П. Шатров



"Прости нам долги наши, как и мы
прощаем должникам нашим" Мф.6:12


Одна девушка начала посещать христианский кружок молодежи, но скоро оставила его, объясняя это так: "У меня есть соседка, с которой я в ссоре, и не могу с ней примириться и простить ее. А так как Библия осуждает такое упрямство, то я выхожу из кружка". Несчастная, но честная душа.

Но сколько есть таких верующих, которые считают себя истинными христианами, а носят в сердце вражду против ближних и не могут простить их.

Прощение - это милость к провинившемуся, снисходительность к вине, помилование. Божие прощение и милосердие к нам зависит от нашего прощения и милосердия к людям. Не прощая других, мы не заслуживаем прощения сами; вынося строгий приговор другим, мы одновременно выносим такой же приговор самим себе.

"Желая знать, - учил Феофан Затворник, - сколько раз должно прощать брату, апостол Петр спросил, предрешая ответ: "до семи ли раз?" И сказав это, думал, что назначил самую большую меру. Как коротко терпение человеческое! Господь же, применяя Свое долготерпение к нашим немощам, определил: "не говорю тебе: "до семи", но до седмижды семидесяти"" (Мф.18:21-22). Это то же, что сказать: всегда прощай, и не думай не прощать. Всепрощение и будет отличительной чертой христианского духа, ибо всепрощение - источник и постоянная поддержка жизни в нас от Господа, от лица Божия. Всегдашнее прощение всем всего есть внешняя одежда христианской любви, которая, по апостолу, "долготерпит, милосердствует... не раздражается... все покрывает" (1Кор.13:4-7). Оно же есть самое верное ручательство за прощение и на последнем Суде, ибо если мы отпустим, отпустит и нам Отец наш Небесный (Мф.6:14). Таким образом, если хочешь в рай - прощай всем, искренне, от души, чтобы и тени неприязненности не осталось". "Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете" (Лк.6:37).