Крещение Господне... Творца крещает тварь — так начинает одно из своих стихотворений наш замечательный современный поэт-песнопевец иеромонах Роман Матюшин. Новое, преславное чудо, ниспровергающее все понятия и законы, всю логику, согласно которым живет ветхий мир. Как мог прийти безгрешный Господь креститься, т. е. засвидетельствовать свою греховность, которой у него не было ни тени, перед человеком грешником, хотя и признаваемым праведником по меркам мира сего — Иоанном Крестителем.

Господь приходит на Иордан креститься — но для чего? Чтобы исполнить всякую правду (Мф. 3,15). Да, вочеловечившись, Бог исполняет все, что было установлено в Ветхом Завете как условие праведной жизни.

Между праздниками Рождества и Крещения Господне отмечается мало кем замечаемый праздник Обрезания Господня. В церковно-народном сознании и в Греции, и на Руси он ассоциируется прежде всего с памятью величайшего столпа Церкви — Святителя Василия Великого и с Новым годом. Это можно видеть и из текста Рождественских колядок и кантов.

А между тем день Обрезания Господня есть, по сути дела одновременно и завершение Рождества, и начало Крещения. Не случайно с этого дня на утрени начинается пение ирмосов Крещения в качестве катавасии. Христос заменил плотское обрезание соответствующим ему духовным действием — Крещением. Если плотское обрезание было необходимо, чтобы стать полноценным членом ветхозаветной церкви — народа израильского, то, для того, чтобы стать членом Новозаветной Церкви было установлено Господом Крещение.

Но Господь не просто отменил Обрезание, но Сам подвергся ему, поскольку оно было установлено Богом, составляло Божию заповедь. Обрезание было, по сути дела, печатью первородного греха на теле человека, оно было первым страданием, претерпеваемым человеком и знаменовало им последующую участь всякого рожденного в первородном грехе человека, вся жизнь которого неизбежно должна будет состоять из более или менее длинной цепи страданий. Христос, воплотившись для истребления первородного греха, сам возжелал всецело приобщиться всем его последствиям. Поэтому он принял и первое, начальное человеческое страдание в виде обрезания, изъявив этим готовность пройти по максимуму весь круг страдальческой жизни грехопадшего существа.

Но какую правду Божию исполнил Христос, крестившись от Иоанна? В Ветхом Завете ведь не было заповеди Крещения. Но всегда считалось праведным с особым вниманием относиться к словам пророков, т. е. людей, не столько предсказывавших будущее, сколько возвещавших живое слово Божие, признававшихся за проводников воли Живого Бога. Если они и предсказывали будущее, то условно, как то, что неизбежно наступит, если люди не изменят своей греховной, богопротивной жизни.

Основой Ветхого Завета был Закон и Пророки, т. е. речи обличителей больших и малых нарушений Закона. Все пророки призывали в сущности к одному — к покаянию, т.е. возращению от усвоившейся людям беззаконной жизни, жизни, по собственному произволу, к жизни, состоящей в исполнении воли Божией, выраженной в открытых людям самим Богом заповедей Божиих.

Иоанна все считали за Пророка (Мф. 21, 25), следовательно, и установленное им крещение как своего рода свидетельство решимости изменить свою греховную жизнь, признавалось за установление Божественное, как требование правды Божией. Собственно, Иоанн и крестил, т. е. погружал в воды Иордана тех, кто желал оставить путь неправды во свидетельство их решимости изменить свою жизнь, чтобы явить Того, благодатью Которого только и станет возможным переход от пути беззакония к пути правды.

Само Крещение Иоанново не обладало силой, необходимой для оставления грехов, а было лишь свидетельством желания отказаться от беззаконной жизни. Да многие и приходили к Иоанну не для того, чтобы выразить свое желание отвергнуть жизнь в беззаконии, а просто из любопытства. Ведь жизнь Иоанна была необыкновенной, слух о ней катился по всей Палестине, и далее, и многие просто приходили из желания увидеть необыкновенного человека, подобного которому невозможно встретить нигде. Поэтому так грозно звучат обвинения Иоанна — он видел легкомыслие большинства приходивших к нему и пытался пробудить их спящую совесть громовыми обличениями.

Но ужас объял его, когда он увидел среди идущей креститься разношерстной толпы Того, Кто Сам мог обличить его в грехах. Конечно, Иоанн, как человек, которому была открыта воля Божия, знал о близком пришествии Того, Которого с нетерпением ожидали многие поколения, но он тоже, вероятно, не предполагал, что Он явится так буднично, посреди толпы грешников, движимых не столько стремлением к покаянию, сколько праздным любопытством.

Мы часто не отдаем себе отчета, сколь смиренен Бог и сколь мало Он нуждается в нашей благодарности за свои бесчисленные милости, которыми мы пользуемся ежедневно и ежечасно. Мы не осознаем, что Солнце светит не своим, а Его Светом, и когда Ему будет угодно потушить его, солнечный свет не продлится более ни на одно мгновение, и все погрузится во тьму, напоминанием о чем является ежесуточное наступление ночи. Мы не осознаем, что удивительная красота и разнообразие Творения, которую мы наблюдаем ежедневно и к которой лишь издали приближается человеческое искусство, есть дело Его творчества, Его Промысла. Мы часто не сознаем, что наш ум, часто такой быстрый и глубокий, есть отблеск Его Ума и Его Милостью поддерживается в нас, а если Ему угодно почему-либо отнять ее у нас, то наша мудрость неизбежно превратится в мрак безумия. Бог так не желает высказывать Себя, так скрывается за своими творениями, что некоторые, вопреки всему, что открыто людям о Боге, дошли до такого безумия, что сочли, что Его нет вообще и что всю эту красоту и все величие, которое мы можем созерцать творит и поддерживает сама собой бездушная природа.

Христос, явившись на Земле, вполне продолжает эту логику Божественной безвестности. Безвестным было Его Рождение в пещере, безвестной была вся Его последующая 30-летняя жизнь, когда никто из тех, кто находился тогда в общении с Ним, не предполагал, что общается с самим Живым Богом. Наконец, когда нужно Ему было возвестить о начале Своей Миссии, Он также сделал это самым смиренным способом. Не Сам Он возвестил о Себе, но в момент Его Крещения разверзлись Небеса, и голубь снизошел на главу Крещаемого, и Глас Божий возгремел из разверзшегося Неба: "Сей есть Сын Мой Возлюбленный... (Мф. 3, 16-17).

Но многие ли тогда услышали этот Глас? Не показался ли Он похожим им просто на нечленораздельный гром, как было в другом подобном случае, о котором свидетельствует Евангелист Иоанн. (Ин. 12, 26). Во всяком случае, вся последующая история служения Господа свидетельствует, что — увы — эти слова показались большинству просто громом.

Конечно, Церковь, как твердо уверившаяся в том, кто был Иисус, добавляет в своих песнопениях к Евангельскому рассказу о Крещении немало чудесных деталей, которые по мнению церковных песнописцев должны были сопровождать Крещение Господне, так что и море побежало, как было при Моисее, и Иордан возвратился вспять, как при Иисусе Навине, от силы такого необыкновенного смирения Господа, подклоняющего Свою главу под десницу раба и просящего Крещения, предназначенного для грешников, но все-таки это еще больше затрудняет понимание того, почему при таком множестве чудесных знамений не был принят иудеями Спаситель.

Праздник Крещения в древности не отделялся от праздника Рождества Христова, и представлял единый праздник Богоявления, отмечавшийся в 6-й день января. Согласно Писанию и Преданию, 6-й день был днем и творения человека, и его падения, и вполне закономерно, чтобы Пришедший для спасения падшего человека и Родился, и Крестился в 6-й день, как в 6-й день (пятницу) Он претерпел и мученическую кончину ради нашего спасения.

Но со временем появились иудействующие еретики, которые стали утверждать, что Иисус стал Христом, т.е. Мессией, только с момента нисхождения на него Святого Духа в момент Крещения. А еще были еретики, считавшие что воплощение Христа было как бы призрачным.

Поэтому Святые отцы решили разделить эти праздники, чтобы утвердить истину, что Иисус был не только Христом, Мессией, но и Истинным Богом и Истинным Человеком с момента Его явления в мир, Его Рождества по плоти. Кроме того, необходимо был создать противовес самому популярному у язычников Римской империи празднику Непобедимого солнца, праздновавшемуся в 1-й день поворота солнца на лето, и сделать в этот день главный акцент на явление в мир Истинного Солнца, Солнца Правды, светом Которого только и светит это видимое солнце, которому поклонялись язычники.

Название же Богоявления осталось на Востоке за праздником Крещения, потому что в этот день Христос был явлен миру и начал в нем свое видимое служение. Впрочем, Западная Церковь издавна усвоила наименование Богоявления дню Воспоминания поклонения младенцу Иисусу трех волхвов, в котором она видит символическое поклонение Воплотившемуся Богу всех рас земли — белой, жёлтой и черной, прообразование принятия спасительной миссии Господа всеми народами Земли. Восточная Церковь, специального праздника в честь поклонения трех волхвов не знает.

В тоже время Западная Церковь умаляет значение праздника Крещения, празднуя его в отдание Богоявления, на 8-й день, а после 2 Ватиканского Собора, в воскресенье после Богоявления. У нас же праздник Крещения Господня является одним из главнейших праздников Церковного года. Устав его совершения аналогичен празднику Рождества Христова и сближен с чином богослужения Страстной седмицы. Праздник празднуется, как и Рождество, в течение 13 дней, учитывая 4 дня предпраднства и 8 дней попразднства (Рождество имеет 5 дней предпраднства и 7 дней попразднства). На повечериях предпразднства также положено читать каноны и трипеснцы, составленные по образу трипеснцев и канонов, читаемых на утренях Страстной Седмицы.

Особенностью праздника, создающей ему особую популярность, является совершение в последний день предпраднства — Крещенский Сочельник и в самый день праздника после литургии, а по местам и после Всенощной, и во дни попразднства Великого Освящения воды.

По вере Церкви Христос, погрузившись в воды Иордана, освятил естество вод, освободил их от греха погружавшихся в них грешников, взяв их грехи на себя, и сделав естество водное веществом для возрождения в новую жизнь, нового духовного рождения, в чем смысл установленного Христом уже после своего Воскресения Таинства Крещения. Удивительное, непостижимое до конца веков чудо, обычная вода не в силу своей природы, но в силу безмерной Силы и Милости Божией приобретает силу творить из людей Ангелов, граждан Царства Небесного, из средства удовлетворения физической жажды становится Источником Жизни Вечной.

Артемий Гилянов