Священник Константин Камышанов

Христос посмотрел на юношу с любовью, как написано в одном из Евангелий.

Стоит только на секунду представить на себе взгляд голубых глаз Христа. Он, конечно, видит нас и сию секунду и, вообще, всегда. А мы Его близость можем ощутить только духом. Поэтому о такой роскоши, какой был одарен богатый юноша — взгляде в пречистый лик Господа, можно только мечтать и надеяться получить после смерти.



Христос посмотрел на юношу с любовью после очень странного разговора, похожего на троллинг со стороны богатого мажора. В самом деле, юноша был богат и образован. А образование тогдашних иудеев было не столько светским, сколько духовным. У них была целая наука узнавать истинность чудес и явлений, пророков и учителей, и особенно — свойств Бога, которые доступны восприятию человека. Можно было подумать, что этот юноша валяет дурака или глумится, называя Христа благим. Если Иисус благ, то почему ты не на коленях, а если не благ, то зачем ты богохульствуешь? Поэтому Христос отвечает очень резко:

Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди.

Христос посмотрел на юношу с любовью, после того как юноша совершил оплошность. Юноша отвечая о соблюдении заповедей, не вспомнив, главнейшую о любви к Богу!!!Это у него вырывалось так просто и естественно, что Христу стало понятно — парень не умеет любить. Если он не любит Бога, как он может любить людей? Никак. Он просто покупает Царство Небесное. И Иисус, надеясь на то, что расстояние между двумя сердцами не более двух метров, надеясь на то, что смотря глаза в глаза своему творению, Он может растопить его сердце, продолжил говорить.

Некоторое время спустя, перед распятием, Господь также лишь быстро взглянет в глаза Петру и тот, сокрушаясь сердцем, зальется слезами. Богатый юноша выдержал взгляд. Не вздрогнул. Отвел глаза и вернулся к… старым коврам, мятым медным кувшинам, монеткам, пыльному интерьеру глинобитного дома, к грязным рабам, спрятанному оружию. Придя в свой дом, жалкий по нашим меркам, что он там нашел? Тишину, бессмысленность и скуку. Ведь богатство и скука — сестры.

Нам Господь также однажды протягивал руку, и мы, как юноша, тоже отводили ее за спину.

Дело не в том есть у нас богатство или нет, в том, как мы его приобретаем и распоряжаемся им в течение жизни. А также дело в том, поймем ли мы, что умереть богатым стыдно.

Приобретается богатство чаще всего без любви. Хранить его и любить людей и Бога невероятно сложно и трудно. Практически невозможно, как верблюду войти в игольное ушко. А тем более, раздать — это выше человеческих сил. Большое богатство непременно травмирует любовь как основу человеческой души. Но что травмируется богатством, то должно им и лечиться. Совет Христа юноше стал некоторым гомеопатическим лекарством, которое юноша не захотел принять. Для богатых, в большинстве случаев, нет другого пути к Богу как через жертву своим богатством.

Ответ Христа юноше был предельно жестким: «Раздай имение и приходи ко Мне». Или, наоборот, в нем имелось некоторое чувство юмора, так было очевидно, что юноша никогда не отдаст богатства. Почему? Потому, что для него любовь к Богу не явилась главой его праведности. Потому, что милостыня и праведность для него были лишь купленным билетом в Царство Небесное.

Христос не раз сталкивался с богатыми людьми и даже дружил с ними, как, например, с Иосифом Аримафейским или Сусанной, женой Хузы, домоправителя иродового дома. Иосиф на свои деньги выкупил тело Христа у римлян и купил ароматические вещества для погребения. Он также пожертвовал Иисусу свою гробовую пещеру.

Сусанна давала деньги первой христианской общине апостолов. Но ни Сусанна, ни Иосиф не просили у Христа льгот. А юноша с этого начал торговлю со Христом. Он и тут решил купить и жизнь вечную и Христа.

Дело не в том, чтобы продать дом и без ума раздать деньги наркоманам, лодырям и алкоголикам. Для многих из них милостыня в пять тысяч рублей может оказаться несовместимой с жизнью. За эти или большие деньги их могут убить, они могут «сгореть» от водки, совершить глупость, в которой, в итоге, будем виноваты мы. А дело в том, чтобы, имея мудрость, вернуть Богу Богово. Бог дал мне богатство, а я ему вернул, прибавленным. Он мне еще дал, а я опять вернул с прибытком и любовью. Ведь так у любящих друг друга?

Вызывает умилительную улыбку и то что, апостолы, услышав такой ответ юному богачу, непроизвольно воскликнули:

— Кто же тогда может спастись?

Но, парадокс в том, что сами-то они смогли расстаться со своим имуществом и пойти за Христом с голыми руками. Просто в любви они позабыли о себе.

Точно так же Иосиф Аримафейский и Сусанна даже не думали о наградах и льготах Царствия Небесного. Они забыли себя. Они растворились в Боге. Казалось бы, проходной сюжет Евангелия, но на самом деле — очень важный. В нем кроме слоя отношения к богатству есть второе дно — о любви к Богу и взаимной одаренности. Но есть и третий, может, самый важный слой. Апостолы, любя Бога, как бы не заметили остальных людей. Христос разворачивает их взор из области предшествующей индуисткой нирваны, из сфер чистого созерцания абсолюта к людям. Мощнейший посыл:

— Раздай свое имение и следуй за Мной.

В первой части предложения Христос ставит людей, а потом Себя. Это новое, то, чего раньше не было. Точнее, то, что не декларировалось как главное.

Что бедным до богатых? Что богатым до бедных? Пусть они живут, как живут, и сами отвечают перед Богом. Но есть точки неминуемого соприкосновения — храм. Все сталкивались с самодурством, высокомерием, грубостью спонсоров. Печальны их поучения о воле Божией, старцах и чудесах. Совсем грустно, когда они начинают профессионально «давить» настоятеля, иконописца, архитектора — так, что в итоге закрадывается мысль, а нужен ли вообще на приходе такой сумасшедший «серый кардинал». Нужны ли эти несуразные плоды его такой странной веры? Точно ли спонсорский вклад свидетельствует людям о Христе сквозь безобразие, покрытое сусальным золотом?

Хотелось бы им сказать. Вы, в самом деле, избранные. Вы, в отличие от простых людей, умеете брать Божии авансы и хранить их. Все не так начинается тогда, когда вы забываете о том, что мера ваших заслуг не в подписанном чеке, а в том, с любовью к людям или без нее вы это сделали. Умягчилось ли ваше сердце от пожертвований или его вместо этого сдавила забота? Действительно ли ваша жертва — это жертва для вас, а не процент Богу? Потому что жертва банковскими фантиками — самая примитивная. Нельзя любить Бога, не полюбив людей. Полюбив не деньгами, а сердцем.

С другой стороны, богатый приходит в храм часто по зову сердца и безотчетно. Христос сегодня не может взглянуть ему прямо в глаза, но есть мы.

Часто спрашивают:

— Как сделать, чтобы взрослый сын пришел в церковь? Я ему даю книжки про веру, а он не читает. Я его зову в храм, а он не идет.

— Просто и сложно. Антенна души — сердце. Этой антенной улавливают голос Бога. Ты сделай его сердцем мягким, а он уже сам услышит Христа и пойдет с тобой в храм. Трудно только первые десять лет.

Так и с богатыми. Мы, ученики Христа, по Его просьбе, можем их сердце сделать мягче своим бескорыстием, жертвенностью, верой, молитвой, не лицемерием и твердой благожелательностью. Для этого мы и собраны в храме во имя Христа, раскрывая смысл определения церкви — как собрания кающихся грешников.

Все Евангелие как букет благоухает благодатью. Так сегодняшний сюжет — как один из цветков этого букета дает свой аромат:

Наше богатство в том, что нам не нужно богатство. Ты, ведь, Господи, понимаешь, что я имею в виду?