, оскорбиться и уйти в себя, поскольку тебя морально уничтожили. Третий вариант – не выдержать и броситься с бранью и кулаками. И, наконец, четвертый вариант – благословить этих людей и остаться в мире, в добром расположении духа, в спокойствии. Вопрос, как я уже говорил, в том, на каком основании ты строишь.

Бывают еще, скажем так, рабочие вопросы, которые влияют на достаток семьи. Например, у человека в контракте прописана одна зарплата, а по факту начальник платит намного меньше. От этого уже страдают его близкие, страдает его ребенок! Моя точка зрения по этому вопросу такова: «Кесарю Кесарево, а Богу Божие». Если нарушается закон, то я могу отстаивать свои права. Это не является грехом. В послании Апостола Павла к Римлянам сказано о начальнике (в том числе и о судье): «Он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое» (Послание к Римлянам 13: 4).То есть, существуют различные инстанции, защищающие наши права как граждан своей страны, и мы можем к ним обращаться за помощью. Это нормально. Это не противоречит христианскому учению. Грех – если мы по лени или обыкновенной глупости не будем заботиться о том, чтобы наши семьи не нуждалась.

Еще одна ситуация. Допустим, человек не сильно пострадал материально от действий обманщика или мошенника. Он в принципе мог бы и простить его, но тогда от его бездействия могут пострадать другие. Как тут быть? У разных священников можно найти, кардинально отличающиеся друг от друга, ответы на этот вопрос. Я предпочитаю руководствоваться словами Христа: «будьте мудры, как змии, и просты, как голуби». (Евангелие от Матфея 10: 16) Мудрость и рассудительность нужно обязательно проявлять! К тому же обстоятельства бывают разные. Допустим, человек, которого считают обманщиком, может так объяснить свой поступок: «Я захотел купить у тебя вещь, а деньги пообещал отдать позже. Но я не получил тех средств, на которые рассчитывал. Прости меня, Христа ради. Можешь ли ты потерпеть немного?» Тут уже выбор каждого из нас, как поступать. Я бы простил и подождал… Другое дело, если должник заявляет: «А я не буду тебе ничего отдавать». Или просто скрывается. Тогда, можно простить и благословить обманщика. А можно законными путями добиваться своего. Все зависит от того, пострадает ли кто-то кроме меня от действий этого человека.

Многих еще смущают слова Христа: «Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (Евангелие от Матфея 5: 42). А на практике мы часто говорим: «Я не дам ему в долг, он все равно не отдаст!» Тут нужно увидеть контекст речи Господа. Имеется в виду ситуация, когда ко мне приходит человек, у которого острая нужда. При этом у меня есть возможность помочь ему. И если при таком положении вещей я пожадничаю, то это действительно будет нарушением заповеди любви. А случается, что взаймы просят соседи, у которых страсть к алкоголю. Они каждый день ко мне обращаются. Тогда я имею право, несколько раз одолжив им, сказать: «Я помогу вам, но только после того как вернете прежний долг». Еще важно, для чего человеку средства. Например, мать-одиночка, которая в декретном отпуске и не может работать, обращается за помощью. Что она может сказать? Как она вернет деньги? Она говорит: «Когда-нибудь, я точно отдам». И это уже мое решение – пожертвовать какую-то сумму или нет. Вот здесь и стоит вспомнить Евангельские строки.

Вообще, когда речь идет о прощении долгов, не всегда подразумеваются финансовые вопросы. Меня, например, часто жена прощает за то, что я могу не сдержаться и накричать на нее. Причем прощает еще до того, как я успеваю попросить прощения. Так что это ежедневный труд – оставлять долги своим ближним. И если мы им пренебрегаем то, как же сможем предстать перед Богом? Ведь, мы искренне просим: «И прости нам долги наши, как и мы прощаем должником нашим»…