Кто истинно кается, тот не занимается осуждением ближнего, а только оплакивает свои грехи.
Великий грех - уязвленному своими беззакониями не обращать внимания на свои грехи и любопытствовать и говорить о том, что плохо в других (Нил Синайский).

Если увидишь, что кто-нибудь грязнее всех нечистых и лукавее всех лукавых людей, не проявляй желания осудить его - и не будешь оставлен Богом (Нил Синайский).

Как добрый виноградарь вкушает только зрелые ягоды, а кислые оставляет, так и благоразумный, рассудительный ум тщательно замечает чужие добродетели. Безумный же человек отыскивает чужие пороки и недостатки (Иоанн Лествичник).

Нужно обратить душевное око от рассмотрения чужих погрешностей на свои собственные и приучить язык говорить строго не о ближних, но о себе самом, ибо плодом этого бывает оправдание (Исидор Пелусиот).
Грех ближнего Господь уподобляет сучку, а осуждение - бревну: так тяжело осуждение, что превосходит всякий грех.

Не посеем семени - и не вырастут плевелы; воспретим себе ненужное осуждение о ближних - не будет осуждения.
Осуждение - яд, умерщвляющий душу (Тихон Задонский).

Один из наших душевных недугов, порожденных падением, состоит в том, что мы не видим своих недостатков, стремимся скрыть их, но жаждем видеть, раскрыть, карать недостатки ближнего (епископ Игнатий).
Осуждение ближнего - признак лицемерия, по всесвятому указанию Евангелия (епископ Игнатий).

Самомнение начинает проявляться в тайном осуждении ближних.
Судить - значит бесстыдно похищать суд Божий, и осуждать - значит губить свою душу (Иоанн Лествичник).

Христианин подвергается тем же провинностям и порокам, за которые вздумал бы осуждать других. Следовательно, всякий должен судить только себя самого; осмотрительно, осторожно наблюдать за собой во всем, а не расследовать жизнь и поведение других. Кроме этого, еще и потому опасно судить о других, что мы не знаем необходимости или причины, по которой они поступают так или иначе. Может быть, перед Богом правильно или извинительно то, чем мы соблазняемся. И мы оказываемся безрассудными судьями и этим допускаем нелегкий грех (Иоанн Кассиан Римлянин).

"Если бы вы знали, что значит: "милости хочу, а не жертвы", то не осудили бы невиновных" (Мф. 12:7). Итак, чтобы избавиться от греха осуждения, надо возыметь милостивое сердце. Милостивое сердце не только не осудит кажущегося нарушителя закона, но и очевидного для всех. Вместо суда оно воспримет сожаление и скорее будет готово плакать, нежели укорять. Действительно, грех осуждения есть плод немилостивого сердца, злорадного, находящего услаждение в унижении ближнего, в очернении его имени, в попрании его чести Дело это - дело человекоубийственное и творится по духу того, кто есть человекоубийца искони. Там бывает много и клеветничества, которое из того же источника, ибо диавол потому и диавол, что клевещет и всюду распространяет клевету. Поспеши возбудить в себе жалость всякий раз, как придет злой позыв к осуждению. С жалостливым же сердцем обратись потом с молитвою к Господу, чтобы Он всех нас помиловал, не только того, кого хотелось бы осудить, но и нас и, может быть, больше нас, чем того, - и замрет злой позыв (Феофан Затворник).

Лучше о себе слышать плохое, чем плохо говорить о другом. Если кто, желая позабавить тебя, выставляет ближнего на посмешище, то представь себе, что предметом насмешек служишь ты сам, и его слова огорчат тебя (Григорий Богослов).

Осуждение бывает от злобы: злой человек, не имея чем отомстить ближнему, клеветой и злословием терзает славу его. Иногда оно бывает от зависти, завистливый, не терпя чести ближнего, бесчестием порочит и поносит его. Иногда бывает и от злой привычки, ярости, гнева и нетерпения. Всему этому корень - самолюбие и ненависть к ближнему (Тихон Задонский).

За какие грехи (телесные или душевные) осудим ближнего, в те впадаем сами, и иначе не бывает (Иоанн Лествичник).