Протоиерей Дмитрий Карпенко

«Как же это: думать о том, чего я хочу? Вон, святые не думали о своих желаниях, а жили только ради других. И нам так надо…»

Насколько правомерна­­ такая оценка бытия верующим человеком,­­ живущим мирской жизнью? Может ли христианин­­ думать не только о высокодухо­­вном, но и желать чего-то материальн­­ого, каких-то примитивны­х земных радостей? Вообще уделять время и внимание самому себе?



Несомненно, мы должны заботиться о себе. Помните ведь — заповедь о любви к ближнему содержит некий эталон — «возлюби ближнего как самого себя»? Соответственно, если мы не любим себя, то как мы можем полюбить другого? Конечно, любовь к себе нужно отличать от эгоизма, когда кроме самого себя уже никого не замечаешь. По-христиански будет так, когда мы, заботясь о себе, научаемся понимать проблемы и нужды других людей и стараемся им помогать, насколько у нас хватает возможностей. Забота христианина о себе есть наиважнейшая обязанность. Прежде всего он обязан хранить и оберегать свою жизнь, которая есть дар от Господа. Мы получили ее не по нашим заслугам, и растрачивать ее попусту значит пренебрегать божественным даром и по сути — противиться Богу.

Мы должны заботиться о своем физическом и духовном здоровье. Человек — это не только тело, но и душа, и дух. Сохраняя себя, мы должны понимать, что делаем это и для Бога, и для других людей. Наши ближние хотят видеть нас здоровыми, состоявшимися. И для этого, конечно, надо трудиться, прикладывать усилия, потому что многие привыкли к тому, что для нас кто-то что-то должен сделать. На самом деле для нас никто ничего не сделает кроме нас самих.

Каждый человек ответственен за свою собственную жизнь. И вообще менять мы можем только лишь самого себя. Нам Господь дал на это полное право. А чаще всего мы хотим поменять других людей, изменить их жизнь. Но на это у нас права нет. Детей своих мы можем менять — и то только до того, как они вырастут. Вмешиваться в их жизнь, когда они уже станут взрослыми, — мы такого права не имеем. Заботиться — да. И не только о своих ближних. Здесь все, конечно, зависит от возможностей, от ситуации, от нюансов, которые нельзя загнать ни в какие правила.

Любую возможность помочь другому следует расценивать возможность исполнить евангельскую заповедь. Каждый человек не просто так появляется в нашей жизни — его посылает Господь.

В Евангелии на этот счет все сказано просто и понятно. Есть притча о добром самарянине. Господь рассказал ее и поставил в пример человека, причем иноверца — того, с которым даже общение считалось делом постыдным. В этой притче речь шла о том, как одного человека ограбили, избили и он лежал обессиленный в таком униженном состоянии прямо на дороге. Проходящие мимо люди, которые, казалось бы, должны были оказать помощь, остались к нему безучастны. Им казалось, что у них есть более важные дела, более важные вещи, которым следовало уделить внимание и время. А иноверец помог этому бедному человеку: перевязал его раны, доставил в безопасное место, сделал все возможное, чтобы спасти ему жизнь. Вот эту притчу Господь рассказал, чтобы объяснить, кто есть ближний.

Ближний — тот, кто может увидеть боль другого и помочь ему. Отдавая, мы становимся богаче. Ведь когда у тебя чего-то нет, ты не можешь этого отдать. А раз даешь, делишься — значит, получается, ты этим обладаешь. Если человек не в состоянии отдать частичку любви другому — значит, ее в нем нет. Любовь — это обязательно действие, это поступок. Если кто-то говорит вам, что любит, но при этом остается равнодушным к вашим проблемам, не подкрепляя слова конкретными делами, это не любовь. Любви станет больше тогда, когда мы, заботясь о себе, сохраняя священный дар жизни, будем проявлять подобную заботу по отношении к другим людям, которых Господь пошлет нам за время нашей жизни.