Монахиня Евфимия Пащенко



Преображенская церковь издавна пользовалась репутацией «тихого пристанища». Прежде всего, потому, что она стояла на кладбище. А тишина, присущая местам такого рода, с незапамятных времен вошла в поговорку… Вдобавок, кладбище это было расположено на окраине, и дорога туда занимала около часа. Поэтому даже в те, не столь давно минувшие, времена, когда во всем городе (между прочим, областном и епархиальном центре!) имелось лишь три действующих храма, съездить помолиться в Преображенскую церковь отваживались разве что истинные подвижники. Исключение составляли только дни, когда в нее приезжал служить епископ. А вслед за ним туда жаловали и многие из прихожан собора и Успенской церкви – любители торжественных архиерейских Богослужений.

Тогда в Преображенском храме становилось непривычно светло от множества свеч, которыми были уставлены подсвечники перед иконами. И непривычно шумно от множества людей, которые шепотом делились новостями и впечатлениями от службы и громко увещевали соблюдать благоговейную тишину, просили передать свечку в алтарь и негодовали, видя, что вместо этого она очутилась на каком-то из подсвечников в дальнем углу, сетовали на тесноту и духоту, и все-таки, упорно орудуя локтями, протискивались поближе к амвону, словно именно там находилось то Царство, что берется силой и восхищается употребляющими усилие (Мф. 10, 12)…

А в довершение всего этого, внезапно, как гром среди ясного неба, раздавались звон разбитого стекла и горестный вопль владелицы банки со святой водой, содержимое которой теперь разливалось по выщербленному каменному полу… Впрочем, как только епископ покидал стены Преображенского храма, туда возвращалась тишина, и немногочисленные старые прихожанки, стушевавшиеся было перед шумной толпой захожих и заезжих гостей, снова занимали в нем свои привычные места, словно корабли, разметанные бурей по морю, опять собирались в привычную мирную гавань.

Однако Преображенский храм служил тихим пристанищем не только для людей. С самого начала 20-х годов, когда в городе стали закрывать и разрушать церкви, именно сюда приносили тамошние иконы. Вернее, те из них, которые удавалось спасти от отправки на дрова… А так как до войны было закрыто около десятка городских храмов, то Преображенская церковь вскоре наполнилась, или скорее даже, переполнилась, иконами. Они лежали на аналоях, в несколько ярусов, едва ли не до самого потолка, висели на стенах, теснились на подоконниках, словно подтверждая поговорку: «в тесноте, да не в обиде», и даже стояли там друг на друге, будто пытаясь вскарабкаться к самому верху оконных проемов, где еще оставалось немного места…

Среди них имелись и старинные образа, в былые времена прославившиеся чудотворениями, но теперь сами нуждавшиеся в людской защите. И совсем недавно написанные иконы, краска на которых еще не успела потрескаться и потемнеть. Иные из них, размером почти в человеческий рост, являлись храмовыми иконами. Иные, где соседствовали друг с другом подвижники разных стран и времен, так что святой благоверный князь Александр Невский протягивал руку преподобной Марии Египетской, а по обе стороны от них, словно свидетели их встречи, стояли мученица Вера и преподобный Зосима Соловецкий, были фамильными образами купцов и горожан, пожертвованными в церковь «на помин души»…

Впрочем, и после войны, и позднее, в семидесятые, восьмидесятые и даже в девяностые годы люди продолжали приносить в Преображенский храм иконы. Правда, в последнее время - по большей части растрескавшиеся, расколотые, с облупившейся краской, дочерна покрытые копотью, а потому не годившиеся ни для украшения интерьера квартиры, ни для продажи в антикварную лавку. Однако даже для таких икон, обезображенных временем и людьми, находилось пристанище в Преображенском храме. Старый настоятель, о. Серафим, любовно взяв в руки очередную «черную доску», вглядывался в нее сквозь очки, словно прозревая под густым слоем грязи и копоти ее изначальную красоту и благолепие. После чего, вздохнув, благословлял отнести ее на чердак. Ибо надеялся, что когда-нибудь Бог пошлет человека, способного вернуть ей прежний вид, а, вместе с тем, и новую жизнь. Но проходили годы, а этот человек все не появлялся...

А тем временем на чердаке скопилось столько поврежденных икон, что для них уже не хватало места на полках, сделанных по распоряжению о. Серафима... Разумеется, иные люди, радевшие о чистоте и порядке в храме, пытались убедить батюшку, что, поскольку их некому, да, скорее всего, уже и невозможно отреставрировать, то и хранить их дальше - незачем. Вдобавок, их скопление на чердаке повышает риск возникновения в церкви пожара…Однако о. Серафим напомнил сим мирским мудрецам, что «живущий под кровом Всевышнего, под сенью Всемогущего покоится…и под крыльями Его будешь безопасен» (Пс. 90. 1, 4). А для пущей убедительности подкрепил эти слова многочисленными примерами того, как в былые времена иконы, по ветхости находившиеся в забвении и небрежении у людей, Господь прославлял чудотворениями. После этого советчики умолкли. Хотя одному лишь Богу ведомо, убедили ли их доводы о. Серафима. Ведь одно дело – минувшие времена, богатые на чудеса и знамения. И совсем другое – наши дни, когда они столь редки, что можно всю жизнь ждать чуда. В итоге же – обмануться в своих ожиданиях. Именно так и произошло с самим о. Серафимом, который, несмотря на всю свою веру и праведность, так и не дождался столь чаемого им чуда…

* * *

А после его кончины настоятелем Преображенского храма стал молодой, весьма деятельный и энергичный священник. Звали его отцом Олегом. Прежде он был врачом, а незадолго до рукоположения окончил богословский институт. Надо сказать, что, вопреки бытующему в народе мнению, будто не только врачи, но даже иные богословы относятся к сверхъестественным вещам достаточно скептически, о. Олег все-таки верил в чудеса. Правда, иначе, нежели простодушный о. Серафим, который и семинарии-то не кончал...

Отец Олег был убежден, что с помощью Божией человек может, как говорится, свернуть горы. В подтверждение же этому любил приводить слова Святого Апостола Павла: «все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп. 4,13). И впрямь – не прошло еще и полгода, как о. Олег стал настоятелем Преображенского храма, а старая церковь уже преобразилась до неузнаваемости. Она была заново побелена, а ее купола засияли свежей позолотой. В ней появились новые паникадила и подсвечники, новые хоругви и аналои, новый регент, новые певчие, и множество новых прихожан. А также новая староста, Ольга Ивановна, одинокая женщина средних лет, которая, после многих бед и треволнений, обрела тихое пристанище в Преображенской церкви, бестрепетно порвав с прежней жизнью ради жизни во Христе.

По примеру благочестивых жен древности, она дневала и ночевала в храме, выполняя обязанности не только старосты, но и уборщицы, и псаломщицы, и свечницы, и певчей, а по будним дням – еще и регента. Ольга Ивановна была столь безгранично предана о.Олегу, что ловила каждое слово батюшки, слагая его, как говорится, в сердце своем. Все изреченное им являлось для Ольги Ивановны законом, подлежащим неукоснительному исполнению. Так что, благослови он ее годами поливать сухое дерево, или, за неимением оного, воткнутую в землю швабру, на ней непременно произросли бы плоды ее послушания.

…Однако враг рода людского, видя ревность нового настоятеля о храме Божием, не замедлил ополчиться на него. Причем сделал это тогда, когда человек меньше всего ожидает беды. А именно – за три дня до Рождества.

* * *

В тот злополучный полдень в Преображенскую церковь вошел какой-то человек средних лет, да так и замер на пороге, словно был несказанно изумлен тем, насколько изменилось внутреннее убранство храма. При этом он даже забыл снять шапку и перекреститься, как подобает всякому входящему в церковь. Разумеется, бдительная Ольга Ивановна, дежурившая в это время за свечным ящиком, сразу же набросилась с обличениями на нарушителя церковной дисциплины. Вслед за тем на шум из алтаря вышел о. Олег и с решительным видом направился к незнакомцу.

- А ну, сними сейчас же шапку! Ты что, церковного устава не знаешь?

Тот удивленно уставился на молодого священника, словно ожидал увидеть совсем другого человека:

- Здравствуйте. А-а где батюшка? Отец Серафим…

- Умер он. - буркнул о. Олег, недовольный тем, что недогадливый чужак не признал в нем священника и настоятеля. – А тебе чего здесь надо?

Однако, вместо того, чтобы ответить на вопрос священника, тот сурово произнес:

- Пригласите сюда ваше руководство.

- Да сам ты кто такой? – не унимался о.Олег.

- Я пожарный инспектор вашего района, - сказал незнакомец, причем столь строгим тоном, что священнику сразу стало не по себе. - И пришел проинспектировать ваш храм на предмет соблюдения правил пожарной безопасности. Вот мое удостоверение. А теперь пройдемте, гражданин… Так… А почему это у вас эвакуационные выходы завалены половиками? Что значит – уборщицы виноваты? Если Вы здесь главный, то Вам за это и отвечать… А где у вас огнетушители? Почему это их нет? Вы что, не знакомы правилами пожарной безопасности? К Вашему сведению, они являются обязательными для всех. Та-ак… Подвал в храме есть? А чердак? Как это – ключ потерян? Немедленно найдите. Я обязан осмотреть вашу церковь полностью.

Прошло минут двадцать, прежде чем запыхавшаяся Ольга Ивановна вручила батюшке ржавый ключ на засаленном шнурке, которым, после нескольких неудачных попыток, все-таки удалось открыть дверь чердака. Увидев представшую его глазам картину, инспектор строго спросил о. Олега:

- Это что тут у вас за склад?

Продолжение следует....