Ирина Языкова
«С ранней юности я был очарован Библией. Мне всегда казалось и кажется сейчас, что эта книга является самым большим источником поэзии всех времен. С давних пор я ищу ее отражение в жизни и искусстве. Библия подобна природе, и эту тайну я пытаюсь передать». Марк Шагал (1887–1985).
![](/_pu/257/33228771.jpg)
Ангел коснулся Илии (фрагмент). Марк Шагал
«Библейское послание»
«Библейское послание» — это серия гравюр и рисунков на библейские темы, которые Шагал начал делать еще в 1930-х гг., когда известный парижский издатель заказал художнику иллюстрации к Священному Писанию. К этой работе Шагал отнесся очень серьезно и даже отправился в Израиль, чтобы самому пройти по местам, описанным в Книге книг. Работа не была закончена, началась война, но, захваченный этой грандиозной темой, художник вернулся к ней в 1950-е гг. Он значительно расширил библейскую серию. Если сначала она включала черно-белые гравюры и офорты, то в послевоенное время художник стремился создавать цветные листы. Затем стал изображать библейских персонажей в стенописи, на витражах, в керамике. Наконец в 1955 г. издание Библии, иллюстрированной Шагалом, увидело свет. А в 1956 и 1960 годах работы художника на библейские темы были выставлены в Париже. Они произвели огромное впечатление на публику. В 1973 году в Ницце торжественно был открыт музей работ Марка Шагала, который получил название «Библейское послание».
![](/_pu/257/86385063.jpg)
Моисей со Скрижалями Завета. Марк Шагал. 1956
МОЖНО СКАЗАТЬ, ЧТО ВСЕ ТВОРЧЕСТВО ШАГАЛА БЫЛО БИБЛЕЙСКИМ ПОСЛАНИЕМ МИРУ, ХУДОЖНИК ВЕРИЛ, ЧТО ДОЛЖЕН РАССКАЗАТЬ ЛЮДЯМ О ВЕЛИЧИИ ТВОРЦА И КРАСОТЕ МИРА, О ЛЮБВИ И СМЕРТИ, О НЕБЕ И ЗЕМЛЕ, СОЗДАННЫХ БОГОМ НА РАДОСТЬ ЛЮДЯМ.
Марк Шагал был удивительным художником, ни на кого не похожим, мудрым, как древние пророки, и сохранившим до старости детский восторг перед жизнью. Его стиль до сих пор является предметом изучения и споров, одни считают его дерзким модернистом, другие, напротив, отмечают его глубокую связь с традицией, в частности с традицией народной живописи.
![](/_pu/257/96846326.jpg)
Сон Якова. Марк Шагал. 1954-67
ИСКУССТВОВЕДЫ БУДУТ ЕЩЕ ДОЛГО ИСКАТЬ ИСТОКИ СВОЕОБРАЗИЯ ШАГАЛОВСКОГО ИСКУССТВА, НО САМ ХУДОЖНИК БЫЛ ТВЕРДО УВЕРЕН, ЧТО БОГ ПОРУЧИЛ ЕМУ ВОСПЕВАТЬ СОЗДАННЫЙ ИМ МИР, И ОН НИКОГДА НЕ ИЗМЕНЯЛ ЭТОМУ ПРИЗВАНИЮ, ОН РАНО НАШЕЛ СВОЙ ЯЗЫК И ОСТАВАЛСЯ ВЕРЕН СЕБЕ ВСЮ СВОЮ ЖИЗНЬ.
Очарованный Библией
Библия всегда служила для Марка Шагала не просто источником вдохновения, но Книгой книг, вмещающий весь мир, все сюжеты и истории, всю красоту и правду жизни.
![](/_pu/257/85285960.jpg)
Ноев Ковчег (эскиз). Марк Шагал. 1963
ЕГО ТВОРЧЕСТВО ГЛУБОКО ПРОНИКНУТО БИБЛЕЙСКОЙ ПОЭЗИЕЙ, ДАЖЕ КОГДА ОН В МОЛОДОСТИ РИСОВАЛ СВОЮ ЛЮБИМУЮ ЖЕНУ БЕЛЛУ ИЛИ СЕБЯ ВМЕСТЕ С НЕЙ, ЛЕТЯЩИМ ПО НЕБУ, ОН МЫСЛИЛ ЭТО КАК ОТРАЖЕНИЕ ПЕСНИ ПЕСНЕЙ, ГДЕ ЛЮБОВЬ ПОДНИМАЕТ ВЛЮБЛЕННЫХ ПОД ОБЛАКА И НАПОЛНЯЕТ СЧАСТЬЕМ.
![](/_pu/257/63672851.jpg)
Песнь Песней. Марк Шагал. 1958
Но нельзя сказать, что Марк Шагал жил в нереальном мире, где существуют только ангелы, святые и влюбленные. Он очень остро реагировал на события страшного ХХ века. Так, например, картина «Белое распятие» была написана Шагалом как отклик на трагедию так называемой Хрустальной ночи, когда в ночь с 9 на 10 ноября 1938 года в Германии была устроена целая серия еврейских погромов.
![](/_pu/257/32006093.jpg)
Белое распятие. Марк Шагал. 1938
Эта картина изображает распятого Христа, вокруг которого чего только не происходит: тут и коммунисты, штурмующие деревню, и национал-социалисты, оскверняющие синагогу, и евреи, убегающие со своим скарбом, войны, революции, пожарища — словом, все, чем было наполнено трагическое столетие. «Белое распятие» и подобные ей картины («Желтое распятие», «Исход» и др.) до сих пор вызывают массу споров своей неординарностью.
ДА, ДЛЯ ШАГАЛА ХРИСТОС — ЭТО НЕ БОГОЧЕЛОВЕК, А ПРЕЖДЕ ВСЕГО СТРАДАЮЩИЙ ПРАВЕДНИК, КОТОРОГО ГОНЯТ СО ВСЕХ СТОРОН. НО НЕВОЗМОЖНО НЕ ВИДЕТЬ ЗДЕСЬ ОБРАЗ ТОГО, КТО БЕРЕТ НА СЕБЯ ГРЕХ МИРА, КТО РАЗДЕЛЯЕТ С НАМИ НАШИ СКОРБИ, ТЕМ САМЫМ СКРЕПЛЯЯ МИР И НЕ ДАВАЯ ЕМУ ОКОНЧАТЕЛЬНО ПОГИБНУТЬ.
Нет, Шагал не стал христианином, но он был глубоким человеком, близким к Богу. Чтобы он ни изображал — творение мира Богом, царя Давида, пляшущего перед ковчегом, битву Иакова с Ангелом, кошку, сидящую на окне его парижской квартиры, влюбленных, пророка, обнимающего Тору — все это пронизано духом благоговения и благодарности Творцу за творение и за каждый миг жизни. Марк Шагал — библейский художник даже не потому, что часто обращался к сюжетам Священного Писания, а потому что сохранил его дух в своих произведениях — дух славословия и молитвы, дух созерцания и хвалы, дух притч и псалмов.
![](/_pu/257/67344209.jpg)
Я и моя деревня. Марк Шагал. 1911