Сегодня православные празднуют Благовещение Пресвятой Богородицы, один из двенадцати главнейших праздников годового круга. В этот день вспоминается евангельское событие, послужившее «началом нашего спасения» — возвещение Архангелом Гавриилом Деве Марии тайны воплощения от Нее Бога Слова.
Оно совершилось, согласно церковному преданию, 25 марта(7 апреля по новому стилю) или в шестой месяц после зачатия праведной Елизаветой святого пророка Иоанна Предтечи. Как повествует одно из праздничных богослужебных песнопений, Благовещению предшествовал Превечный Совет Святой Троицы о Воплощении Единородного Сына Божия ради искупления погибавшего в грехах человеческого рода и его спасения: «Совет Превечный открывая Тебе, Отроковице, Гавриил предста Тебе вещая…»
Когда приблизился момент воплощения Сына Божия, среди людей родилась и Та, единственная в мире по Своей чистоте и святости достойная послужить делу спасения человечества и стать Матерью Христа.
Дева Мария была дарована престарелым родителям, праведным Иоакиму и Анне, за их непрестанные и слезные молитвы о рождении ребенка, и была с детства посвящена Богу и жила при храме. По достижении 14 лет, когда по закону иудейскому пребывание Ее в храме должно было окончиться, Мария была обручена с праведным восьмидесятилетним старцем Иосифом, плотником из рода Давидова, которому поручили хранить Ее девство. Переселившись в Назарет, в дом Иосифа, Дева Мария продолжала ту же жизнь, которую проводила в храме.
Однажды она читала Книгу пророка Исаии и размышляла о величии Той, Которая удостоится быть Матерью Бога. Тогда с небес ей явился посланный Богом Архангел Гавриил и приветствовал Марию словами: «Радуйся, Благодатная. Господь с Тобою; благословенна Ты между женами». Она же, увидев его, смутилась от этих слов и размышляла, что бы значило такое приветствие. Ангел ответил ей: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя Иисус. Он будет велик, и наречется Сыном Всевышнего и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца. — Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и Сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиям… Тогда Мария сказала: Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел» (Евангелие от Луки, гл. 1, ст. 28—38). Глубокая вера Пресвятой Девы Марии, говорит церковное предание, и столь же глубокое Ее смирение, соединенное с любовью к Богу и преданностью Его воле, явились той благодатной Нивой, в недрах которой возник Благословенный Плод — Богочеловек Иисус Христос, Агнец Божий, взявший на Себя грехи всего мира.
Таким образом, с момента бессеменного зачатия Сына Божия было положено начало спасения рода человеческого, говорится в тропаре праздника, — «Днесь спасения нашего главизна и еже от века таинства явление…»
Церковное почитание дня Благовещения началось не позднее IV века. Об этом имеются свидетельства в творениях святителей Афанасия Великого и Иоанна Златоуста. Но иконы, изображающие это событие, появились еще в Римских катакомбах, во II веке. В Русской Православной Церкви на иконах Благовещения изображены Архангел Гавриил (обычно с крыльями и нимбом вокруг главы), предстоящий перед Святой Девой; в левой руке Архангела — райская ветвь, символ радостного благовестия, правой рукой он благословляет Деву. Богородица представлена сидящей и благоговейно читающей книгу (пророка Исаии); в книге иногда видны слова: «Се, Дева во чреве примет…» (Ис. 7, 14).
Иконы Благовещения, символизирующие начало искупления человеческого рода, с древних времен помещались на Царских вратах. Царские врата символизируют собой вход в Царство Небесное, а икона Благовещения напоминает верующим о том, что рай человечества снова открыт — Благовещение послужило «главизною» нашего спасения.
В день праздника постящиеся получают небольшое послабление — на трапезе разрешается вкушение рыбы. В Благовещение также принято отпускать на волю птиц, этот символический обычай — знак того, что по Боговоплощении людям дана свобода от греха.