Протоиерей Артемий Владимиров
Однажды, уже будучи священником, я проводил урок в воскресной школе одного из московских храмов. Моими слушателями были совсем маленькие детишки четырех, пяти и шести лет с их родителями. Да, многим мамам и папам интересно было послушать беседу батюшки с детьми, тем более, что в свое время они и помыслить не могли о подобной встрече. Передо мной с самым серьезным видом сидели малыши, сложив по-ученически руки на партах, а сзади устроились родители, совмещая приятное с полезным: детей все равно ждать, а тут предоставлялась возможность и батюшку послушать.
Предмет для разговора был выбран серьезный - смысл жизни. "Конечно, об этом многие говорили и писали, - повел я речь, - среди них знаменитые ученые, философы, не ровня нам. Меня же интересует, в чем вы, дорогие дети, видите смысл своей собственной, а не чужой жизни. Желает ли кто-нибудь из вас, поразмыслив, ответить на такой серьезный вопрос: для чего Господь Бог сотворил именно вас, как вы это понимаете?" Минуту-другую все помалкивали. Да и немудрено - взрослые тоже были озадачены. Но затем поднялась одна рука, другая, третья - и вот уже несколько учеников воскресной школы были готовы дать ответ на этот, казалось бы, совсем недетский вопрос.
Первым вызвался отвечать пресимпатичнейший малыш с белобрысой головкой, совсем как на картине Поленова "Московский дворик". Встав, он (не помню его имени, к сожалению) бойко и без запинки сказал: "Меня Бог сотворил, чтобы я ухаживал за своим хомячком!" Многие засмеялись. "Тут не над чем смеяться, - возразил я, - ответ дан очень и очень глубокий. Видите, мальчик убежден, что Господь Бог воззвал его из небытия для того, чтобы изливать любовь... ну пусть сначала на хомячка. Ведь и в Библии у премудрого царя Соломона написано: "Праведный печется и о жизни скота своего..." Действительно, полюбив и доказав своим попечением любовь к крошечному хомячку (да и сам отрок пока вовсе не великан), он затем дорастет и до любви к людям, которая требует гораздо более трудов и самоотвержения". Казалось, мой комментарий удовлетворил всех.
Но в этот момент захотела отвечать маленькая Катенька: "А меня Господь создал, чтобы я ухаживала за своей черепашкой". Уже никто не смеялся, но мне пришлось заметить, что ответ не вполне самостоятелен, хотя опекать черепашек – дело тоже достойное. Следующим поднялся мальчуган лет шести с короткой стрижкой и еще более коротким именем Тит. Сейчас это уже вполне взрослый юноша. "Я сотворен Богом, - глубокомысленно изрек он, - чтобы не было скучно". Воцарилось молчание. Признаться, и я на минуту почувствовал себя в растерянности - уж слишком неожиданным оказался ход детской мысли.
"Позвольте, позвольте, чтобы не было скучно... - повторил я изречение, одновременно размышляя над ним. - Ну, конечно! Совершенно ясное свидетельство, полностью подтверждаемое Священным Писанием! Во-первых, у царя Соломона в Книге Притчей есть речение о том, что Божественная Премудрость веселится о создании рук Своих. Бог по преизбытку благости сотворил мир, дабы разумные Его создания, ангелы и люди, познавая Творца и служа Ему, обретали бы в этом источник неиссякаемого блаженства. Во-вторых, - продолжал я осмыслять ответ мудрого Тита, - Господь даровал мальчика его маме, чтобы ей не было грустно, но чтобы, взращивая его, она непрестанно благодарила Создателя. Помните, как говорит Господь о рождении дитяти: "Женщина ...когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир". В-третьих, самому Титу теперь вовсе не скучно, ибо он открытыми глазами смотрит на мир Божий, полный бесчисленных и всевозможных чудес".
Поглядывая время от времени на родителей, я видел на их лицах радостное изумление по поводу столь серьезных ответов их детей. Некоторые мамы записывали в блокнотики и тетрадки мысли детей и разъяснения священника. Родители тоже чувствовали себя полноправными учениками воскресной школы.
Наконец, одна девочка постарше, лет десяти-одиннадцати, сказала: "А меня Бог сотворил на добрые дела". Я удивился - до какой степени ее представление о собственном предназначении совпадало с ясными словами Святого Апостола Павла о том, что Бог приготовил от вечности добрые дела для всякого христианина, желающего угодить своему Искупителю. Больше всего впечатлений от прошедшего урока о смысле жизни получил я сам. Душа моя не переставала удивляться мудрым ответам детей-дошкольников,которые, казалось, вовсе не доросли до размышления на подобные темы. Поистине устами младенца глаголет истина. "Когда-нибудь, - решил я про себя, - обязательно запишу услышанное, жалко, если все это пропадет бесследно". И вот, дорогие читатели, пришел час мне поделиться с вами воспоминаниями, как нельзя более уместными для данной главы.