Преображение Господне... Самый, быть может, таинственный, самый труднодоступный для нашего понимания праздник Церковного года. О чем он? Только ли о давно прошедшем событии Евангельской истории, имевшем целью укрепление учеников Господа перед предстоящими Ему Страданиями и Крестной смертью, и выполнившем эту функцию весьма несовершенно, как мы знаем из истории Страстей, или же, таинственное событие, имеющее непреходящее значение для вечного спасения каждого из нас, приоткрывающее нам отчасти, что будет представлять из себя эта чаемая нами вечная жизнь.

Обращает на себя внимание, что Преображение Господне, являющееся одной из станций на пути к Кресту и Воскресению, вспоминается совсем в другое время, чем то, когда мы вспоминаем основные этапы истории нашего Искупления. Почему это?

Обычное объяснение, бездумно тиражируемое во множестве источников, отличается, мягко выражаясь, малоубедительностью. Говорится, что торжество Преображения противоречило бы духу покаяния и печали Великого Поста, если бы совершалось тогда, когда оно должно было совершаться в череде событий истории нашего спасения, и поэтому отцы сочли за лучшее перенести его на другое время. Но, во-первых, почему они не сочли за лучшее перенести не менее торжественный праздник Благовещения на другое время, почему он неопустительно совершается даже в самый печальный день Церковного года — в Великую Пятницу, включая Литургию Иоанна Златоуста, хотя во всех других случаях литургии в этот день не положено. Во-вторых, сделанный перенос все равно попадает на пост, и пост в нынешней традиции воспринимаемый, как пост почти столь же строгий, как Великий Пост, Пост Успенский. Причем если связь Преображения с Крестом вполне очевидна, то связь его с Успения Божией Матери совсем не очевидна. Итак, от поста ушли, и все равно к посту пришли. Нет, причина переноса Преображения на август месяц должна заключаться в чем-то другом.

Более убедительной выглядит версия, устанавливающая связь Преображения с Освящением храма Гроба Господня и Воскресения в Иерусалиме и приуроченным к нему днем Обретения и Воздвижения Животворящего Креста Господня. Освящение храма в Иерусалиме рассматривалось, как эпохальное событие, как торжество христианской веры и Церкви после веков гонений, по сути, как второе Воскресение, "словущее" Воскресение, т. е. событие, ставшим в сознании церковного народа, едва ли не равным Воскресению Христову. Характерно, что храмы, освященные во имя Воскресения Христова, имеют своим престольным праздником именно Словущее Воскресение. Этому Воскресению было создано некоторое подобие Триоди, и важнейшим пунктом этого процесса явилось приурочение праздника Преображения ко Кресту, празднуемому на следующий день после словущего Воскресения.

В Евангелии не говорится, за сколько дней до Креста имело место событие Преображения, однако Предание утверждает, что оно произошло за 40 дней до Креста, подобно тому, как спустя 40 дней после Пасхи состоялось Вознесение. Вполне возможно, что именно причине желания придать исключительное значение празднику Торжества Креста, празднику навеки сделавшего Крест главным символом Общего Воскресения в нашем мире, и Преображение Господне было приурочено к этому дню. Ведь в самом деле Воскресение, которого мы чаем, невозможно представить без Преображения. Воскрешение нас такими, какими мы есть, это и будет Воскрешением Суда и вечного наказания. Мы должны преобразиться, а какими мы должны стать, указывает Евангельский рассказ о Преображении.

Не случайно, что Господь называет событие своего Преображения "Царством Божиим, пришедшим в силе": "Есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе" (Мк. 9,1, Мф. 16,28, Лк. 9,27). Напомним, что эти слова были сказаны Христом после исповедания Его Петром Сыном Бога живого, после первого возвещения Христом своих грядущих страданий, после активного неприятия Петром этой показавшейся ему страшной до неправдоподобия вести, после упрека в малодушии, полученному от Господа, после призыва Господа ко всем желающим следовать за ним отвергнуться себя и взять свой крест. И наградой за это самоотвержение как раз ставится видение Царства Божия, пришедшего в силе.

Не случайно, как пишет Святитель Григорий Палама, евангелист Лука говорит о восьми днях, прошедших после возвещения Христом явления Царства Божия, пришедшего в силе, и собственно событием Преображения. Таинство Преображения, утверждает Святитель, это таинство восьмого дня, таинство будущего века. Этот свет Божества, который просиял сквозь земное тело Христа и поверг ниц избранных апостолов, есть Свет будущего века, есть Свет, Который будет озарять жизнь будущего века, и никто не причастный к Нему, никто не впитавший Его в себя и не способный излучать Его из себя, не сможет увидеть это таинство Будущего века.

Да, через земное тело Христа просияла Его Божественная природа, но ведь каждый из нас создан по образу и подобию Божию, каждый из нас является Нерукотворным образом Божиим, и способен быть носителем Божественных энергий. Христос преобразился не для Себя, как и воскрес не для Себя, но преобразился для нас, чтобы показать, какую славу может источать каждый из нас, если твердо, отвергнувшись себя и взяв свой крест, будет следовать за Христом путём всех Его заповедей.

Преображение — это день Великой надежды для всех нас, ведь все, что явил Христос в этом мире, он явил для того, чтобы сделать и нам это доступным. "Верующий в Меня, дела, которые творю я, и он сотворит, и больше сих сотворит" (Ин. 14,12). Может быть, поэтому Преображение Господне и перенесено на конец Церковного года, чтобы подчеркнуть, что оно не просто событие в истории нашего спасения, но таинство Будущего века, таинство того, какими мы стать должны, чтобы сделаться гражданами Будущего века. Все это может совершить в нас Христос, и только Он один может преобразить нас, если мы вполне доверимся Ему.

Впрочем, можно отметить, что память о Преображении сохранилась в Великом Посту в виде Недели Святителя Григория Паламы, сыгравшего решающее значение в утверждении учения о Свете Преображения, как подлинном Свете Божества, как Свете, Который будет озарять и питать достойных в Будущем веке.

Преображение Господне — праздник великий, так его воспринимает и Церковь, как событие, имеющее величайшее значение для нашего спасения. Поэтому она и причисляет его к числу важнейших праздников, даже из числа двунадесятых. При совпадении Преображения с воскресным днем, воскресная служба отлагается, служится только служба Преображения. Заметим, что праздник Успения, ради которого установлен пост, воскресной службы не отменяет, и служба Успения совершается после Воскресной.

Поэтому нельзя не пожалеть, что величие праздника Преображения слабо ощущается церковным народом. Он воспринимается зачастую, как второй Спас, "яблочный", в ряду других Спасов, медового и орехового или хлебного. Хорошее, конечно, дело посвящение Богу начатков нового урожая, их благословение, но это дела земные, а Преображение должно возносить вслед за Христом, преобразившимся на горе, в Царство Небесное, искать того Света, который будет Всем для всех его граждан, стремиться еще на земле увидеть это Царство Небесное, хотя и несовершенно, хотя бы так, как увидели его апостолы, падшие сначала ниц от величия увиденного Света, но потом почувствовавшие, сколь хорошо им было в этом Свете пребывать.

Будем почитать великое Таинство Преображения Господня, будем углубляться в размышление о Нём, будем верить, что оно имеет великое значение для настоящей и еще более для будущей жизни каждого из нас, будем вдохновляться величием явленного на горе Христом ради нас, чтобы во тьме века сего не иссякла в нас надежда на то, что несравненно больше и лучше того, что обретается в нынешнем веке. Аминь.

Артемий Гилянов