Ирина Ивановна Иванова

По благословению настоятеля Спасо-Парголовского храма
протоиерея Романа Ковальского

Посвящается 140-летию Спасо-Парголовского храма

Предыдущие части работы

Вступление
Краткая история катехизации в древней Церкви
Краткая история катехизации в Русской Церкви

Начало систематического катехизаторского дела
в Санкт-Петербургской митрополии

Первые катехизаторские курсы в нашем городе начали свою просветительскую деятельность в 1987 году. Вот как говорит в своем докладе на Епархиальной конференции 2007 года игумен (ныне архимандрит) Александр Федоров, которому Церковь доверила начать просветительскую деятельность в нашем городе. «Начинались эти курсы с домашних встреч, тайно, потому что в советское время было опасно собираться открыто. Группы были небольшие, у нас не было своего помещения, естественно не было никакой оплаты, но тем не менее, дело продолжается до сих пор. В 1990 году отец Владимир Сорокин, бывший тогда ректором Духовных школ, дал возможность вести такие курсы при обществе «Душепопечение», которые он организовал. Затем занятия проводились в помещении иконописного класса, потом в Актовом зале Духовной Академии…»

Конечно, в 90-е годы невозможно было обеспечить массовую катехизацию. Церковь была поставлена в условия, когда просветительская деятельность была невозможной, любые попытки заниматься катехизацией считались антигосударственным деянием, уголовно наказуемым. За это время выросли целые поколения священнослужителей и мирян, которые не готовы были к катехизаторской работе. Кроме этого, по рассказам самих священников, им приходилось крестить до 100 человек в день. В результате многие люди, вновь пришедшие в Церковь, долгое время оставались без знания и понимания своей веры. Эта проблема, возникшая в тот сложный исторический период, к сожалению, остается нерешенной и в наше время. Поэтому, учитывая особенности исторического пути Церкви, катехизация остается актуальной не только для тех, кто готовиться сейчас принять Крещение, но для всех нынешний членов Церкви, тем более что процесс постижения своей веры не имеет пределов.

Обычно под словом «катехизация» подразумевается словесное изложение христианского вероучения и объяснение церковной жизни. Но как это трудно для современного человека! Получая рационалистическое образование, целиком построенное на логике, фактах, доказательстве, формулах, человеку трудно прорваться сквозь весь этот материализм к восприятию духовного бытия, духовного мира и его законов. Если говорить о современном мире, то к сожалению его главной целью становится материальное благополучие, комфорт, стремление к коммерциализации всех без исключения сторон человеческой жизни. Как это ни прискорбно, этот процесс заметен и в сфере религиозной.

Святейший патриарх Алексий II призывал священнослужителей как можно скорее перейти от практики формального исполнения церковных треб к благоговейному, вдумчивому совершению Таинств и обрядов. Формальный или даже «коммерческий» подход священника к приходящим в Церковь людям надолго, а подчас и навсегда, уводит человека от храма. Подмена живого Христа внешней церковностью несет в себе отрицательную силу. В Церкви необходим другой путь, а именно путь от Господа нашего Иисуса Христа и Евангелия к обряду, который только в этом случае наполняется реальным жизненным смыслом.

Но и в этом современном мире таинственным образом действует сила Божия, которая подает людям благодатную помощь сделать первый шаг к духовной жизни, заложить ее основу и вывести человека на путь Богоискания. Здесь на помощь людям приходят церковные искусства. Красота и одухотворенность службы снимает эти противоречия. И, конечно, особую роль в преображении души играет «лик» - хор, призванный доносить через пение слова Божия сокрытый подчас смысл богослужения, пусть даже не осознаваемый, но чувствуемый сердцем.


Хор Духовных школ поет в Мариинском театре
на 1000-летие Крещения Руси

Может быть, для кого-то пение хора на церковно-славянском языке – таком красивом, таинственном, богатом как в плане лексики, так и грамматики, остается непонятным, но это оттого, что «сердце окаменело» и оживить его следует исповедью. Тогда в чистое сердце, входит Дух Святой, он раскрывает смысл и значение всего происходящего в храме. К тому же, смысл церковно-славянских текстов начинает доходить до сознания сам собой, если человек осваивает религиозную жизнь.

Для нынешнего секулярного общества просто необходимо вести постоянно длящуюся катехизацию и через освоение церковного пения, как самого доступного для человека церковного искусства.


Литургия с общенародным пением
в Спасо-Парголовском храме

Занятия церковным пением для тех прихожан, которые хотят петь, помогут возродить народное (всеобщее пение) за богослужением. Мы знаем, что пение народа за Литургией, это древнейшая традиция, которая в советское время была утрачена.

Осваивая церковное пение, народ входит в православное вероучение, и делает это в эмоциональной, эстетически-гармоничной форме. Здесь разум и сердце соединяются, и поющий лучше постигает смысл того или иного богослужебного текста и самих себя. Занятия церковным пением – это не просто музыкальные занятия для общего развития детей и взрослых, это – настоящая катехизация, необходимая на любом этапе церковной жизни православного христианина. Это важное и эффективное средство исцеления наших больных душ. Православное пение удивительно по своей благостности, спокойствию, душевной тишине. Оно умиротворяет душу, дарит нам мир, который многократно возглашает на службе священник. Это величайшее сокровище, наше бесценное наследие, к которому мы, хоть в малой мере, должны приобщаться все.

Святитель Феофан Затворник подчеркивал: «наши богослужебные песнопения все назидательны, глубокомысленны и возвышенны. В них вся наука богословская, и все нравоучение христианское, и все утешения, и все устрашения. Внимающий им может обойтись без всяких других учительных христианских книг». [Феофан Затворник, свт. Собрание писем. Вып. 2. М.: Изд-во Афонского русского Пантелеимонова монастыря, 1898. С. 143.]

Пение Божественной Литургии народом способствует живому вовлечению верующих в активную приходскую жизнь, сближению друг с другом, постижению ими своей веры, высоты, глубины и красоты Православия. Занятия церковным пением для прихожан должны стать обязательной частью работы тех воскресных школ, которые хотят и могут себе это позволить.


Урок церковного пения
в воскресной школе Спасо-Парголовского храма

В связи с этим, нельзя не вспомнить о главном Просветительском Центре нашего города, о Духовной Православной Академии, которая готовит священнослужителей, иконописцев и руководителей (регентов) церковных хоров для Русской Православной Церкви. В этом году исполнилось 40 лет со дня основания Регентского отделения при ЛДА. С благословения митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима, архиепископ Кирилл, ныне Патриарх Московский и всея Руси, будучи ректором Духовных школ «тайно образующе» открыл Регентский класс в 1978 году. В те годы это было невероятным событием, чтобы девушки учились в Духовных школах и получали вместе с музыкальным и богословское образование.


Воспитанницы регентского класса

Сейчас это учебное заведение, реализующее программу высшего образования - Факультет Церковных Искусств, которое готовит преподавателей школ, и регентов богослужебных хоров РПЦ, способных принять участие и в просветительской деятельности приходов посредством церковно-певческого искусства, приобщая людей к полноте жизни в Церкви.

Традиция катехизации в Спасо-Парголовском храме
Санкт-Петербургской митрополии

Сегодня церковно-просветительская деятельность приходов нашей Епархии многообразна. Семена, посеянные священнослужителями и катехизаторами в конце 1980-х годов, пали на благодатную землю и принесли свои плоды. При соборах и храмах открылись церковно-приходские воскресные школы для взрослых и детей, которые занимаются духовно-просветительской, образовательной деятельностью.

В 1991 году при Спасо-Парголовском храме трудами протоиерея Василия Лесняка начала работать Воскресная школа, которая существует уже 28 лет. В 1993 году при школе был организован детско-юношеский хор и любительский хор из прихожан храма, которые до сих пор систематически поют за богослужениями в храме.

С 2015 года проводятся уроки по церковному пению, а с 2017 года, по благословению настоятеля храма протоиерея Романа Ковальского, который неустанно заботится о школе, два раза в месяц проходят Литургии с общенародным пением в нижнем храме в честь Архистратига Михаила.

Сегодня духовно-просветительская деятельность Спасо-Парголовского храма, как многих других приходов огромна. Это и многообразная образовательная деятельность прихода. Это и служба приходского консультирования.


Служба приходского консультирования

Ведется подготовка к Таинствам Крещения и брака (оглашение и катехизация). Осуществляется взаимодействие с общеобразовательными школами, это и консультационный центр «Родник» (дошкольное и школьное отделение), работает приходская библиотека.

Очень активно работает клуб «Ратоборец». При храме действует приходская община «Забота», которая занимается помощью больным, малоимущим, на их плечах лежит организация общеприходских мероприятий.


Собрание приходской общины «Забота»

Сегодня школу посещают большое количество детей и взрослых. Но вся эта огромная катехизаторская деятельность прихода не должна заслонять собой Бога.

Митрополит Меркурий, председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации говорил: «Нельзя думать о том, что какой-то человек способен привести кого-либо к Богу. Никто из нас никого к Богу не приведет до тех пор, пока Господь Сам не призовет». Все что Бог дает человеку через Таинство Крещения, это только начало пути Богоискания. Церковь предлагает методы и формы (посещение богослужений, молитвы, покаяние, исповедь, причастие, паломничества и многое другое).

В чем состоит задача людей, которые занимаются просвещением на приходе? Задача состоит в том, чтобы не помешать встрече человека с Богом. Важно, чтобы катехизацией на первых порах занимались священнослужители, обладающие духовным опытом раскрытия душ человеческих.

Отец Иоанн (Крестьянкин) говорил: «настало время утешительных пастырей». Утешить человека, поговорить с ним по душам, выслушать его рассказ о жизненных проблемах, вникнуть в них. Но в тоже время, священник не должен заслонять собой Бога-Солнца правды. Здесь вспоминаются слова древнегреческого философа Диогена, которые были сказаны царю Македонии и выдающемуся полководцу Александру Македонскому, который решил навестить его: «Отойди, ты заслоняешь мне солнце». Все, кто занимается катехизацией народа, должны так настроить человека, чтобы он приходил в храм по любви, а не по принуждению. Чтобы он находил ответы на вопросы, которые возникают в его духовной жизни, которая есть путь искания и познания Бога.

Заключение

Перед всей Православной Церковью стоит задача воспитать ревностных священнослужителей, для которых проповедь, миссионерская и катехизаторская деятельность станут неотъемлемой частью их служения.

Завершая работу на тему: «Проблемы катехизации на приходах Русской Православной Церкви», необходимо вспомнить слова из доклада Святейшего Патриарха Кирилла сказанные им на Епархиальном собрании 20 декабря 2019 года в Москве. Обращаясь к священнослужителям Русской Православной Церкви, Патриарх сказал: «В жизни всех приходов имеется общее и главное – это совершение богослужения, и в первую очередь – Божественная литургия. Внешняя активность прихода, будь то в социальной или молодежной сфере, важна. Но она приобретает смысл и значение лишь тогда, когда так или иначе связана с объединением прихожан вокруг Евхаристической Чаши».