В рамках встречи с участниками Первого культурно-образовательного православного форума «От сердца к сердцу», открывшегося 30 августа 2014 г. в Тамбове, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сделал ряд важный заявлений, касающихся развития школьного образования.

Предстоятель Русской Православной Церкви выразил серьёзную обеспокоенность крайне низким уровнем подготовки современных школьников. Настолько, низким что, по словам Патриарха, «иногда складывают анекдоты, целые истории о том, какими ответами сопровождаются вступительные экзамены абитуриентов — и не только в духовные школы, но в самые престижные вузы».

«Почему Церковь проявляет беспокойство относительно образования? Да потому что мы сталкиваемся с плодами недостаточно квалифицированного образования. <…> В наши семинарии и православные вузы приходят молодые люди. И когда мы присутствуем на вступительных экзаменах, то можем с тревогой констатировать значительное снижение образовательного уровня абитуриентов, особенно в области русского языка. Очень низок уровень грамотности. И это в XXI веке! <…> Церковь не может быть сегодня эффективной без высокообразованной прослойки церковной интеллигенции, к которой принадлежат специалисты в области богословия и духовенство», — заявил Святейший Патриарх.

По его словам, знания — главный двигатель в развитии современного общества, а «разрушение школы, разрушение образования — это разрушение потенциала нации», — констатировал Предстоятель Церкви.

Патриарх Кирилл высказал и своё отношение к системе ЕГЭ, отметив, что при определённых условиях она «может быть эффективной, но есть что-то, что вызывает сейчас большую озабоченность», поскольку в своём нынешнем виде эта система формирует у школьников лишь фрагментарную картину мира.

Дети «не занимаются в школе так, как мы занимались. Они готовятся к ЕГЭ. Весь процесс сосредоточен на ЕГЭ. Значит, нужно пройти эти тесты, а все остальное — вторично. Получается, что мы подготавливаем человека не к высшей школе, мы не вооружаем его знаниями, системой знаний, а мы его фрагментарно ориентируем на одну конкретную задачу — правильно поставить крестики, галочки и ответить на тест. <…> Если у человека будет сформирована некая жизненная философия, зажатая этой системой тестов, мы очень многое потеряем, мы потеряем видение, горизонт, широту», — констатировал Патриарх.

Как отметил Его Святейшество, сама система тестов «заслуживает внимания, но она не может быть тотальной с точки зрения определения знаний людей». Он убеждён в том, что важно так сбалансировать ЕГЭ с другими способами и средствами стимулирования учащихся к учебе, «чтобы не только эта анкета ЕГЭ была перед их глазами, но и вся жизнь».

«Глубоко убеждён в том, что для того, чтобы формировалась гармоничная личность, нам нужно обязательно уравновесить ЕГЭ очень серьёзным изменением школьной программы, направленной, в том числе и на создание у учащихся целостной научной картины мира», — заявил Предстоятель Русской Православной Церкви.

Патриарх отметил, что необходимо воспитывать детей в единой системе ценностей, которая формировала бы у них любовь к Родине, желание завести семью, и высказался в поддержку единого учебника истории.

«Было своевременно сказано, что нам нужен один учебник… Церковь приняла активное участие в формировании концепции этого учебника… Должна быть единая концепция, предлагающая исторический материал нашим учащимся», — заявил Патриарх.

По его словам, единая концепция школьного учебника истории поможет молодёжи победить «синдром исторического мазохизма», который воспитывали в школах в 90-е годы.

Святейший Владыка считает недопустимым самоустранение школы от воспитания.

«Мы должны отстаивать свои собственные ценности, которые вырастают из нашей духовной, культурной традиции. Это и традиция Православия, это традиции ислама для той части, которая эту религию исповедует», — призвал Патриарх Кирилл.