![](http://happy-school.ru/_pu/205/36761511.jpg)
Предстоятель Русской Православной Церкви выразил серьёзную обеспокоенность крайне низким уровнем подготовки современных школьников. Настолько, низким что, по словам Патриарха, «иногда складывают анекдоты, целые истории о том, какими ответами сопровождаются вступительные экзамены абитуриентов — и не только в духовные школы, но в самые престижные вузы».
«Почему Церковь проявляет беспокойство относительно образования? Да потому что мы сталкиваемся с плодами недостаточно квалифицированного образования. <…> В наши семинарии и православные вузы приходят молодые люди. И когда мы присутствуем на вступительных экзаменах, то можем с тревогой констатировать значительное снижение образовательного уровня абитуриентов, особенно в области русского языка. Очень низок уровень грамотности. И это в XXI веке! <…> Церковь не может быть сегодня эффективной без высокообразованной прослойки церковной интеллигенции, к которой принадлежат специалисты в области богословия и духовенство», — заявил Святейший Патриарх.
По его словам, знания — главный двигатель в развитии современного общества, а «разрушение школы, разрушение образования — это разрушение потенциала нации», — констатировал Предстоятель Церкви.
Патриарх Кирилл высказал и своё отношение к системе ЕГЭ, отметив, что при определённых условиях она «может быть эффективной, но есть что-то, что вызывает сейчас большую озабоченность», поскольку в своём нынешнем виде эта система формирует у школьников лишь фрагментарную картину мира.
Дети «не занимаются в школе так, как мы занимались. Они готовятся к ЕГЭ. Весь процесс сосредоточен на ЕГЭ. Значит, нужно пройти эти тесты, а все остальное — вторично. Получается, что мы подготавливаем человека не к высшей школе, мы не вооружаем его знаниями, системой знаний, а мы его фрагментарно ориентируем на одну конкретную задачу — правильно поставить крестики, галочки и ответить на тест. <…> Если у человека будет сформирована некая жизненная философия, зажатая этой системой тестов, мы очень многое потеряем, мы потеряем видение, горизонт, широту», — констатировал Патриарх.
Как отметил Его Святейшество, сама система тестов «заслуживает внимания, но она не может быть тотальной с точки зрения определения знаний людей». Он убеждён в том, что важно так сбалансировать ЕГЭ с другими способами и средствами стимулирования учащихся к учебе, «чтобы не только эта анкета ЕГЭ была перед их глазами, но и вся жизнь».
«Глубоко убеждён в том, что для того, чтобы формировалась гармоничная личность, нам нужно обязательно уравновесить ЕГЭ очень серьёзным изменением школьной программы, направленной, в том числе и на создание у учащихся целостной научной картины мира», — заявил Предстоятель Русской Православной Церкви.
Патриарх отметил, что необходимо воспитывать детей в единой системе ценностей, которая формировала бы у них любовь к Родине, желание завести семью, и высказался в поддержку единого учебника истории.
«Было своевременно сказано, что нам нужен один учебник… Церковь приняла активное участие в формировании концепции этого учебника… Должна быть единая концепция, предлагающая исторический материал нашим учащимся», — заявил Патриарх.
По его словам, единая концепция школьного учебника истории поможет молодёжи победить «синдром исторического мазохизма», который воспитывали в школах в 90-е годы.
Святейший Владыка считает недопустимым самоустранение школы от воспитания.
«Мы должны отстаивать свои собственные ценности, которые вырастают из нашей духовной, культурной традиции. Это и традиция Православия, это традиции ислама для той части, которая эту религию исповедует», — призвал Патриарх Кирилл.