...Слушает исповедь Сам Господь ушами духовного отца, и разрешает Он же устами духовника... (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 132).

***

Настоящая исповедь должна быть своя, т. е. сам исповедающийся должен рассказать, в чем грешен, а не дожидаться, что спросит духовник (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 87, 151).

***

Кто исповеданный ему грех не сохранил в себе... но отдал на позор другому, тот недостоин Божественных Таинств (при. Ефрем Сирин, 32, 406).

***

...Кто в чужом месте разглашает тайны грехопадений другого, тот, как святотатец, делается виновным в хищении (прп. Ефрем Сирин, 32, 406).

***

...Исповедание грехов производит удаление и отчуждение от худых дел... (свт. Григорий Нисский, 19, 86).

***

...Исповедание, что не приимет более на себя отринутой тины <греха> и на жизненном пути не коснется земной скверны, делается входом Святыни в уготованную так душу; Святыня же - Господь (свт. Григорий Нисский, 20, 287).

***

...Раскрой совесть свою пред Богом, покажи Ему свои раны и проси у Него врачевства, покажи Тому, Который не укоряет, а врачует, Он видит все, хотя бы ты и умолчал. Скажи же, чтобы тебе получить пользу, скажи, чтобы, сложив с себя здесь все грехи, отойти туда чистым и безгрешным и избавиться от будущего невыносимого их обнаружения (свт. Иоанн Златоуст, 44, 545).

***

Наш Владыка таков, что, если мы по беспечности сделаем грех, Он не требует от нас ничего другого, как только того, чтобы мы исповедали свои согрешения, остановились на этом и не впадали в те же грехи (свт. Иоанн Златоуст, 47, 75).

***

Сообразно с расположением приходящего <на исповедь> Господь дарует и врачевство от ран (свт. Иоанн Златоуст, 47, 182).

***

Истинное исповедание в том, чтобы отвергнуть грех от всей души и, раз отвергнув, избегать его и никогда уже не возвращаться к нему (свт. Иоанн Златоуст, 48, 879).

***

С исповеданием Бог соединил и красоту, потому что исповедующий свой грех пред Богом превращается из покрытого срамом в облеченного в благолепие и является пред лицем Божиим, тогда как прежде не был пред Ним (свт. Иоанн Златоуст, 48, 927).

***

...Угроза гибели не в силах разрушить стену исповедания; приговор осуждения, видя действительное раскаяние, тотчас рассеивается как дым (свт. Иоанн Златоуст, 55, 965).

***

Оттого хитрый враг ни в чем не может уловить молодого монаха, как неопытного, ничем не может обольстить того, кто полагается не на свое, а на старцево суждение, и не может убедить скрывать от старца его внушения, как огненные стрелы, бросаемые в его сердце. Иначе хитрый диавол и не может обольстить и низложить молодого монаха, если не убедит его — по гордости или стыдливости скрывать свои помыслы от старца. Это общий и ясный признак диавольского внушения, если мы стыдимся открыть его старцу (прп. Иоанн Кассиан, 56, 31).

***

...Кто исповедует грехи свои и оставит их позади себя, тот сподобится милости от Бога (прп. Исаак Сирин, 58, 300).

***

...Никто не скрытничай <на исповеди>, чтоб не сделаться неисцелимым (прп. Феодор Студит, 92, 393).

***

Получивший разрешение от духовного отца обезвиненным стоит пред лицом правды Божией (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 30).



***

<Священника> вам нечего бояться. Он не судья, а только свидетель — и оправдатель... А что стыдно, то ведайте, что, чем стыднее будет, тем лучше (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 83, 109).

***

Не укоряйте... а считайте их <кающихся> больными и насилуемыми от врага (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 83, 186).

***

<Духовники>, не хмурьтесь, не принимайте строгой речи, жалейте и сокрушайтесь вместе с <кающимися> (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 83, 186).

***

Души, которые будут приходить к вам на исповедь, — Бог будет приводить к вам. В этом смысле и принимайте всех, — как Богом посланных... (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 83, 202).

***

Будьте радушны, приветливы — и словом, и взглядом, и обхождением, но без шуток. Иначе подумают, что даете поблажку (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 83, 208).