Всякое искушение, как врачевство, попускается Богом для излечения немощствующей души, потому что дарует прощение прежде бывших и настоящих зол и удерживает будущие (сщмч. Петр Дамаскин, 74, 39).

***

Не без причины пришло искушение: но или Бога, или брата своего, или иного кого-либо (прежде сам) <человек> оскорбил в неведении или в ведении, и нашелся повод к прощению его, чтобы хотя ради терпения получил он прощение во многом худом (им сделанном)... (сщмч. Петр Дамаскин, 74, 38).

***

Ничто столько... не подает невольного спасения, как искушения (сщмч. Петр Дамаскин, 74, 150).

***

Как родители, любящие детей своих, угрозами отвращают их от безумных поступков, будучи побуждаемы к тому любовью, так и Бог попускает искушения, как жезл, отвращающий достойных от худых советов диавола (сщмч. Петр Дамаскин, 74, 178).

***

Искушения же праведных и святых людей бывают по благоволению Божию, к усовершению душ их и постижению врагов их — демонов (сщмч. Петр Дамаскин, 75, 8).

***

...Чрез многие искушения и терпение их человек делается опытным и познает из этого свою немощь и силу Божию (сщмч. Петр Дамаскин, 75, 56).

***

Искушения ни на кого так не восстают, как на тех, кои получили Духа Святаго. И Господь наш, когда по крещении сошел на Него Дух Святый в виде голубя, изведен был Духом в пустыню, искуситися от диавола, который испытал Его всеми своими искушениями, но ни в чем не успел против Него... Так и всех, приемлющих Духа, борющихся и побеждающих, Дух Святый укрепляет и подает им силу препобеждать всякое искушение (прп. Антоний Великий, 89, 50—51).

***

Если во время подвига успешно противишься искушению... да не порадуется сердце твое, ибо демоны и в бегстве своем готовят брань, опаснейшую первой (прп. авва Исайя, 59, 30).

***

Если будешь молить Бога, чтобы Он освободил тебя от искушения, и не будешь услышан, не унывай душою, ибо Он знает более тебя, что тебе полезно (прп. авва Исайя, 59, 30).

***

Будь и ты тверд в искушениях и скорбях и противься распаляющему тебя сластолюбию, чтоб и тебя, как необожженный кирпич, не размыли дождевые капли... (прп. Ефрем Сирин, 31, 111).

***

...Если будем служить <Богу> с искренним сердцем, то не попустит, чтобы мы были искушаемы сверх сил, и искушаемых избавит (прп. Ефрем Сирин, 31, 199).

***

Если... не переносишь малого искушения, то как перенесешь великое? (прп. Ефрем Сирин, 31, 234).

***

Если искушения и будут тревожить тебя, то знай, что они уравняют тебе стезю к небесам (прп. Ефрем Сирин, 34, 297).

***

В искушениях утешайте себя обетованиями! Неложно слово Того, Кто на всех изливает дары Свои... (прп. Ефрем Сирин, 34, 382).

***

...Во время искушения мысли наши обыкновенно рассеиваются и помышления наши разбрасываются в стороны (прп. Ефрем Сирин, 37, 292).

***

Когда... душа войдет в оный град Святых, тогда только возможет пребыть без скорбей и искушений... (прп. Макарий Египетский, 67, 204).

***

...И духовные терпят искушения, потому что в них остается еще произвол, и нападают на них враги, пока в этом они веке (прп. Макарий Египетский, 67, 212).

***

Предается <человек> врагам и искушениям для упражнения и обучения, как Иов был в искусе, потому что и злое, хотя не по доброму изволению, содействует доброму (прп. Макарий Египетский, 67, 354).

***

Бог, в точности зная состояние всех, сколько есть сил у каждого, в такой мере попускает и подвергаться искушению... (прп. Макарий Египетский, 67, 386).

***

...Искушения и испытания предстоят для того, чтобы явными сделались те, которые истинно возлюбили Владыку (прп. Макарий Египетский, 67, 401).

***

Божию разуму ведомо, в какой мере каждую душу должно подвергнуть искушению, чтобы сделалась она благоискусною и благопотребною для Небесного Царства (прп. Макарий Египетский, 67, 450).

***

<Души> .. не искушенные и не испытанные различными скорбями от лукавых духов, остаются пока во младенчестве… и неблагопотребны еще для Небесного Царства (прп. Макарий Египетский, 67, 451).

***

Когда душа подпадает различным искушениям, не дивится она и не отчаивается, ибо знает, что по Божию попущению дозволяется злобе испытывать и наказывать ее... (прп. Макарий Египетский, 89, 245).

***

Посылаются нечаянные искушения от Бога к исправлению жизни нашей, особенно когда кто вкусил сладость упокоения от добра сего (внимания и трезвения), - и вознерадел. От частости сей рождается навык; от этого - естественная некая непрерывность трезвения, а от сего, по свойству его, мало-помалу порождается видение брани, за которым последует непрестанная молитва Иисусова, сладостная без мечтаний тишина ума, и дивное некое состояние, исходящее от сочетания с Иисусом (прп. Исихии Иерусалимскии, 90, 167).

***

Спаситель допустил диавола с искушением, чтобы Своим примером научить нас, как мы должны побеждать искусителя, именно теми же способами, какими Он отразил искусителя (прп. авва Серапион, 56, 243).

***

...Бог, покровительствуя тем, коих веру хочет искусить, оставляет место и собственным их силам и воле (для заслуги) и искушает только тех, кои могут вступить в борьбу с искусителем; а иначе зачем и искушать тех, о которых знает, что они по своей немощи не могут противостоять искусителю? (авва Херемон, 56, 415).

***

И святой человек, подобно грешнику, искушается, но они друг от друга отличаются тем, что первого не побеждают и сильные искушения, а последний падает и от малого искушения. И праведника нельзя было бы похва­лить за мужество, если бы он побеждал без искушения, так как победа не может иметь места без борьбы с противником (авва Пиаммон, 56, 506—507).

***

Кто, поистине отвергшись от этого мира, возложил на себя иго Христово и научился от Него, уразумев из ежедневных опытов перенесения обид, что Он кроток и смирен сердцем, тот во всех искушениях всегда пребудет не­поколебим и все будет содействовать ему ко благу (ср.: Рим. 8, 28) (авва Авраам, 56, 627).

***

Выше искушений становится тот, кто обучается не отклонять их от себя, но переносить встречающееся с ним. Ибо искушения, будучи... неодолимыми, одолеваются терпением и мужеством умеющих переносить, что ни случится. Лучшее же врачевство от того, что не от нас, то любомудрие, которое в нас, и одолением неодолимых... нужд служит в трудных обстоятельствах мужество, а в счастливых — умеренность. А если подает руку помощи и Божия сила, еще удобнее перенесем все, что ни встретится (прп. Исидор Пелусиот, 61, 60).

***

...Мы, если впадем в искушения, не будем роптать на Божие долготерпение, но Его паче держаться, как обретающего исходы в самой неисходности и удобные средства при всей затруднительности (прп. Исидор Пелусиот, 61,204).

***

Сострадательностью и кротостью... старайся облегчать бедствия впадших в искушения, кротким словом усильно приводя их в благодушие и исторгая корень уныния. Ибо если узнают от тебя, что искушения хотя и насланы были на них справедливо, но соделают облегчение падений, и хотя попущены на не сделавших ничего худого, но доставят им венцы, — не только не дадут в себе место унынию, но еще исполнятся радости (прп. Исидор Пелусиот, 61, 331).

***

...Искушение состоит не в том, чтобы думать о себе, будто бы впал в искушение, но в том,, чтобы быть им побеждену (прп. Исидор Пелусиот, 62, 289).

***

...Невозможно не впасть в искушение, возможно же преодолеть оное. И в том и в другом поручителями и свидетелями нам все святые, которых пронзили столь многие тучи искушений, что целую почти здешнюю жизнь были они в подвиге. Итак, никто из них не был услышан, — скажет кто-либо. Были они услышаны. Но быть услышанным значило не то, чтобы не впасть в искушение (это невозможно), но чтобы, впадшему, сойти с поприща не только невредимым, но даже в венцах (прп. Исидор Пелусиот, 62, 290).

***

Хотя искушение кажется нескончаемым, надобно полагать ему конец; мудростью и добродетелью, а не отчаянием... прекращает его человек... когда привыкает мужественно переносить встретившееся. Ибо если дело сие и тяжело, то добродетельный облегчает тяжесть благоразумием, умея равнодушно переносить скорби (прп. Исидор Пелусиот, 62, 339-340).

***

Что пища для здорового тела, то искушение для мужественной души (прп. Нил Синайский, 74, 215).

***

В искушениях веди себя осторожно, потому что они обличили многих, которые были выше тебя (прп. Нил Синайский, 72, 234).

***

Старайся не впадать в искушения, а если впал, покажи мужество (прп. Нил Синайский, 72, 248).

***

Много потрудившиеся в делах правды если иногда и будут на краткое время преодолены силою искушений, то не потеряют бодрости, но, восстав, приимут твердое и непоколебимое положение, и не дадутся более в обман (прп. Нил Синайский, 73, 1).

***

Если бы не было искушающего и утесняющего нас сатаны, не сделалось бы явным, кто усерден, кто неблагоискусен и ленив (прп. Нил Синайским, 73, 252).

***

Кого угодно Богу спасти, того будет Он устрашать, приводить в ужас, ввергать в различные печали, чтобы не было ему времени вдаваться в гордыню... (прп. Нил Синайский, 73, 295).

***

Когда истинно возлюбишь небесные блага... тогда, именно тогда, увидишь страшные искушения, тогда испытаешь ужасные брани... (прп. Нил Синайский, 73, 302).

***

Не желай, чтобы в скором времени перестали тебя озабочивать искушения и скорби, но терпи и жди, когда угодно сие будет промышляющему о тебе Христу, Который премудро устрояет дело твое (прп. Нил Синайский, 73, 317).

***

...Уничтожь искушения и помыслы, — и не будет ни одного святого. Бегущий от искушения спасительного бежит от вечной жизни (прп. Зосима, 91, 120).

***

Прежде <апостолу> Петру вручаются ключи, а потом попускается ему впасть в отречение от Христа Господа, чтоб падением таким уцеломудрить его о себе мудрование. Так и ты, если, получив ключ разумения, подпадаешь разным искушениям, не дивись сему, но прославляй единого премудрого Господа, падениями обуздывающего самомнение, находящее вслед за Божественнейшим ведением: ибо искушения суть узда, по Божию промышлению, могущая обуздать человеческое надмение (прп. Иоанн Карпафский, 91, 99).

***

Молись, чтобы не впадать в искушения душевные, а к искушениям телесным приуготовляйся со всею крепостью своею (прп. Исаак Сирин, 58, 36).

***

Кто бежит от искушений, тог бежит от добродетели (прп. Исаак Сирин, 58, 36).

***

Когда же входит <человек> в искушения по любви к Богу, и не допускает в себя изменения, тогда поставляется пред Богом... как искренний друг, потому что, во исполнение воли Божией, вел брань с врагом Божиим, и победил его (прп. Исаак Сирин, 58, 37).

***

...Если человек, стремясь к высокой добродетели, внезапно впадет в страшные искушения и не выдержит, то не может он в это время дойти до совершенства в добродетели (прп. Исаак Сирин, 58, 38).

***

Отныне уже всеми силами будем пренебрегать телом, предадим душу Богу и о имени Господнем вступим в борьбу с искушениями (прп. Исаак Сирин, 58, 39).

***

<В> искушениях ощутительно приближается к <человеку> помощь, чтобы благодушествовал он, пока обучится постепенно и приобретет мудрость, и в уповании на Бога станет презирать врагов своих (прп. Исаак Сирин, 58, 222).

***

Не входя в искушения, никто не приобретет духовной мудрости (прп. Исаак Сирин, 58, 295).

***

...Бог налагает искушения на ленивых и нерадивых, чтобы помышляли они об искушениях, а не о суетном (прп. Исаак Сирин, 58, 296).

***

<Искушения попускает Бог> всегда любящим Его, чтобы вразумить, умудрить и научить их воле Своей (прп. Исаак Сирин, 58, 296).

***

...Искушения по необходимости полезны людям (прп. Исаак Сирин, 58, 332).

***

Никто не может переносить искушений, кроме уверившегося, что за скорби... можно принять нечто превосходящее телесный покой (прп. Исаак Сирин, 58, 379).

***

...Смиренномудрые умудряются благодатию, и могут все это различать и дознавать, т. е. какое искушение от плода гордости, и какое от ударов, наносимых любовью (прп. Исаак Сирин, 58, 382).

***

Промыслитель соразмеряет искушения с силами и потребностями приемлющих оные (прп. Исаак Сирин, 58, 383)

***

...Мы бываем искушаемы для обучения в вере для того, чтобы мы были испытаны и научились бороться (прп. авва Дорофей, 29, 208).

***

В случающихся с нами искушениях бесы борют нас, чтобы мы сказали или сделали что-нибудь безрассудное... (прп. Иоанн Лествичник, 57, 194).

***

Демоны или сами нас искушают, или вооружают против нас людей, не боящихся Господа: сами искушают, когда уединяемся от людей, как искушаем был Господь в пустыне; искушают чрез людей, когда обращаемся с людьми, как опять искушали Господа чрез фарисеев. Но мы, взирая на образец наш, т. е. Господа, отразим их в том и другом случае (прп. Максим Исповедник, 91, 195).

***

Искушения наводятся на одних для изглаживания грехов, прежде бывших; на других — для прекращения теперь делаемых; а на иных — для предотвращения имеющих быть содеянными, кроме тех, которые бывают для испытания человека, как то было с Иовом (прп. Максим Исповедник, 91, 201-202).

***

Смежи очи души своей, когда искуситель наведет какое воображение непотребное (прп. Феодор Студит, 92, 90).

***

...Не допускайте, чтобы <искушение> возобладало над вами в угоду диаволу, и не внимайте коварным и злым внушениям сего врага... (прп. Феодор Студит, 92, 166).

***

<В> искушениях я всегда поступал так: возлагал все упование мое на Бога, Коему давал и обеты отречения, и Он скоро избавлял меня от всякой нужды. Почему, брате, я теперь никакого уже о себе промышления и не творю; но зная, что Он печется обо мне, очень легко переношу находящие на меня искушения. И только то одно Ему от себя приношу, чтоб непрестанно молиться. Немало помогает при сем и то упование, что, чем большие нападают скорби и беды, тем большие они готовят венцы терпящему, ибо у Праведного Судии те и другие уравновешивают себя взаимно. Ведая сие, брате, не поддавайся малодушию. Вступил ты в среду брани, чтоб бороться, и борись, воодушевляясь и тем, что тех, кои за нас ратуют против врага Божия, очень много, больше вражеских полчищ. Да и как можно бы было нам осмелиться противостать такому страшному супостату рода нашего, если бы державная десница Бога-Слова не обымала нас, не ограждала и не покрывала? Как бы выдержало человеческое естество наветы его? (прп. авва Филимон, 91, 369).

***

Вращаясь в кругу... добродетелей, душа делает недосязаемым для стрел искушений свое охранилище, которое есть терпение... Если же она в ином находится положении, то, подобно граду, не огражденному стенами, еще при издали слышном треске и шуме, бывает сильно потрясаема ударами страха (прп. Илия Екдик, 91, 424).

***

Враг тогда встречает нас жестокими и страшными искушениями, когда почует, что душа вступила в высшие меры добродетели. Свидетельствуется же это словами молитвы и возвышением ее над вещественною двоицею плоти и чувств. И тогда человеконенавистник так злобно искушает, что нам приходится даже в жизни отчаиваться. Но не знает он, суетный, каких благ бывает для нас виновником, делая нас чрез терпение более опытными и светлые нам сплетая венцы (прп. Феогност, 91, 395).

***

...Кто право живет и безукоризненно обращается со всеми, удаляясь от человекоугодия и высокоумия, тому, хотя бы и бесчисленные против него поднял искушения весь бесовский полк, это не повредит... (прп. Григорий Синаит, 93, 245).

***

Скорбь по той причине и называется искушением, что она открывает сокровенное состояние сердца (свт. Игнатий Брянчанинов, 39, 370).

***

Причина попущения Божия искушаться подвижнику от духов злобы и греха заключается в необходимости для человека познания в точности и подробности его падения, без чего не может быть им, как должно, познан и принят Искупитель (свт. Игнатий Брянчанинов, 39, 373).

***

Без искушений приблизиться к Богу невозможно. Неискушенная добродетель... не добродетель (свт. Игнатий Брянчанинов, 41, 469).

***

...<Бог> ничего не допускает для нас такого, из чего бы мы не могли извлечь для себя пользы духовной (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 207—208).