Праздник Пятидесятницы или Сошествия Св. Духа на апостолов, который в Православной церкви, хотя и неофициально, но глубоко символично называется Троицей, имеет неразрывную связь с праздником Вознесения.
Перед своими Крестными страданиями Господь сказал: "Истину говорю вам: лучше для вас, чтобы я пошел; ибо если Я не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к нам" (Ин. 16,7). Господь взошёл на небеса с нашим телом и душой, открыв для всех нас возможность новой жизни в Небесном Царстве. Но, чтобы стать подлинно гражданами Царства Небесного, наша земная жизнь не должна противоречить закону духовному, т. е. тем принципам, на которых зиждется жизнь будущего века.
Иначе сказать, наша жизнь в этом мире должна быть подобной нашей будущей жизни в Небесном Царстве. Но, чтобы мы могли жить в этом мире не его ветхими законами борьбы за существование, законами взаимного стеснения и вытеснения, а теми принципами, которые Христом прописаны в Евангелии, нужна сила, укрепляющая нас, помогающая нам порвать с принципами, на которой зиждется жизнь в этом мире. Поэтому перед своими крестными страданиями, укрепляя учеников, обещает им послать "другого Утешителя, да пребудет с ними вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому, что не видит Его и не знает Его, а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет" (Ин. 14,17).
Если о событии Вознесения Господа мы узнаем, как из Евангелия, так и из книги Деяний Святых апостолов, то о Сошествии Св. Духа на апостолов мы узнаем уже только из книги Деяний.
Закончилось земное служение Христа, составлявшего предмет евангельской истории, началось земное служение самого таинственного Лица Пресвятой Троицы, Святого Духа, служение, которое будет продолжаться до конца видимого мира, первые страницы которого описаны в книге Деяний. Как повествуется в ней, возвратившись с Горы Вознесения апостолы "единодушно пребывали в молитве и молении с женами и Мариею, матерью Иисуса и братьями Его".
Главным событием в эти 10 дней, как повествует книга Деяний, было избрание апостола на место отпавшего Иуды. В качестве средства избрания были использованы совместная молитва и жребий. Был избран Матфий, который несколько дней спустя вместе с другими апостолами принял Святого Духа.
Но, отметим, что в момент избрания Дух Святой на апостолов еще не сошел, и избрание Матфия носило привкус человеческой ограниченности.
Нам практически достоверно ничего не известно об апостольском служении Матфия, зато мы очень много знаем о том, кого избрал на место отпавшего Иуды Бог — апостола Павла, бывшего врага и гонителя Христова, которого мы почитаем Первоверховным вместе с главой 12-ти апостолом Петром.
Враг Христов действием Божественного избрания стал выше всех друзей Христа и сравнялся в сознании Церкви с главой апостолов Петром, впрочем, несшим на себе рану отречения от Христа, как бы по-человечески умаленный этим отречением. Вразумленный свыше враг Христов и покаявшийся предатель стали величайшими продолжателями дела Христова. Таково избрание Божие. Поэтому скажем, что ни молитва, ни жребий сами по себе не могут непременно быть залогом богодухновенности избрания.
День Пятидесятницы был у иудеев днем принесения в храм для посвящения Богу начатков плодов нового урожая, чем испрашивалось благословение на весь урожай. И не случайно нисхождение Св. Духа произошло именно в день Пятидесятницы. Апостолы, на которых в этот день сошёл Св. Дух, предоставляли собой как бы начатки нового народа Божия, Церкви Христовой. Как благословение, данное плодам, принесенным в храм, распространяло благословение Божие, на весь урожай, так полученный апостолами Святой Дух освятил, и продолжает освящать вслед за апостолами всех присоединяющихся к Церкви Христовой.
Праздник Пятидесятницы называется днем рождения Церкви Христовой, потому что в этот день в результате Богодухновенной проповеди Петра о Воскресении Христа, к апостолам присоединились три тысячи новообращенных, составивших первоначальную Церковь Христову.
Что было делом этой Церкви? "И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и в преломлении хлеба и в молитвах... Все же верующие были вместе и имели все общее; и продавали имения и собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого. И каждый день единодушно пребывали в храме... Хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же каждодневно прилагал спасаемых к Церкви... У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа, и никто ничего из имения своего не называл своим, но все было общее. Апостолы же с великой силою свидетельствовали о Воскресении Господа Иисуса Христа и великая благодать была на всех их." (Деян.2, 41-42, 44,46-47, 4,32-33).
Такова была первоначальная Церковь, Церковь, рожденная Сошествием обещанного Спасителем Святого Духа в день Пятидесятницы. Эта Церковь по своему единодушию и согласию была подобна единодушию и согласию лиц Пресвятой Троицы. В день Пятидесятницы Сошествием Святого Духа миру открылась Троица, совершенное единение Трех в Одном. И откровение это было дано Церкви, чтобы она в своей жизни воспроизводила бы то единство, в котором живут Отец, Сын и Святой Дух. Точнее сам Дух Святой, неотлучно пребывая в единении с Отцом и Сыном, Посланный Ими на землю, должен был соединять множество верующих в подобие Пресвятой Троицы. Ведь если Христос был совершенным Богом и совершенным Человеком, то будучи Лицом Пресвятой Троицы, как Бог, Он призван был к тому, чтобы и из людей создать подобное единение. Для утверждения такого единения и был послан на землю единочестный Христу Святой Дух, чтобы явить согласное действие всех Лиц Пресвятой Троицы.
Однако совершенное единение верующих быстро кончилось. Поразительно, но факт, что лукавая человеческая воля сумела воспрепятствовать творческой силе Святого Духа в создании совершенного человеческого общества, имеющего свой образец в совершенном единстве Лиц Пресвятой Троицы.
Уже, в 5-й главе Деяний мы читаем историю Анания и Сапфиры, присоединившихся к Церкви с двоедушием и лукавством. Хотя их двоедушие было чудесным образом сурово наказано, однако в результате этого "великий страх объял всю Церковь" (Деян.5, 11). А где возник страх, да еще великий, там, естественно, стала умаляться любовь. И Троица, т. е. совершенное единение многих в совершенной любви, бывшее заповедью, законом жизни для первых христиан, хотя и неизвестное еще по имени, стало постепенно разрабатываться как догмат, как отвлеченное богословское учение, как бы имеющее мало общего с повседневной христианской жизнью.
А между тем утверждение учений о единосущии Лиц Пресвятой Троицы, их нераздельности и неслиянности, о совершенном единении Божественной и человеческой природ в Лице Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа имеют самое прямое отношение к устройству жизни нового Израиля, Церкви Божьей. Ведь как любил говорить Златоуст, Дух Святой сошёл на землю, чтобы люди, живя на земле, стали бы подобными Ангелам и даже большими Ангелов, как ставшие сотелесниками Христовыми. А ангелы, как известно пребывают в совершенном единении, потому что имеют одно желание - быть совершенными исполнителями воли Божьей.
Но сохранить в земной Церкви единение верующих по образу единения Лиц Пресвятой Церкви оказалось невозможным. Почему так? Возможно потому, что богословы и Отцы Церкви эпохи Вселенских Соборов не до конца осознавали, что в догмате Пресвятой Троицы заключается полнота всех заповедей Христовых, и прежде всего заповеди о любви, что Троица есть образец для нас, но только не в отдельности, а для всех в совокупности.
Церковь и сама стала постепенно устраиваться по типу устройства государства, соблюдение канонов стало постепенно главным в церковной жизни. Но осталась Троица, как один из главных христианских праздников, Троица, хотя и остающаяся в сознании большинства церковных людей отвлеченным догматом, тем не менее звавшая и продолжающая звать, казалось бы, безнадежно разделённых христиан, к единению во Христе, вводящего нас в единение Пресвятой Троицы.
Ведь не случайно, что в 14 веке, в период максимальной разобщенности Русской Земли, давно по имени ставшей христианской, но в которой почитание Святых часто затмевало почитание Бога, преподобный Сергий Радонежский создал храм Пресвятой Троицы, чтобы, по словам его первого жизнеописателя, премудрого Епифания, взиранием на Пресвятую Троицу преодолевалось бы ненавистное разделение мира.
Хотя мы до сих пор не видим, чтобы Пресвятая Троица была поставлена образцом для устройства общественной и даже церковной жизни, тем не менее, пока мы празднуем праздник Пресвятой Троицы, пока веруем и ощущаем, что в Церкви действует Святой Дух, наставляющий ее на всякую истину, что он действует и в каждом из нас, возрождая нас к новой жизни, устроение не только церковной, но и общественной жизни по образу Пресвятой Троицы не является невозможным.