Сокровенная суть святости невыразима словами. Всякий, кому дано было встретиться с человеком, от которого "изливались потоки воды живой", испытывал на себе это чувство. Потрясение состоит не только в том, что и как тебе говорят, а в той реальной духовной силе, которая светится во всем облике. И эта сила незримо переворачивает все в нашей душе, приносит в нее совершенно новое, доселе неведомое содержание, примиряет нас с жизнью, проясняет все запутанное и дает ощущение близости к нам Господа.

"Постепенное усвоение святости - вот удел всякого христианина", - неустанно повторяют нам учителя Церкви. Но для самого человека это усвоение святости совершается незримо, он сам часто об этом не подозревает. А для постороннего наблюдения итог подвижнической жизни, увенчанной святостью, выражается в особой радости или духовной веселости, в которой пребывает человек. И эта одна из характерных черт именно православной святости.

Святые Амвросий Оптинский и Иоанн Кронштадтский - оба замечательно светлы, радостны, жизненны. У отца Амвросия почти только шутки, прибаутки - и в письмах, и в разговорах; лицо отца Иоанна - сама радость.

Христианство есть радость, и только радость, и всегда радость.

"Радость моя", - обращался преподобный Серафим к приходящим к нему, и постоянн жил в этой пасхальной радости. Она была венцом подвигов отшельничества, затвора, молчальничества. О радости говорил Преподобный Мотовилову: "Когда Дух Божий снисходит к человеку и осеняет его полнотою Своего наития, тогда душа человеческая преисполняется неизреченною радостью, ибо Дух Божий радостотворит все, к чему бы Он ни прикоснулся". "Вот тогда-то наша теперешняя радость, являющаяся нам вмале и вкратце, явится во всей полноте своей, и никто не возьмет ее от нас, преисполняемых неизъяснимых пренебесных наслаждений".

Русский народ, благодатно проникая в небесную радость, греческое традиционное приветствие, вставленное в акафистное пение, передает словом "Радуйся", одним этим словом, обращенным к небесным жителям, выражая сущность святости.

Старцы, вопрошавшим их о том, как распознать природу духовных явлений: при встрече с тем или иным человеком, при внезапно охватившем вдохновении или видении или при принятии решения, критерием истинности признавали покой и радость. Если нет смущения, волнения, животного страха, суетливости, ложной взвинченности чувств, а есть тихая радость, значит от Господа было это слово или мысль, или видение-вразумление.

Христианскую благодатную природу радости, исходящей от человека, отличает не связанность ее с внешними обстоятельствами и даже напротив: "радуйтесь и веселитесь, яко мзда ваша многа на Небесех". Эту радость схиархимандрит Софроний называл "вдохновением". В его "Завещании" к духовным чадам есть такие слова: "Мы можем изнемогать, у нас нет ил. Но вдохновение, как поток, льется внутри, и тогда наша жизнь не знает уныния".

По книге: Л.Ильюнина. О святости. СПб, 2003.