Покров Богородицы... Один из самых любимых православным народом и в то же время один из самых таинственных праздников нашей Церкви. Неизвестна в точности ни дата события, когда произошло то, в честь чего установлен праздник, ни то, когда и где его начали праздновать.
Удивительно, что празднование в честь события, произошедшего в далекой Византии, было, как будто, установлено в русской Церкви. Потому ли, что видение Покрова Божией Матери было явлено блаженному Андрею Юродивому, которого на Руси издавна считали славянином по происхождению, или же по причине особого благоволения Пресвятой Богородицы к русской земле, мы не знаем. Да и само пространное житие блаженного Андрея, исполненное многих пророческих видений, очень популярное в средние века, называемое некоторыми исследователями Апокалипсисом Андрея, упоминает о видении Покрова, как бы вскользь. Даже в житии Андрея Юродивого в Четьях-Минеях святителя Димитрия Ростовского, написанных, когда праздник Покрова был известен много столетий, о видении Покрова написано лишь следующее:
«А так как, при откровении небесных таин, он не видал Пресвятой Госпожи Богородицы, то Ее он сподобился увидеть на земле в видении во Влахернской церкви, когда Она пришедши помогать людям, явилась на воздухе, с пророками, апостолами и чинами ангельскими, молясь о людях и покрывая их честным Своим Покровом. Увидев Ее, блаженный сказал ученику своему Епифанию: «Видишь ли ты молящуюся Царицу и Госпожу всех?» Епифаний ответил: «Вижу, отче святый, и ужасаюсь».
Вот так! Ни когда было это видение, ни по какому поводу, при нападении русов или сарацын оно было, житие не говорит. Единственной причиной оно называет то, что самому Андрею было нужно видеть Богородицу. Да и когда жил Андрей Юродивый в точности неизвестно.
Житие указывает, что Андрей жил во времена императора Льва 1 Великого, т. е. во второй половине 5 века, впоследствии это стали считать ошибкой и относить его жизнь ко времени императора Льва 6 Мудрого, т. е. к концу 9 – началу 10 века. Вообще, для древности был чужд характерный для Нового времени интерес к хронологической точности, ведь не только древние, но и средневековые христиане жили в предчувствии близкого конца видимого мира и откровения Царства Небесного. Поэтому так часто встречаются в древней и средневековой письменности анахронизмы.
В Слове на Покров, в тех же Четьих-Минеях Димитрия Ростовского, указывается дата этого видения, дата, которую мы сейчас празднуем, 1 октября, то, что оно происходило в день воскресный, в 4 часу ночи, но опять не указывается год, когда оно происходило, и был ли какой-либо особый повод к этому видению.
Возможно, никакого особого повода и не было, явление Покрова Божией Матери не имело следствием и спасение Византии от вражеского нашествия, как стали считать впоследствии, или какого-либо иного бедствия.
Может быть, не случайно Греческая Церковь и не установила Праздник Покрова Богородицы, как она установила в честь бывшего ранее спасения от вражеских нашествий пение Акафиста Божией Матери в субботу 5-й седмицы Великого Поста.
Возможно, на дату установления праздника Покрова повлияла память преподобного Романа Сладкопевца, которого в древности считали автором Акафиста Божией Матери.
Если в Византии и был когда-либо праздник в честь Покрова Божией Матери, то, скорее всего, это было осеннее воспоминание о Субботе Похвалы Божией Матери, как праздник Воздвижения Креста был воспоминанием Страстной седмицы и Светлого Христова Воскресения.
И, возможно, что именно религиозному гению русского народа было открыто вневременное значение явления Покрова Божией Матери. Именно то, что некогда открылось блаженному Андрею, происходит везде и всегда, что именно в этом заключается служение Богородицы по отношению к миру и что не от каких-то конкретных бедствий спасает нас Богородица, но защищает нас своим Покровом от многоразличных козней диавольских.
Об этом говорит и история благоверного князя Андрея Боголюбского, великого почитателя Божией Матери, по инициативе которого, и был, как считают, установлен праздник Покрова. В 1164 году он в один день с византийским императором Мануилом Комнином, одержавшим победу над сарацынами, одержал победу в бою с превосходящими силами волжских булгар, что было приписано заступничеству Богородицы и усердным молитвам перед образом Божией Матери, который был перенесён Андреем из Киева во Владимир и стал называться Владимирским.
В честь этого события был установлен праздник Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице 1 августа.
О установлении же праздника Покрова сказано только, что прочитав об этом событии, князь Андрей удивился, что в честь такого достопамятного события не существует праздника, и распорядился установить оный. Памятником этого установления, и любви князя к Пречистой Владычице навеки осталась одна из величайших жемчужин русской архитектуры – храм Покрова на Нерли.
Кстати, в течение двух столетий храмов в честь Покрова Богородицы на Руси не строилось. Не если это свидетельство того чувства народного, что Богородица не может осенять своим Покровом усобицы и нераздельно связанные с ними братоубийства? Ведь в 1170 году, соединенные силы русских князей по благословению Великого князя Андрея, под предводительством его старшего сына, Суздальского князя Мстислава, осадили Новгород. Участь города, казалось, была предрешена, как двумя годами раньше, Киева. Но тут Богородица явила свой Покров не над войском установителя праздника Покрова, а над его противниками.
Молитва к Богородице одного святого человека, Архиепископа Новгородского Иоанна, сокрушила силу наступавших. Святителю Иоанну было в видении повелено вынести икону Знамения Божией Матери из Церкви Преображения Господня на Ильине улице прямо "на забрала города" и поставить перед лицом Суздальских ратников. И вот воины великого чтителя Богородицы вынуждены были стрелять в Лик Богородицы, которая, как живая, естественно отвратила свой Лик от наступавших, и заплакала самыми настоящими слезами, которые святитель Иоанн стал собирать в свою фелонь. В результате мрак объял наступавших, и они стали легкой добычей вышедших за стены города новгородцев. Характерен плач Богородицы, свидетельствующий о том, что она не одобряла новгородцев, и не осуждала их противников, но глубоко скорбела об ожесточении тех, которые были по сути кровными братьями, а оказались смертельными врагами.
Нельзя не вспомнить, что икона Знамения стала одной из самых чтимых русских народом святынь имеющей немало списков, в свою очередь прославившихся чудотворением, мало чем уступающей по степени почитания иконе Владимирской. Богородица всегда одна и та же, всегда скорбит о наших грехах, в каких бы отношениях мы не были бы друг к другу.
Следует вспомнить и то, что выстрелы в Икону Богородицы дорого стоили благоверному князю Андрею, человеку, не любившему войны и старавшегося, насколько было возможно, мириться. Через два года его очередной поход на волжских булгар оказался неудачным, а еще два года спустя он был предательски убит своими неверными приближенными. Впрочем, его личное благочестие, его глубокое почитание Божией Матери, его стремление к преодолению разделения Руси, и его мученическая кончина сделали его святым в памяти Церкви, что было закреплено канонизацией в 1702 году.
История князя Андрея Боголюбского ясно свидетельствует, что не от земных бедствий защищает нас Покров Богородицы и не земному нашему преуспеянию способствует, хотя во многих случаях и может так нам представляться. Быть может, лучше всего смысл Покрова Богородицы передает наивное народное сказание о том, как Богородица, странствуя по земле, пришла в одно селение, где никто не согласился пустить ее на ночлег. Узнав об этом, Илья Пророк возмутился и решил обрушить на негостеприимное село все кары, которыми он карает грешников. Но Богородица укрыла жителей этого села своим Покровом и не дала обрушить на них заслуженную кару.
Именно это ходатайство за грешников, грешащих вольно и в ведении, какими являемся почти все мы перед Богом, и есть главная миссия Богородицы, как ее видит церковный народ в течение столетий, сознающий, как мало он трудится над исполнением заповедей Божиих, как часто не заслуживает ничего кроме Божия гнева, как пользующийся всеми дарами благодати Божией, но не обретающий любезные Богу черты образа Божия.
Да, Богородица это поистине ходатай о нас перед Богом о спасении нас от тех зол, которые мы исходатайствовали себе собственным безумием. Но, как бы мы ни сознавали себя безнадежными грешниками, для нас есть последняя надежда, этот сияющий над миром Покров Божией Матери, который некогда дано было увидеть блаженному Андрею, который мы не в состоянии видеть по своей духовной слепоте, но который до ныне осеняет всех нас и защищает нас от таких бедствий, которые мы и представить не можем.
Поэтому будем с радостью праздновать день Покрова, установленному некогда по княжескому распоряжению, но ставшего великим праздником нашей Русской Церкви, подлинно церковно-народным праздником, помня, что в великий этот день поистине "освящается Небо и земля, светится Церковь и веселятся о нашей благой Заступнице все люди", как поется в известной многим праздничной стихире.