Прот. Евгений Попов

«Нe мудрися (не почитай низким) творити дела твоего» (Сир.10,29)


Преподобный Сергий Радонежский

Есть люди, которые лучше соглашаются быть без службы и всякого занятия, продавая последние свои вещи на содержание себя, чем поступить на малую должность или избрать простое какое занятие. Лучше решаются голодать, чем взяться за работу, какая случится. Скорее потерпят недостатки и потери в своем хозяйстве очевидные и для других и для них самих, чем присмотрят за своим хозяйством. Скорее будут видеть около себя разбросанность вещей и неопрятность, которых даже и не любят в душе, чем своими руками поправят, что могут, если не дождутся посторонней помощи.

Не по лености эти люди отказываются от подобных трудов, но собственно потому, что считают их для себя низкими, неприятными.

Какое заблуждение! Всякий необходимый труд в жизни есть и честный труд.

Господь наш умыл ноги ученикам, когда не было слуги для омовения ног (1Цар.25,41) и когда из самых учеников никто не вызывался на этот труд.

Ангелы Божии также снисходят до простого труда, — когда оставляют светлые обители неба и преселяются в нашу землю, как бы в темный и низкий рудник или погреб, чтоб по Божию устроению охранять нас. У апостолов руки были благородные и священные, но один из них говорил: «Труждаемся делающе своими руками» (1Кор.4,12).

Нет, только низкие побуждения могут унизить простой или черный труд, а сам по себе всякий общежительский труд честен.

К сожалению, и очень многие ныне пренебрегают простыми занятиями и ремеслами. Дети кузнецов, стекольщиков или сапожников, побыв несколько времени в школе, с пренебрежением относятся к трудам своих родителей и ищут себе каких либо письменных чиновнических занятий. Дочери мещан и солдат, послушав уроки в среднем учебном заведении, насмотревшись там на своих богатых сверстниц, также неохотно приступают к своему домашнему очагу, а тем более считают за низкое пойти в услужение, хотя родители их и не сделались более состоятельными оттого, что они поучились в заведении. Иные же и в сельском просторе видят для себя тесноту: бросают свои поля и переселяются в город, чтоб только не быть деревенскими жителями.

Между тем нужны же в общечеловеческой жизни и кузнецы и стекольщики, — это раз.

Выполняя трезво и постоянно свой простой и черный труд, кузнец, печник или плотник еще скорее могут упрочить материальное состояние, чем на скоропреходящей должности письмоводителя, приказчика, служащего на пароходе, — это второе.

Среди подобного труда человек вернее может сохранить простоту веры, жизни и добрую нравственность, а это, конечно, самое главное. Затем, нужны же люди для прислуги и для черных домашних работы. А тем более как необходимы огородники и хлебопашцы! Труд ухода за огородом и земледелия, это труд Адамов, это основание народного довольства. И что будет дальше, если у нас и народные-то земледельцы будут чуждаться своего труда?

Читатель этих наставлений, кто бы ты ни был, не пренебрегай простым трудом. Будет ли он всегдашней долей для тебя или только временным, может быть, минутным занятием по особенной нужде.