«Богородица точно как стена нерушимая между Божиим гневом и людьми. Она отводит большую часть громов Небесного Правосудия, готового покарать грешников неблагодарных. Только за такою стеною мы часто бываем безопасны, между тем как мы думаем, что наша безопасность есть следствие обыкновенного порядка вещей». /прав. Иоанн Кронштадтский/
День, когда Матерь Божия, Пречистая Голубица, отлетела от грешной земли в родные Небеса, – этот день стал всерадостным праздником Церкви Христовой. Понятно, почему торжествовал Горний мир чистейших духов явление своей Царицы. Но отчего ликовали и земные люди, казалось бы, оставленные Ею в сиротстве, среди бед и соблазнов этого мира? Оттого радовались святые апостолы, а вместе с ними все христиане, что обрели в Небесном Царствии такую Помощницу и Защитницу, равной Которой нет и среди могучих Архангелов.
Успение Пресвятой Богородицы – второй по значимости праздник Православной Церкви после Воскресения Христова. Недаром этот день именуется Богородичной Пасхой. То была вторая победа над смертью и адом, одержанная уже не Небесным Гостем – Богочеловеком, но земной Девою – чистейшей и совершеннейшей из всех людей и все же Одной из нас, земнородных, Пресветлой Дочерью человечества. Успение Пренепорочной Девы явилось кануном Воскрешения Ее в преображенном земном теле, что совершилось благоволением Божественного Ее Сына.
Два десятилетия – от Вознесения Христова до Успения Богородицы – были для несравненной души Пречистой Девы годами последних земных испытаний, благодаря которым во всем сиянии проявлялись Ее добродетели. Матерь Божия переносила испытание земной славой. Уже тогда, на заре христианства, начала сбываться воспетая Богоневестой при Благовещении провидческая песнь: Отныне будут ублажать Меня все роды (Лк.1:48). Ученики и последователи Иисуса восхищались и поклонялись Родившей Его, а Она оставалась кротка и смиренна и запрещала воздавать Ей хвалу в речах и писаниях. Пресвятая Дева прошла испытание мирской злобой: богоубийцы-фарисеи люто ненавидели Мать Спасителя и стремились убить Ее, а Она, уповая на Господа, без страха и гнева проходила меж ними, «как овца среди волков», «как лилия между терниями».
Но самым тяжким для Пресвятой Девы было испытание Ее терпения долгой разлукой любвеобильнейшей Матери с несравненнейшим Божественным Сыном. Эту горечь разлуки Богоизбранная Дева превозмогала непрестанной молитвой, сокровенной беседой со Всевышним. Так сильна была Ее молитва, что вместе с Нею, точно одушевленные, кланялись Творцу масличные деревья Гефсиманского сада – любимого места уединения Богородицы. Любящая Мать всех людей, Она молилась о ближних и дальних, знакомых и неизвестных, добрых и злых, о помощи верным и прощении падшим.
Горячие неустанные прошения духовной Матери человечества обнимали весь мир – страны и народы, настоящее и грядущее, Она молилась и за нас, живущих ныне, и за наших потомков. Но что же для Себя Самой просила тогда Богородица у Господа и Сына Своего? Какой награды хотела Величайшая из рода человеческого за все Свои скорби, труды и подвиги? Одного для Себя хотела Пресвятая Дева – кончины, но какой? Не в виде прекращения существования, но для соединения со Своим Возлюбленным Сыном, подобно чему и святой апостол Павел писал: Ибо для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение… Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться (то есть умереть телом) и быть со Христом, потому что это несравненно лучше (Флп.1:21,23). Поэтому взывала Пренепорочная раба Божия к Рожденному Ею: «О, пресладкий Сын и Бог Мой! Помилуй Меня, Твою Матерь, до сих пор скорбящую, не видя Твоего лица, в печальной юдоли этого мира. Изведи из темницы тела душу Мою, ибо стремится душа Моя к Тебе, Бог и Сын Мой!».
Пречудное празднество Успения Матери Божией включает в себя память о трех торжественных событиях. Первое – это Успение тела Пречистой и восхождение души Ее в Небесное Царствие. Вторым торжеством явилось погребение тела Богоизбранной Девы, сопровождавшееся множеством дивных знамений славы Ее. И наконец, венец и вершина торжеств – последовавшее на третий день воскрешение и вознесение Пресвятой Богородицы благоволением и силой Божественного Ее Сына, первое явление Ее миру во славе Царицы Небесной.
Успение и Воскрешение Матери Божией знаменовали завершение Домостроительства Святой Церкви Христовой. У Престола Царя Небесного явилась смиренная Царица, достойная неизреченного Его Величия. Пречистая Богоневеста была лучшим плодом, который человечество возрастило Всевышнему, – и Она же явилась драгоценнейшим даром Всещедрого Бога во спасение рода человеческого. Вселюбящий Спаситель украсил кончину Пресвятой Матери Своей дивными чудесами, превратив для Нее мрачное событие смерти в светлый, радостный праздник.
«Господь сокрушил врата адовы, и даже самое имя смерти изменил, ибо она теперь называется уже не смертью, а успокоением», – восклицает святитель Иоанн Златоуст. И для кого могло быть желаннее и сладостнее успокоение в Царствии Божием, как не для истосковавшейся по Божественному Сыну Матери Его? Господь предвозвестил Богоизбранной Деве срок блаженного Ее Успения. За пятнадцать дней до этого желаннейшего для Нее события вновь узрела Она Архангела-благовестника Гавриила, на сей раз принесшего весть о близкой кончине и ожидающей Ее Небесной славе: «Сын Твой и Бог наш призывает Тебя, Матерь Свою, в Небесное Царство, дабы Ты царствовала с Ним во веки веков». А за три дня до Успения Приснодевы снова явился Ей Архангел, чтобы вручить вещественный знак Божия благоволения – светоносную ветвь райского дерева, предназначенную для несения перед погребальным одром Богородицы.
Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем (Лк.1:46–47) – этой ликующей песнью Своей Богоизбранности встретила смиренная Дева Мария час Успения. Торжественными словами описана в церковном предании блаженная Ее встреча с Божественным Сыном: «Ужаснулись видевшие это; верх храмины как бы исчез в лучах Небесного сияния, и сошел Сам Царь славы Христос, окруженный тьмами Ангелов и Архангелов и с праведными душами патриархов и пророков, некогда предвозвещавших о Пресвятой Деве, и приблизился к Пречистой Матери Своей. Увидев Сына Своего, Она с радостным восторгом, поднявшись с ложа, поклонилась Ему. Он же, взирая на Нее очами, исполненными Божественной любви, сказал Ей: «Прииди, ближняя Моя; прииди, возлюбленная Моя; прииди, дражайший Мой перл, и вниди в обители вечной жизни». «Благословенно славное Имя Твое, Господи Боже Мой! – ответствовала Пресвятая Дева. – Ты благоволил избрать Меня, смиренную рабу Твою, чтобы Я послужила таинству Твоему! Помяни Меня, Царь славы, в бесконечном Царствии Твоем». Она возлегла на ложе и, взирая на пресветлое лице Господа, дражайшего Сына Своего, без всякого телесного страдания и как бы сладко засыпая, предала в руки Его пресвятую душу Свою».
«Матушкой-Заступницей» называет Богородицу русский православный народ. Поистине неисчерпаема и неиссякаема любовь Ее Материнская, всепрощающая и всеспасительная. По слову святого праведного Иоанна Кронштадтского: «Ни одно сердце человеческое не способно любить всех людей такою любовью, какою любит нас Матерь Божия. Только чистейшее сердце может любить всех людей, а чище сердца Ее у людей не было ни у кого. Кому больше и заступаться за нас, кому больше и слушать наши молитвы, как не Матери Божией? Хотя Она теперь на Небе, во всей Небесной славе, но Она – от нас, с нашей грешной земли, жила здесь, как и мы, и тоже много испытала горестей; как же Ей не послушать, не заступить Своих? Только не нужно, никогда не нужно забывать, что Она – Пресвятая и не любит беззакония. Призывающим на помощь Пречистую Деву – Сокровище чистоты и ангельского целомудрия – особенно нужно заботиться о сохранении чистоты сердца и жизни.