Современные христиане

1. Старец сказал: "Не постигший смысла жизни похож на исправный механизм с остывшим двигателем. Это человек без идеалов, без жертвенного духа. Сердце его сковано льдом".

2. Старец сказал: "Величайшая болезнь нашего времени - это приносящие беспокойство суетные помыслы мирских людей. Эту болезнь исцеляет только Христос при помощи душевной тишины, но нужно, чтобы человек покаялся и обратился ко Христу".

3. Отец Паисий указывает на духовную опасность, происходящую от мирского духа, господствующего в христианах нашего времени. По словам старца, люди расслабляются духовно, и может угаснуть православный подвижнический дух нашей Церкви. "Здесь мы должны быть внимательны, потому что, кроме того, что налицо большое расслабление, современные люди дошли до того, что создают еще и законы, потворствующие ему, и принуждают подвижников их исполнять. Поэтому подвизающиеся должны не только не поддаваться влиянию мирского духа, но и не сравнивать себя с мирянами, и не думать, что они святые. Иначе же они сами впадут в расслабление и кончат тем, что станут хуже и самых распущенных мирян".

4. Приходящим к нему юношам старец Паисий объяснял: "Есть духовный, а есть мирской дух, как существуют духовные и мирские взгляды в нашем обществе. Конечно, мирские взгляды побеждают духовные. В наше время имеющий духовные взгляды имеет в обществе меньше прав. И наоборот, имеющий взгляды мирские, в миру имеет больше прав. Он может бить, обижать, ругаться, делать все, что захочет, и добиваться того, что ему нравится. Но человек с духовными взглядами имеет и духовную логику. Его взгляды должны быть духовными, а не мирскими. Духовный человек должен быть равнодушен к мирским взглядам".

5. Мирской дух - это большая угроза для православных. Он угрожает и монашеству. Противостояние ему - трудное дело, и каждый должен сопротивляться ему на деле. Старец очень обеспокоен этим явлением и часто советует христианам в миру, да и монахам, остерегаться этого коварного врага. В частности, он писал следующее: "Сильный мирской дух, господствующий в современном человеке, обративший все его старания на то, как жить лучше, с б'ольшим комфортом и меньшим трудом, к сожалению, повлиял и на большинство духовных людей, которые пытаются стать святыми, употребив как можно меньше труда. Но такого не бывало никогда, ибо "святые дали кровь и приняли Дух". И сердце ныне, радуясь обращению христиан к Святым Отцам и изумляясь молодежи, которая в стремлении к своим идеалам, посвящает себя монашеству, в то же время болит, потому что видит, как весь этот добрый человеческий материал не находит подходящей духовной закваски, не поднимается это духовное тесто, и кончается тем, что хлеб из этого невскисшего теста получается пресным".

6. "Образованные" христиане не сподобляются чудесных явлений святых. Они отвергают все, что противоречит их железной логике. Древние христиане сподоблялись чудес, потому что были смиренны. Старец говорил об этом: "В наше время умножения знаний логика, к сожалению, покачнула самые основы веры людей и наполнила души вопросами и сомнениями. Как следствие, они лишились чудес, потому что чудо переживается на личном опыте, а не объясняется логически".

7. Мирские люди интересуются внешним, а о внутренней жизни совершенно не подозревают. Их образ мысли старец изобразил следующим примером: "Мирские люди не хотят, чтобы у них во дворе были мусор и грязь, поэтому подметают двор и наводят порядок до тех пор, пока не будет все чисто. Собранный мусор они заносят в дом, чтобы он не был виден со двора. Так делают мирские люди. А внутри пусть будет мусор, но не снаружи, потому что это видят люди. А духовные люди, напротив, вычищают дом, выбрасывая мусор и не интересуясь тем, что скажут другие".

8. Старец сказал: "Удобство рождает трудность. Сюда пришел один человек и спрашивал, что ему делать. У него три машины и множество расходов и трудностей из-за них. Я ему сказал, чтобы он ограничился одной машиной и меньше ездил, потому что множество машин, которые мы покупаем для удобства, создают нам проблемы. Из-за них нам приходится иметь мастерские, всевозможные механизмы, топливо. Возможны и аварии. Чем больше мы создаем удобств, тем больше встречаем трудностей".

9. На ту же тему старец сказал: "Раньше за кушаком у людей был нож. Они называли его "молодцом" и резали им все, что хотели. Теперь придумали механизмы, а руки у людей остаются без работы, поэтому болят и требуют массажа". Недавно он написал о пленении человека механизмами следующее: "Поскольку человеческие удобства превзошли всякую меру, то они стали трудностями. Умножились механизмы, умножились и проблемы; из человека сделали машину, и теперь машины и механизмы командуют самим человеком, и человеческие сердца поэтому стали железными".

10. Старец сказал: "Современный человек вывел химикатами сверчков, которые уничтожали комаров. Затем он сделал сверчков на батарейках и ультразвуке. Что же сказать на это? Человек химикатами причинил вред природе. Теперь мы едим помидоры и огурцы в январе месяце. Это не на пользу, потому что химикаты и гормоны приносят вред".

11. Старец сказал: "Ныне человек искалечил природу. Ты видишь, здесь, на Святой Горе, деревья прекрасны. Одни маленькие, другие побольше. Другая растительность, видишь, тоже со множеством оттенков. Везде большое разнообразие. Но если ты едешь по Халкидикам, где деревья сажают люди, то видишь, что эти деревья похожи на итальянских солдат 1940 года. Они единообразны, и в этом нет красоты".

12. Из беседы старца с его посетителями-мирянами: - Отче, мы боремся со множеством семейных проблем. - Мы сами себе сильно затрудняем жизнь погоней за материальными благами. Мы не догадываемся о том, что, чем больше благ цивилизации мы имеем, тем больше проблем прибавляем себе и своей семье. - Отче, какие проблемы, создаваемые погоней за благами, ты имеешь в виду? - Мы вдаемся в чрезмерную суету, теряя при этом драгоценное спокойствие. Мы распыляемся. Женщина вынуждена работать потому, дескать, что нам не хватает денег. А в результате дети лишаются своей матери. Ради чего-то незначительного мы теряем смысл и цель создания семьи. - Однако большинство из нас пребывает в иллюзии, что мы не сводим концы с концами, поэтому все больше и больше женщин работает. - Мы не сводим концы с концами, потому что хотим иметь видео, телевизор, новую машину, множество украшений. Нас засасывает суета и мы никак не можем остановиться, мы желаем все большего и большего, а в результате дети остаются без внимания. Это огромная ошибка - вот что мы должны понять. Пусть работает только один член семьи, и мы будем довольствоваться немногим. Тогда проблема перестанет существовать.

13. Старец сказал: "Один старик 78-ми лет, когда после смерти его жены не прошло еще и сорока дней, просил меня помолиться, дабы помог ему Бог найти молодую и религиозную женщину и жениться снова. "Но о чем же ты думаешь? - говорю я ему. - Ты разве не видишь здесь монахов, с детства посвятивших всю свою жизнь девству? А ты хочешь жениться снова? Но когда же ты позаботишься о своей душе?" Что же сказать на это? Видите, что было у него на уме?"

14. Старец сказал: "Насколько удаляются люди от простой, естественной жизни и предаются роскоши, настолько они умножают и свой страх за завтрашний день. И насколько развивается мирская вежливость, настолько же теряется простота, радость и естественная человеческая улыбка".

15. Старец, обращаясь к мирянам, сказал: "Если бы вы, миряне, могли осознать опасности, среди которых вы живете, то вы бы молились в десять раз больше нас, монахов".

16. Своему посетителю, у которого были частые головные боли, старец сказал: "Будь очень внимательным, чтобы не впасть в худшую болезнь. Пойди в супермаркет и купи немного равнодушия. Знай к тому же, что одной веры недостаточно. Нужно еще и доверие Богу".

17. Старец сказал: "Раньше люди прививали дикие деревья у тропинок, чтобы последующие поколения, вкушая от их плодов, прощали бы умерших предков. Сегодня все хотят полностью обеспечить себя сами, а в конечном итоге этого никто не может сделать".

18. Вспоминая с сожалением о прежних временах Афона и, вообще, мира, отец Паисий пишет следующее, вполне достойное внимания читателя: "Двадцать лет назад можно было найти простоту, часто встречавшуюся в Саду Божией Матери, и это благоухание простоты отцов собирало набожных людей и питало их, и они, подражая пчелам, приносили и другим это духовное благословение для их духовной пользы. И где бы ты ни проходил, везде можно было услышать рассказы о чудесах и небесных явлениях, передаваемые с большой простотой, потому что отцы их считали вполне естественными. Жившему в этой духовной атмосфере благодати никогда не мог прийти помысел сомнения в слышанном, потому что и сам он мог переживать кое-что из того. Но к нему не приходил помысел и записать или удержать в памяти для потомков те божественные события, потому что он полагал, что такая благодатная атмосфера будет всегда. Кто мог знать, что спустя немного лет большинство народа будет обезображено большой ученостью и безверием, и дойдет до того, что чудеса будут почитать мифами старого времени".

19. Старец сказал: "Только примирение с Богом может принести мир".

Об испытаниях

1. Старец писал: "Те, кто родились калеками, или стали калеками по вине других, или по своей собственной невнимательности, если не ропщут, но смиренно славят Бога и живут со Христом, будут причтены Богом к исповедникам".

2. Старец сказал: "Как-то ко мне пришел скорбный отец, сын которого болел белокровием, и просил помолиться. Я сказал ему: "Я буду что-нибудь делать, но должен и ты помочь. Конечно, ты неопытен в духовном, но брось хотя бы курить". Он с готовностью принял мой совет, и, уходя, благодарил меня. Здоровье ребенка стало улучшаться день ото дня. Отец увидел чудо, но со временем забылся и снова начал курить. В результате возобновилась болезнь ребенка. Через два года отец его снова приехал и рассказал мне о случившемся. Я спросил, почему он оставил свой духовный подвиг, и сказал, что Бог желает видеть некоторое старание и с нашей стороны. Вот так. Недостаточно молитвы другого человека. Нужно, чтобы и мы сами проявляли старание и молились".

3. Старец сказал: "Есть в мире великое зло, не замечаемое нами. Бог не попускает испытаний, из которых не вышло бы чего-нибудь хорошего. Когда калека примет с радостью посланное ему испытание, тогда Бог причислит его к исповедникам".

4. Старец сказал: "Бог дает нам множество возможностей заработать рай, но мы эти возможности не используем и не принимаем. Будем принимать все испытания с терпением и смирением, благодаря и славословя Бога. Будем стараться быть всегда с Богом и не удаляться от Него, ибо вдали от Бога нет спасения".

5. Снова старец сказал: "Бог попускает человеку претерпевать различные испытания, болезни, вред и многое другое, клевету со стороны окружающих нас людей, оскорбления, несправедливости. Мы должны принимать их терпеливо, без расстройства, как благословение Божие. Когда кто-нибудь поступает с нами несправедливо, мы должны радоваться и считать того, кто несправедлив по отношению к нам, своим великим благодетелем, потому что он становится причиной умножения нашей награды в иной жизни. Бог попускаемыми Им испытаниями готовит нас к Своему небесному царству, чтобы мы имели в руке паспорт испытаний".

6. Старец писал: "Бог попускает некоторым праведникам быть оклеветанными для того, чтобы виновные не приходили в отчаяние. Великая любовь Божия, чтобы не погибла какая-нибудь немощная душа, попускает и праведникам быть осужденными и оклеветанными, но в конце бывает являема истина".

Разное

1. Старец сказал: "Часто мы просим у Бога то одно, то другое, но Он не отвечает нам. Чтобы Он ответил на наше прошение и дал просимое нами, мы, прежде всего, должны иметь смирение. Все мы, и дети, и взрослые, имеем много эгоизма и не принимаем ни указаний, ни замечаний. Все мы знаем сами, все мы мудрецы. Когда в нас господствует эгоизм, то достаточно и малого повода для большой ссоры. Мы открываем дверь сатане и он входит в нашу семью и разрушает ее. Оставьте незамеченным то, что вы видите и слышите в тот момент. Ваш совет не помогает, а еще больше разжигает огонь. Только немного потерпите, помолитесь, и, когда другой успокоится, тогда только будет возможно взаимопонимание. Рыбак не рыбачит в шторм, а ждет, когда успокоится море".

2. Старец сказал о сопротивлении возникающим нравственным соблазнам: "Требуется внимание. Брату нужно помочь. Будем принимать то, что он говорит в свое оправдание, и помогать с любовью. А если все будут его презирать, то что же тогда получится? Нет дороги на Луну, чтобы убежать ему туда. Нужны внимание и любовь. Мы должны встать на место другого, чтобы понять его".

3. Высказывания старца: "Не пропадет ни наш народ, ни Православие". "Обратите внимание, как прекрасны звезды. Посмотрите и на городские огни. Никакого сравнения. Городские огни утомляют, потому что нет в них красоты". "Скоро люди будут входить в ракету и в несколько минут достигать Франции. Но это неправильно, это сумасшествие". "Дарование Божие не нужно делать своим собственным. Будем употреблять его и на благо других. Когда же мы делаем его своим собственным, тогда входят в нас эгоизм и гордость, и Христос будет вынужден подтянуть болтик, чтобы мы смирились".

4. Я спросил старца, не приедет ли он в Коницу, чтобы мы познакомились с ним поближе, но он ответил: "Ба, да автомобиль сейчас уже ветхий, сломанный. И теперь, несмотря на его поломку, в нем много пассажиров...".

5. На вопрос, за какую партию должны голосовать христиане, старец ответил иносказательно: "Предпочитайте надкушенные оливки. Если таких нет, то предпочитайте те, которые хотя бы немного надкушены, потому что по ним видно, что это за оливки".

6. Старец сказал: "Я получаю много писем от больных раком, сердечников и душевнобольных. Они просят меня помолиться. Да, великое страдание. На письма я не отвечаю, потому что их много, и я не успеваю с ответами".

7. Старец сказал: "Неофиты стараются оправдать ошибки своей жизни, используя творения Святых Отцов. Они превратно толкуют Священное Писание, чтобы оправдать ветхого человека. Они оправдывают свои грехи фальшивым и подогнанным под их мерки христианством".

8. Старец сказал: "Диавол всегда внушает нам сравнивать себя с тем, кто хуже нас". И в другой раз он сказал: "Великую тайну скрывает диавол".

9. Обращаясь к семинаристам, старец сказал: "Священники не заботятся о том, чтоб были наполнены маленькие церкви, а хотят строить большие церкви, чтобы казалось, будто бы они заняты делом".

10. Полезные советы старца, в особенности же для духовников и родителей: "Деревце подвязывают мягкой травой, а не проволокой, иначе повреждается кора и оно засыхает, и ограничение новоначального должно быть мягким, с доброжелательностью, чтобы не засохнуть ему духовно". "Живой и эгоистичный юноша не должен резко смиряться старцем, иначе он пустит ветви, подобно молодому дереву, которое имеет в себе много соков, когда у него подрезают много ветвей".

11. Особенно полезен следующий совет старца: "В то время, когда твое духовное древо мало и низки его ветви, приими с радостью духовную ограду и узы ограничения, чтобы не быть изувеченным козами и не прийти в негодность. Сотвори терпение, чтобы возрасти духовно, вкусить своих плодов и прохладиться в своей тени".

12. Старец сказал: "Единственная ценность жизни - это семья. Как только погибнет семья, погибнет и мир. Покажи свою любовь прежде всего в своей семье". И в другой раз он сказал: "Когда разрушится семья, будет разрушено все, и духовенство, и монашество".

13. Об обычных разногласиях между супругами старец сказал: "Супруги должны иметь одного и того же духовника. Чтобы две деревяшки идеально подходили друг к другу, их нужно остругать одним рубанком". И в другой раз он сказал: "Супруги должны иметь духовника, потому что без арбитра не бывает состязаний".

14. Старец сказал: "Родить детей легко, а воспитать трудно".

15. Старец сказал: "Часто государство из орла, которым оно должно быть, превращается в ворона, разрывающего своих граждан. На словах оно готово умереть за них, но в действительности не делает ничего".

16. Старец сказал: "Никогда не будем осуждать. Когда мы видим кого-нибудь падающим в грех, будем плакать и просить Бога его простить. Если мы судим ошибки других, значит наше душевное зрение еще не очистилось. Помогающий своему ближнему получает помощь от Бога. Осуждающий своего ближнего с завистью и злобой имеет своим судьей Бога. Никого не будем осуждать. Всех будем считать святыми, и только самих себя - грешниками. Осуждение бывает не только словом, но и умом, и внутренним расположением сердца. Внутреннее расположение задает тон нашим мыслям и словам. Во всяком случае, для нас выгоднее быть сдержанными в своих суждениях, чтобы не впасть в осуждение; иными словами, будем избегать приближения к огню, иначе же мы либо обожгемся, либо закоптимся. Лучше всего осуждать всегда самих себя, и прекратить заниматься другими".

17. Всесилие Бога не останавливается там, куда едва может достичь человеческая логика, но идет дальше нее. Поэтому чудеса и называются чудесами.

18. Святые Отцы нам говорят, чтобы мы очень осторожно относились к видениям, потому что они бывают и от лукавого, и мы, чтобы не впасть в прелесть, должны отличать добро от зла! К примеру, они говорят, что божественный свет белый, а свет лукавого - красный.

19. Также Святые Отцы говорят, что Ангел Божий расточает радость, а лукавый, принявший вид Ангела, приносит беспокойство. Но что делает лукавый? Он возбуждает сердце плотской радостью и прельщает человека, не вкусившего небесного божественного ликования, этого вида плотской радостью, чтобы он не мог отличить радость божественную от радости плотской.Поэтому хорошо смотреть на видения сквозь призму святоотеческого рассуждения, не давая своих собственных совершенно логических толкований.

20. Часто мы видим и послушников великих старцев, которые не могут изложить того, что имел в виду их духовник, несмотря на то, что они прожили подле его много лет, и писания их старца написаны разборчиво и на современном им языке.

21. К сожалению, в наше время мы тут же судим поверхностно и согрешаем. В прежние же времена духовные люди, чтобы высказать свое мнение, сперва должны были много молиться, а, если они были миряне, то долго размышлять.

22. Старец сказал: «Вместо того чтобы тебя всегда убивала совесть, лучше быть убитым однажды».

Духовный мед

1. Посетителям, которые не ходили регулярно в церковь и оправдывали себя тем, что они якобы устают или дремлют во время службы или что они не могут по причине множества народа сосредоточиться на молитве, Старец сказал: «Церковь похожа на корабль. Поднимешься на корабль, забудешься, задремлешь и заснешь, а он тебя везет и привезет на другую сторону. Нужно только на него подняться».

2. Старец сказал: «Многие говорят так: “Сначала устроюсь, разрешу все свои проблемы, а потом начну ходить в церковь”. Это оправдание. В церкви ты получаешь благословение. Не откладывай получение благословения до тех пор, пока не решатся все твои проблемы. Сначала получи благословение, а потом устраивай все свои дела».

3. В другой раз Старец сказал: «Некоторые говорят, что не ходят в церковь, потому что там много народу, что им поэтому достаточно зайти в какую-нибудь часовню и поставить свечку. Но ведь и в раю будет много народу. Это означает, что мы не должны пойти и туда?».

4. Старец сказал: «Не бойся за людей, у которых мягкое сердце. Им заплатит Христос. Печалься о жестокосердных».

5. О людях, которые грешат и не имеют страха Божия, Старец сказал: «Бог не убивает зла. Зло само убивает себя. Бог не убивает злого человека. Сами дела ведут его к смерти».

6. Старец сказал: «Добро сияет. Добрый человек виден издалека, и с этим соглашаются все. Приходит час, когда даже те, кто когда-то смеялся над ним или презирал его, разыскивают его. К примеру, пьяницы и игроки в карты, когда нуждаются в человеке, который устроил бы их дела, произвел раздел их полей – в общем, совершил бы для них какую-нибудь работу, ищут хорошего человека. Так же поступают и те, кто хочет женить своих детей. Они не ходят по барам в поисках жениха или невесты для своего ребенка. Они ищут хороших людей».

7. Обращаясь к родителям, Старец сказал: «Не давите на своих детей без рассуждения. Я подвязываю свои помидоры тряпочкой. Если бы я подвязывал их проволокой, то порезал бы. Здесь необходимо внимание». «У детей сегодня мощный мотор, но квадратные колеса, поэтому, для того чтобы сдвинуться с места, им нужна помощь».

8. Старец сказал: «Нервы – это зло для человека. Но если пожелать, то можно использовать их по достоинству, и тогда зло станет добром. Нервный человек принимает великие решения. Он может стать великим преступником, но может стать и великим святым. В то время как спокойный человек не становится ни великим преступником, ни великим святым. Будем обращать свои нервы против своих страстей».

9. О нынешнем времени Старец сказал: «Пришло время Ноя. Бог призывает нас войти в Его ковчег, в Церковь. Будем очень внимательны. Плевелы стали отделяться от пшеницы. Наше время – это печь, очищающая золото. Постепенно от золота остается 18 каратов, потом 14 и так далее».

10. Старец сказал: «Жизнь – это не пикник. В жизни есть и радости, и скорби. Мы не имеем права забывать Бога».

11. Для доказательства существования души Старец использовал следующий пример: «Когда мы радуемся или страдаем, то радуется или страдает душа, а не тело. Когда мы порежемся или ударимся, то чувствуем это сразу. Но когда мы умрем, сколько бы нас ни били, тело наше не будет этого чувствовать, потому что не будет души».

12. Старец сказал своему посетителю: «Если помыслишь о том, что все, что вокруг тебя,– это мусор, то получишь пользу и духовную помощь».

13. Старец часто подчеркивал следующее: «Не будем говорить о новом времени. Если бы мы вернулись в старину с ее повозками, то были бы лучше».

14. Когда в семье работают оба супруга, то создаются проблемы. Старец говорил, что работать должен лишь один и что нужно довольствоваться немногим.

15. На вопрос, что он думает о внешних угрозах, которые окружают нашу страну, Старец ответил: «Если бы Бог оставил судьбу Греции и Православия в наших руках, то погибло бы и то, и другое. Бог попускает все это для того, чтобы мы очнулись от сна. Теперь мы сдаем экзамены».

16. О силе теплой молитвы Старец рассказал своему посетителю следующее: «Был один юноша, очень верующий, у которого отец был неверующим. Это доставляло ему большую скорбь. Но он много молился, чтобы Бог даровал отцу покаяние. Вот отец его заболевает, и он отвозит его в клинику “Эвангелизмос”, в Афины. Там он снова всячески старался убедить его поисповедоваться, но напрасно. Тогда он продолжил молитву.

17. Во время обследований в клинике отец умирает. Приходят медсестры, врачи, подтверждают его смерть и дают указание отвезти его в морг. А юноша продолжал свою молитву, как будто ничего не случилось. “Боже мой, даруй покаяние моему отцу”,– говорил он без остановки. Не успели отца доставить в морг, как он вернулся к жизни. Понимаешь ли ты, что произошло? Этот человек прожил еще три года и ушел в мир иной с полным покаянием. Вот что делает вера и молитва».

18. На вопрос, как можно привести к вере во Христа человека, который не воспринимает слова, Старец ответил: «Одних лишь слов недостаточно. Раньше, для того чтобы оштукатурить стену, употребляли не только раствор. Использовали и солому, которая скрепляла штукатурку. А в побелку, чтобы она лучше держалась на штукатурке, добавляли козью шерсть. Итак, кроме слов нужен еще и пример. А над всем должна быть молитва, которая скрепляла бы старание». И в другой раз он сказал: «Помогите грешникам настроиться на другую частоту».

Посетителю, ребенок которого имел хроническое заболевание, Сарец сказал: «Терпение. Тебе потребуется меньше баллов для прохода в рай». Другому человеку, у которого была иная проблема, он сказал: «Терпи. Ты имеешь право на то, чтобы все было хорошо».

19. Старец сказал кому-то, кто сильно переживал: «Не вспоминай о зимнем холоде, иначе будешь мерзнуть и в августе».