Ирина Языкова
«С ранней юности я был очарован Библией. Мне всегда казалось и кажется сейчас, что эта книга является самым большим источником поэзии всех времен. С давних пор я ищу ее отражение в жизни и искусстве. Библия подобна природе, и эту тайну я пытаюсь передать». Марк Шагал (1887–1985).
Ангел коснулся Илии (фрагмент). Марк Шагал
«Библейское послание»
«Библейское послание» — это серия гравюр и рисунков на библейские темы, которые Шагал начал делать еще в 1930-х гг., когда известный парижский издатель заказал художнику иллюстрации к Священному Писанию. К этой работе Шагал отнесся очень серьезно и даже отправился в Израиль, чтобы самому пройти по местам, описанным в Книге книг. Работа не была закончена, началась война, но, захваченный этой грандиозной темой, художник вернулся к ней в 1950-е гг. Он значительно расширил библейскую серию. Если сначала она включала черно-белые гравюры и офорты, то в послевоенное время художник стремился создавать цветные листы. Затем стал изображать библейских персонажей в стенописи, на витражах, в керамике. Наконец в 1955 г. издание Библии, иллюстрированной Шагалом, увидело свет. А в 1956 и 1960 годах работы художника на библейские темы были выставлены в Париже. Они произвели огромное впечатление на публику. В 1973 году в Ницце торжественно был открыт музей работ Марка Шагала, который получил название «Библейское послание».
Моисей со Скрижалями Завета. Марк Шагал. 1956
МОЖНО СКАЗАТЬ, ЧТО ВСЕ ТВОРЧЕСТВО ШАГАЛА БЫЛО БИБЛЕЙСКИМ ПОСЛАНИЕМ МИРУ, ХУДОЖНИК ВЕРИЛ, ЧТО ДОЛЖЕН РАССКАЗАТЬ ЛЮДЯМ О ВЕЛИЧИИ ТВОРЦА И КРАСОТЕ МИРА, О ЛЮБВИ И СМЕРТИ, О НЕБЕ И ЗЕМЛЕ, СОЗДАННЫХ БОГОМ НА РАДОСТЬ ЛЮДЯМ.
Марк Шагал был удивительным художником, ни на кого не похожим, мудрым, как древние пророки, и сохранившим до старости детский восторг перед жизнью. Его стиль до сих пор является предметом изучения и споров, одни считают его дерзким модернистом, другие, напротив, отмечают его глубокую связь с традицией, в частности с традицией народной живописи.
Сон Якова. Марк Шагал. 1954-67
ИСКУССТВОВЕДЫ БУДУТ ЕЩЕ ДОЛГО ИСКАТЬ ИСТОКИ СВОЕОБРАЗИЯ ШАГАЛОВСКОГО ИСКУССТВА, НО САМ ХУДОЖНИК БЫЛ ТВЕРДО УВЕРЕН, ЧТО БОГ ПОРУЧИЛ ЕМУ ВОСПЕВАТЬ СОЗДАННЫЙ ИМ МИР, И ОН НИКОГДА НЕ ИЗМЕНЯЛ ЭТОМУ ПРИЗВАНИЮ, ОН РАНО НАШЕЛ СВОЙ ЯЗЫК И ОСТАВАЛСЯ ВЕРЕН СЕБЕ ВСЮ СВОЮ ЖИЗНЬ.
Очарованный Библией
Библия всегда служила для Марка Шагала не просто источником вдохновения, но Книгой книг, вмещающий весь мир, все сюжеты и истории, всю красоту и правду жизни.
Ноев Ковчег (эскиз). Марк Шагал. 1963
ЕГО ТВОРЧЕСТВО ГЛУБОКО ПРОНИКНУТО БИБЛЕЙСКОЙ ПОЭЗИЕЙ, ДАЖЕ КОГДА ОН В МОЛОДОСТИ РИСОВАЛ СВОЮ ЛЮБИМУЮ ЖЕНУ БЕЛЛУ ИЛИ СЕБЯ ВМЕСТЕ С НЕЙ, ЛЕТЯЩИМ ПО НЕБУ, ОН МЫСЛИЛ ЭТО КАК ОТРАЖЕНИЕ ПЕСНИ ПЕСНЕЙ, ГДЕ ЛЮБОВЬ ПОДНИМАЕТ ВЛЮБЛЕННЫХ ПОД ОБЛАКА И НАПОЛНЯЕТ СЧАСТЬЕМ.
Песнь Песней. Марк Шагал. 1958
Но нельзя сказать, что Марк Шагал жил в нереальном мире, где существуют только ангелы, святые и влюбленные. Он очень остро реагировал на события страшного ХХ века. Так, например, картина «Белое распятие» была написана Шагалом как отклик на трагедию так называемой Хрустальной ночи, когда в ночь с 9 на 10 ноября 1938 года в Германии была устроена целая серия еврейских погромов.
Белое распятие. Марк Шагал. 1938
Эта картина изображает распятого Христа, вокруг которого чего только не происходит: тут и коммунисты, штурмующие деревню, и национал-социалисты, оскверняющие синагогу, и евреи, убегающие со своим скарбом, войны, революции, пожарища — словом, все, чем было наполнено трагическое столетие. «Белое распятие» и подобные ей картины («Желтое распятие», «Исход» и др.) до сих пор вызывают массу споров своей неординарностью.
ДА, ДЛЯ ШАГАЛА ХРИСТОС — ЭТО НЕ БОГОЧЕЛОВЕК, А ПРЕЖДЕ ВСЕГО СТРАДАЮЩИЙ ПРАВЕДНИК, КОТОРОГО ГОНЯТ СО ВСЕХ СТОРОН. НО НЕВОЗМОЖНО НЕ ВИДЕТЬ ЗДЕСЬ ОБРАЗ ТОГО, КТО БЕРЕТ НА СЕБЯ ГРЕХ МИРА, КТО РАЗДЕЛЯЕТ С НАМИ НАШИ СКОРБИ, ТЕМ САМЫМ СКРЕПЛЯЯ МИР И НЕ ДАВАЯ ЕМУ ОКОНЧАТЕЛЬНО ПОГИБНУТЬ.
Нет, Шагал не стал христианином, но он был глубоким человеком, близким к Богу. Чтобы он ни изображал — творение мира Богом, царя Давида, пляшущего перед ковчегом, битву Иакова с Ангелом, кошку, сидящую на окне его парижской квартиры, влюбленных, пророка, обнимающего Тору — все это пронизано духом благоговения и благодарности Творцу за творение и за каждый миг жизни. Марк Шагал — библейский художник даже не потому, что часто обращался к сюжетам Священного Писания, а потому что сохранил его дух в своих произведениях — дух славословия и молитвы, дух созерцания и хвалы, дух притч и псалмов.
Я и моя деревня. Марк Шагал. 1911