Священник Павел Адельгейм



Мы знаем, что отличие христианина от любого другого человека в том заключается, как он несет свой крест. Крест, казалось бы, нельзя не взять. Однако в Евангелии так прямо сказано: «Возьми».

Почему? Потому что есть еще и очень знакомое всем, хотя и не всегда осознанное, желание потихоньку освободить себя от креста.

Как и когда мы стремимся сбросить свой крест?

Когда виним обстоятельства, людей, случай или судьбу свою несчастную в своих трудностях.

Когда не хотим сдержаться и выявляем свое раздражение.

Когда оправдываем скверное настроение чьими-то влияниями.

Когда не хотим думать о тех, кому неприятно видеть наше расстроенное состояние.

Когда из-за неудачи в работе теряем равновесие.

Когда не хотим мириться с замечанием в свой адрес.

Когда любая критика ранит нас, лишая душевного спокойствия.

Когда в душе возникает неприязнь, обида или гнев на тех, кто словом ранил нас.

Еще хуже мы поступаем, когда начинаем в душе бунтовать, считая, что наш крест несправедливо тяжел для нас или что он свалился на наши плечи неожиданно.

Совсем плохо мы делаем, когда вовлекаем других, на кого-то, жалуясь, кого-то обвиняя. Это вызывает в других людях или неприязнь к нашим обидчикам (а всегда ли мы справедливы?), или желание нас пожалеть, что со стороны других похвально, а для нас чаще всего вредно, так как мы лишаем себя той душевной пользы, ради которой допущен нам крест.

Плохо для нас и всевозможное «выяснение отношений», когда поднимаются старые обиды, упреки, высказываются претензии. Кроме нашего неумения терпеть и по -христиански принимать все скорбное, мы еще и виноваты в том, что создаем напряженную, трудную для других атмосферу вокруг себя, а потом сетуем и возмущаемся, почему люди не любят нас, не спешат к нам, предпочитают обходиться без нас.

Даже если мы безропотно, молча переносим наши огорчения, но не думаем о том, что люди видят наш понурый, потухший взгляд, унылый вид, и тогда мы убиваем для других радость жизни. Если мы это делаем бессознательно, - это говорит о нашей невоспитанности, если с тайным желанием, чтобы хоть этим обратить на себя внимание, заставить пожалеть, посочувствовать, пережить наши мелкие, а иногда и выдуманные страдания - это говорит о том, что мы еще не христиане, мы только себя так называем.

Почему так? Потому что нам допускаются скорби для того, чтобы мы сумели понять других, забыть о себе, отвлечься от своего настроения, неприятностей, погруженности целиком в свое «я».