Праздник Нерукотворенного Образа Господа нашего Иисуса Христа установлен для того, чтобы воздать славу и честь Господу, Который для спасения падшего человека принял на Себя образ его, и для того, чтобы напоминанием об этом побуждать христиан к обновлению в себе образа Божия.
Образ Божий навсегда запечатлен в душе человека при самом создании его, то есть Господь дал человеку душу бессмертную, не имеющую конца своему бытию, как и Он Сам; дал душу разумную, чтобы человек познавал самого себя, мир, созданный Богом, и самого Создателя своего. Господь даровал человеку душу свободную, потому что только свободные существа через правильное употребление этого высочайшего дара могут достигать самого высшего блаженства.
Подобие же Божие состоит в том, чтобы человек, обогащая свой ум познаниями, украшая свою душу свободными добрыми делами и таким образом постепенно приобретая богоподобные совершенства, более и более приближался к Богу и вступал с Ним во все более и более близкое сообщение.
Но вот прародителям нашим в раю является искуситель и склоняет их сразу приобрести божественные свойства через вкушение запретных плодов. Они последовали злому совету и вместо приобретения божественных совершенств помрачили и исказили в себе образ Божий и низринулись в бездну зол. Единородный Сын Божий принимает на Себя образ падшего, чтобы восстановить в нем образ и подобие Божии.
Как же восстановляется в нас образ Божий? Через святое учение веры и через святые таинства. Через учение веры человеку преодается познание о Боге и средствах благоугождения Ему. В таинстве Крещения мы освобождаемся от скверны греха, в таинстве Миропомазания - получаем силы возрастать в духовной жизни и приобретать богоподобные свойства. "То, что в нас есть по образу, - говорит преподобный Диадох, - то божественная благодать дает одна в святом Крещении, омывая все наши скверны и чистым соделывая естество наше; то же, что по подобию, она потом соделывает в нас не одна, но вместе с нашей свободой...
Тут происходит то же, что делают живописцы: живописец сначала начертывает образ человека одними чертами, а потом уже и красками разрисовывает каждую часть, как она есть в том, чей образ он рисует; так и благодать Святого Духа сначала в святом Крещении делает человека таким, как он был до падения, восстановляет в нем то, что по образу; а потом, когда видит, что человек усердно желает и красоты подобия и готовым себя являет на всякий для этого подвиг, то она, добродетель над добродетелью надцвечивая и от красоты к красоте возводя вид душевный, совершенным образом начертывает в ней и подобие, и становится тогда человек совершенным и по образу, и по подобию Божию".
Что же необходимо нам прежде всего для того, чтобы стать совершенными и по образу, и по подобию Божию? Глубокое смирение и совершенное послушание Богу. Чем ниже считает себя человек, тем выше он будет. Гордость и неповиновение воле Божией исказили в человеке образ Божий и изгладили в нем подобие Божие. Только вышеназванные добродетели могут восстановить их. И никто из людей не может сказать, что для него недостижима высота богоподобия.
По книге: Тростникова Е. Праздники Православной Церкви. М., 2008.