По благословению настоятеля Спасо-Парголовского храма протоиерея Романа Ковальского, обновлены интерьеры крестильного придела Спасо-Парголовского храма.
![](/_pu/271/03933510.jpg)
2 июля 2016 года был освящен нижний крестильный придел Спасо-Парголовского храма, в честь Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.
Построенный по проекту А.К. Кузьмина храм выполнен в русско-византийском стиле. Внутреннее убранство также выдержано в рамках русско-византийской эстетики, воссоздаваемой изящным и не самым очевидным путём.
Обычно византийский стиль характеризуется «торжественной парадностью», роскошью, рождаемой многоцветием мозаик и полихромного мрамора, обилием золота во фресках, богатством коврового орнамента насыщенных оттенков, сложной резьбой, украшающей тёмную мебель, огромными люстрами-паникадилами.
Интерьеры же крестильного предела, хотя и включают в себя характерные для византийского стиля колонны, отличаются простотой и светлой ясностью. Византийский элемент в нём возникает благодаря мозаикам. Их стилистика отчасти вдохновлена образами, обнаруживающимися в произведениях белокаменной резьбы Владимиро-Суздальских храмов.
![](/_pu/271/33918202.jpg)
В рельефном декоре Храма на Нерли, Георгиевского, Успенского и, конечно, Дмитриевского собора мы встречаем высеченных из камня святых, животных, птиц, растения. Народная фантазия переплетается с византийскими преданиями, рождая средоточие русско-византийской мифологии.
Техника резьбы по камню в древнерусской традиции сближается не с объёмной скульптурой, которая не имела широкого распространения, а с плоской резьбой по дереву, черпает образы, в том числе из шёлковых византийских тканей, изображавших птиц, грифонов и львов, заключенных в круги растительного орнамента.
Поэтому образы белокаменной резьбы прекрасно живут, будучи перенесёнными в мозаику. Поддерживается такое художественное решение и резьбой на мраморных киотах, белым мрамором иконостаса и обрамления, визуально напоминающего белый камень Владимирско-Суздальского зодчества.
Мозаики крестильного придела сдержаны как в колористическом, так и в композиционном плане. Мастера использовали для их создания спокойные природные цвета, деликатно включая золотые элементы, гармонично перекликающиеся с золотом икон палехской школы. Сюжетные композиции вписаны в геометрические основы, что, вкупе с их разреженностью, светлым мозаичным фоном, заполняющим большую часть поверхности стен, и введением в декоративную программу спокойного растительного орнамента, создаёт эффект, в чём-то сходный с интерьерами христианских катакомб.
Такое художественное решение наполняет интерьер храма ощущением простора, воздуха, света, в котором существуют потрясающе живые, непосредственные мозаичные образы.
Заалтарная мозаика изображает Престол уготованный с Евангелием и голубем, символизирующим Святой Дух. Это классическая иконография Эпитимасии, традиционно располагаемой как раз за алтарём.
![](/_pu/271/12220186.jpg)
Над жертвенником – Агнец Божий, устоявшийся символ жертвы Христовой, обладающий при этом замечательно выразительными качествами не только знака, но конкретного, живого образа.
![](/_pu/271/02529061.jpg)
Такая же амбивалентность характерна и для изображённых в центральной части храма львов, павлинов и голубей, одновременно существующих в качестве эмблем, принятых в христианстве, и органично живущих в пространстве мозаики.
Мозаики баптистерия, изображающие павлинов, грифонов и львов, отличаются большей условностью и декоративностью. Их цветовая гамма насыщеннее, в них больше декоративности. Такое решение акцентирует символическую функцию изображений. Отметим, что все присутствующие на стенах баптистерия животные могут восприниматься как символические изображения Христа.
![](/_pu/271/45922411.jpg)
Павлин, исходя из книги графа Уварова «Христианские символы», ассоциируется с фениксом, аллегорически воплощая Воскресение Христово.
![](/_pu/271/30062105.jpg)
Грифон, согласно Исидору Севильскому, своей львиной частью символизирует царскую природу Христа, а орлиной его вознесение на небеса, следующее за воскресением.
Лев также может символизировать Христа, воплощая, как упоминалось выше, его царственную природу и могущество.
![](/_pu/271/43083970.jpg)
Мозаика, расположенная напротив баптистерия, сильно отличается и от символически-декоративных изображений самого баптистерия, и от образов, вдохновлённых Владимирско-Суздальской резьбой. Это икона «Крещение Господне», выполненная в пределах традиционной иконографии.
![](/_pu/271/17788048.jpg)
Она, также, как изображения Агнца и прочих тварей, построена на совмещении жизнеподобия с условностью, но некоторое движение в сторону реалистичности в передаче фигур Христа, Иоана Крестителя и ангелов работает совсем не так, как в остальных мозаиках. Придание условным фигурам, расположенным на золотом фоне, лёгкого элемента натурности не вносит в мозаику зерна детской радости, как в случае с изображениями животных. Напротив, настроение иконы от этого приобретает дополнительную серьёзность, рождает осознание важности показанного события. Это, безусловно, особенно уместно, поскольку устройство баптистерия предполагает крещение в нём людей осознанного возраста, чьё отношение к обряду должно, помимо радости, включать и понимание совершающегося обряда.