Йован Янич

15 ноября исполняется годовщина со дня блаженной кончины Святейшего Патриарха Павла Сербского.
Публикуем фрагмент вышедшей в издательстве Свято-Тихоновского университета книги Йована Янича «Будьте людьми».




— Каковы Ваши практические советы тем, кто тянется к духовному возрастанию, но кому тяжело приспосабливаться к этому миру, полному всяческих искушений?

— Стараться, на что в конце концов каждый человек однажды должен решиться, разгадать вопрос о цели и смысле жизни. Один молодой человек спрашивает Альберта Эйнштейна, такую величину в науке, нашего старшего современника и даже «зятя», ибо его жена, Милева Марич, была из Баната: «В чем смысл жизни?» А Эйнштейн говорит: «Иметь ответ на этот вопрос означает быть религиозным».

Науки, которые мы изучаем в школе, дают нам ответы на вопрос, как нам жить, как производить, как распределять, как питаться, как лечиться… Но цель всей жизни неизвестна. И молодой человек тогда говорит:

«А разве не было бы для нас лучше, если бы мы этот вопрос вообще не ставили? Ибо если существует такая цель, тогда кто ее поставил, не мы ведь. Если бы мы, мы бы об этом знали. Вот, в конце концов, и растения, и животные миллионы и миллиарды лет и до людей существовали, да и сейчас существуют, не задавая вопроса о цели и смысле жизни. Просто радуются самому факту — существуем». Но когда бы у них был такой разум, как у нас, неужели бы они были довольны голым фактом — «существуем, и что тут спрашивать»?

А когда решим вопрос о цели, тогда нам будет легче решить и все остальное.

Когда святому Василию Великому, в IV веке, задали этот вопрос, он сказал: «На этот вопрос отвечали древние греческие философы, но не совпадали друг с другом. Одни полагали, что цель жизни в удовольствии (ешь, пей, наслаждайся), другие — что в приобретении богатства (и того, что оно способно обеспечить), третьи — в достижении славы (научной, художественной, спортивной). Некоторые опять-таки — что эта цель в приобретении власти и того, что власть дает человеку. И так далее. А мы считаем, что цель нашей жизни — достичь блаженства: начать еще на этом свете, а продолжить на том свете, в бессмертии». Блаженство, конечно, не есть удача, счастье. Удача не зависит от нас, а блаженство зависит только от нас. Блаженство возможно при любых обстоятельствах.

Говорит об этом и святой Иоанн Златоуст, который, как и Василий Великий, жил в IV веке Был он епископом, а в то время император и императрица в Царьграде-Константинополе были еретики, ариане, веровали, что Христос не есть Сын Божий, но лишь первое творение Божье, так что в этом смысле может называться Сыном Божьим. Все это было осуждено на Первом Вселенском соборе в Никее, но император и императрица остались и дальше при своем.

Святой Иоанн выступал против этой ереси, и император и императрица почувствовали, что речь идет о них самих. Тогда император и созывает своих советников и говорит им: «Думаю, что этот епископ Иоанн не знает, кто он и кто я. Что нужно сделать, чтобы он пришел в себя, опомнился?» Один из тех советников говорит: «Господин, брось его в темницу, и пусть там говорит что хочет!» Второй советник: «В изгнание, и пусть там, среди хазар, говорит что хочет!» Третий: «Отсеки ему голову, мертвая голова не болтает!» Четвертый: «Отобрать у него имущество, вот он и придет в себя!..»

А один, к мнению которого император больше всего прислушивался, молчит. «А ты что скажешь?» — спрашивает его император. «Господин, все эти советы ничего не стоят, — отвечает тот. — Знаю я этого человека. Если бросишь его в темницу, он, когда войдет в нее, поцелует дверной косяк и скажет: „Господи, ради Тебя сейчас я здесь“. Если отправишь его в ссылку, он, прибыв на место, поцелует землю и скажет: „Господи, Ты везде, Ты и здесь, знаешь, что ради Тебя я сюда изгнан“. Если отберешь у него имущество, а оно и не его личное, а церковное, он за счет того имущества бедняков содержит, так посадишь бедняков себе на шею, а кто им угодить сможет?!

Если голову ему отсечешь, он скажет: „Господи, голова моя живой отходит в руки Твои, Бога Живого!“» — «Что ты говоришь, разве нет у нас вообще возможности с ним покончить?» — говорит император. «Есть один способ, — отвечает тот. — Знаю я этого человека, ничего он не боится, кроме греха. Если сможешь, господин, вынудить его или убедить совершить грех, тогда покончишь с ним!»

А император: «Э, нет того человека, который может Иоанна вынудить или привести ко греху!»

Вот и поучение для нас: не бояться ничего, кроме греха, который отделяет нас от Бога и немирной делает душу нашу. А когда будем иметь мир с Богом, будет и в душе мир, миром этим будем делиться и с семьей, и с обществом, в котором обращаемся, и не нужно тогда будет ничего бояться!