Диакон Владимир Василик

Христос некогда сказал ученикам: «Мужайтесь, ибо Я победил мир» (Ин. 16: 33). Христианство воспитывало и воспитывает победителей. Над диаволом, грехом, своими страстями, обстоятельствами жизни.

День Победы всегда приходится на дни Святой Пасхи. И это наша вторая Пасха – день спасения всего мира от фашистской чумы и день воскресения русской души.

Не только радость со слезами на глазах роднит Пасху и День Победы. Гитлер намного превзошел египетского фараона времен Исхода, топившего еврейских детей в Ниле. По приказу и согласию фюрера миллионы не только еврейских, но и русских, сербских, белорусских, польских, украинских, французских детей расстреливали, вешали, травили газами, жгли заживо, морили голодом, выкачивали из них кровь. С целью сокращения ненемецкого населения фюрер поощрял аборты и торговлю предохранительными средствами.

Спасение от этого человеконенавистнического режима было воистину чудом, подобным Исходу. И это чудо далось страшной кровью и великой народной жертвой.

Каковы истоки жертвенности русских людей во время войны? Россия искони созидалась жертвой ее сынов и дочерей, начиная со времени Крещения Руси, – жертвой тех, кто отстаивал Русь от печенегов и половцев, кто бился с немцами на льду Чудского озера и с татарами на Куликовом поле, кто освобождал Москву в 1612 году и стоял против Великой армии под Бородино в 1812-м. И это так же справедливо и в отношении тех, кто сражался на полях Великой Отечественной, нес свой крест в блокадном Ленинграде, кто трудился на заводах и нивах, страдал в оккупации.

Эту живую связь эпох удивительно выразил Константин Симонов в своем стихотворении:

Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,
Как шли бесконечные, злые дожди,
Как кринки несли нам усталые женщины,
Прижав, как детей, от дождя их к груди,

Как слезы они вытирали украдкою,
Как вслед нам шептали: Господь вас спаси! –
И снова себя называли солдатками,
Как встарь повелось на великой Руси.

Слезами измеренный чаще, чем верстами,
Шел тракт, на пригорках скрываясь из глаз:
Деревни, деревни, деревни с погостами,
Как будто на них вся Россия сошлась,

Как будто за каждою русской околицей,
Крестом своих рук ограждая живых,
Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся
За в Бога не верящих внуков своих…

Нас пули с тобою пока еще милуют.
Но, трижды поверив, что жизнь уже вся,
Я все-таки горд был за самую милую,
За горькую землю, где я родился,

За то, что на ней умереть мне завещано,
Что русская мать нас на свет родила,
Что, в бой провожая нас, русская женщина
По-русски три раза меня обняла.

Великая Отечественная война выявила глубокие христианские архетипы в сознании русского народа, в частности самоотвержение, терпение, общинность, духовную твердость перед лицом испытаний.

Бог послал в сердца советских воинов мужество и жертвенность и мудрость, и умение полководцам. И, кроме того, на войне всегда находилось место чуду.

Для нашей страны Исход был и в другом. Благодаря страшным испытаниям возродилась православная вера, власти – в чем-то вынужденно, а в чем-то нет – способствовали восстановлению Русской Православной Церкви, традиционных ценностей и прежде всего – патриотизма.

В речи Сталина «Под знаменами Александра Невского, Дмитрия Донского, Минина и Пожарского вперед к победе» была глубинная связь с посланием Святейшего Патриарха Сергия: «Повторяются времена Батыя, немецких рыцарей, Карла Шведского, Наполеона… Наши предки не падали духом и при худшем положении, потому что помнили не о личных опасностях и выгодах, а о священном своем долге пред Родиной и верой, и выходили победителями. Не посрамим же их славного имени и мы – православные, родные им по плоти и вере. Отечество защищается оружием и общим народным подвигом… Вспомним святых вождей русского народа, например, Александра Невского, Димитрия Донского, полагавших души свои за народ и родину… Церковь Христова благословляет всех православных на защиту священных границ нашей Родины. Православная наша Церковь всегда разделяла судьбу народа. Вместе с ним она и испытания несла, и утешалась его успехами. Не оставит она народа своего и теперь. Благословляет она небесным благословением и предстоящий всенародный подвиг».

И воистину сбылось пророческое слово Первосвятителя: небесное благословение снизошло на Россию и завершилось победным пасхальным торжеством 9 мая.

Но в слове Святейшего Сергия присутствует и другое измерение: Великая Отечественная война была продолжением многовековой войны России и Европы. Как и в 1812 году, так и в 1941-м Россия практически в одиночестве воевала со всей Европой. Великая Отечественная война – противоборство цивилизации Правды и цивилизации потребления, доходящего до людоедства. И Господь в те годы был с Россией и с русским солдатом, который спас Европу от нее же самой и освободил ее от фашизма.

Не только во время войны, но и после нее храмы были переполнены, люди стремились на исповедь и к причастию, и таких были не тысячи, а сотни тысяч. А если говорить о плодах покаяния, то русские голодные люди зачастую удивительно соблюдали заповедь Христа о любви к врагам, делясь с пленными немцами или с гражданским населением последним куском хлеба.

В войну вошла одна страна, вышла другая – обновленная и преображенная. И не случайно один русский воин, впоследствии священник, духовным оком видел на ступенях Рейхстага императора Николая II в форме старой царской армии, благословлявшего победоносные советские войска.

Война для многих была восхождением к спасению и святости. Отец Иоанн Миронов вспоминает о священниках и архиереях военного поколения: «Это были святые люди». Многие из них свою верность Христу запечатлели мученической кончиной от рук немцев.

В последнее время, к сожалению, отношение к Победе вырабатывается как к чему-то далекому и прошедшему. Широко распространяется лозунг «Спасибо деду за победу». А ведь это далеко не всё. Конечно, низкий поклон дорогим нашим ветеранам за их жертвенность, подвиги и труды. Дай Бог, чтобы последующие за ними поколения уподоблялись им в их духовной щедрости, активности и жертвенности, чтобы они могли так же беречь и украшать Россию, как это делали и делают они.

И все же не только военное поколение, но все мы – народ-победитель. Победители и те, кто в Афганистане защищал мир от террора и наркотического дурмана. Победители и те, кто в Чернобыле спасал наше Отечество и сопредельные страны от радиации. Победители и те, кто сохранял в Чечне Россию от развала, а человечество – от мирового терроризма. Победители и те, кто самоотверженно трудился и трудится на наших фабриках и полях, кто в годы перестройки не уходил с военных заводов, когда там не платили ни копейки, кто самоотверженно учил детей, временами падая в обморок от голода.

Слава Богу, Россия сохранена от развала и понемногу встает с колен и до сих пор исполняет в мире свою промыслительную роль удерживающего. И энергия Победы не ушла в песок, она не только скрепляет наше общество, но и подвигает нас к труду и творчеству.

Сегодня этот великий день празднует вся Россия и все люди доброй воли во всем мире. Приобщимся и мы к этому торжеству и радости всемирного праздника. Будем победителями в нашей жизни – над нашими страстями, немощами, обстоятельствами. Пусть пасхальный свет победы сияет над Отечеством нашим, на наших лицах, в наших душах и передается ближним и дальним.