По благословению настоятеля Спасо-Парголовского храма протоиерея Романа Ковальского приход подготовил все необходимые документы в епархиальную комиссию по канонизации священномученика протоиерея Стефана Черняева (1886-1937), бывшего настоятелем нашего храма в годы гонений, для прославления его в лике священномученика.

Черняев Стефан Иванович родился 24 января 1886 года в городе Пскове в обычной крестьянской семье. После нескольких лет обучения в школе, Стефан со своим старшим братом Сергием решает посвятить себя Богу. Они поступают сначала в Псковское Духовное училище, а затем в семинарию.

Удивительно, как им это удалось… ведь в то время крестьянским детям поступить в духовное заведение было практически невозможно – туда принимали обычно детей из знатных сословий или детей священников.

После успешного окончания семинарии, Стефан решает ехать в Петербург. В октябре 1906 года Стефан Иванович прошел испытания и поступил в Духовную Академию, став одним из 77 зачисленных студентов. Следующие 4 года он постигал богословские науки уже в стенах Петербургской Академии, которую также успешно окончил.

В октябре 1910 года по решению епархиального начальства, кандидата богословия Черняева Стефана определили штатным псаломщиком в Успенскую Спасо-Сенновскую церковь. С этого момента началось его служении Святой Церкви…

Вскоре он женился на Антонине Федоровной Никифоровой, дочери потомственного почетного гражданина. У них было четверо детей: два мальчика и две девочки.

Почти три года Стефан Иванович нес послушание псаломщика в Успенской церкви. В августе 1913 года он принял сан дьякона, а через несколько месяцев его перевели в Спасо-Бочаринскую церковь.

В конце того же года отца Стефана назначают на ответственное послушание – он участвует в сооружении храма на Иоанно-Богословском кладбище.

Летом 1916 года в Троицком соборе Александро-Невской Лавры за Божественной Литургией, митрополит Питирим рукоположил диакона Стефана во священники, а уже через несколько дней его наградили набедренником.

Незадолго до революции, в июне 1917 года отца Стефана перевели в церковь Петра и Павла. Храм располагался на углу 2-го Муринского и Институтского проспекта, около Круглого пруда, это было недалеко от дома семьи Черняевых. Впоследствии его назначат настоятелем этого храма.

После прихода большевиков к власти, начались притеснения Церкви, в результате чего жизнь духовенства стала очень и очень тяжелой. Bсключением не стал и Стефан Иоаннович. Батюшке ничего не оставалось, как пойти подрабатывать на железную дорогу, чтобы хоть как-то прокормить семью.

В августе 1930 года он был первый раз арестован по надуманному делу, и пробыл под стражей почти полгода, вместе с ним тогда пострадало 27 священников.

Вся жизнь батюшки была наполнена скорбями. Cначала отошел ко Господу его младший сын, а в 1932 году от тяжелой болезни скончалась матушка Антонина. По рассказам очевидца, батюшка очень переживал. Антонину Федоровну он похоронил на том самом Иоанно-Богословском кладбище, где был построен храм при его участии. Сохранилась могилка матушки с надгробием, которую батюшка обустроил своими руками.

В августе 1935 года церковь Петра и Павла закрыли и протоиерея Стефана назначили настоятелем Спасо-Парголовского храма, на место отправленного в ссылку отца Алексия Грацианова.

Отец Стефан был хорошим, добрым, любвеобильным пастырем – прихожане его очень любили.

Летом 1937 года секретный агент спецслужб, пользуясь доверием батюшки, побывал у него дома и хитростью спровоцировал его на нужные ему разговоры. После чего написал донос, в которомдавал характеристику на отца Стефана. Удивительно как пишет человек, ненавидящий Церковь о батюшке: он его высмеивает, называя отца Стефана неудачником за то, что он не хочет «начальствовать» и не умеет «хитрить» как другие. А в конце добавляет, что батюшка добрый, миролюбивый… и хороший проповедник.

Вскоре после этого, в Ленинграде началась безумная карательная операция по уничтожению «неугодных антисоветских элементов» – планировалось расстрелять не менее 4000 человек и сослать на каторгу 10000 человек. Настало время «Большого террора» …

Отец Стефан оказался в числе первых. 9 октября 1937 года был выписан ордер на обыск и арест батюшки, в тот же день его арестовали. Было три страшных допроса с применением пыток.

Из документов уголовного дела видно как мужественно вел себя отец Стефан: он не пошел на сделку с совестью – и отказался быть доносчиком, предателем Церкви, предателем Бога. Всех своих близких он пытался как-то оградить, скрывал их местонахождение и вообще говорил, что не поддерживает с ними связь.

Через несколько дней он был осужден тройкой НКВД за антисоветскую агитацию. А ведь батюшка просто говорил правду… Правду о том, что власти закрывают храмы, гонят священников и их детей. Этого было более чем достаточно для вынесения смертного приговора.

Приговор был вынесен 4 ноября, а 12 ноября приведен в исполнение, в тот день было убито 89 человек, протоиерей Стефан был 75-м в списке.

По имеющимся данным тела расстрелянных свозили на территорию тайного могильника НКВД в поселке Левашово, сейчас это Левашовское Мемориальное кладбище. Настоящий Христианин, добрый пастырь, воин Христов отец Стефан Черняев покоится там же, справа от входа…

Почитание протоиерея Стефана Черняева постоянно возрастает и уже вышло за пределы прихода.

Просим ваших молитв об успешном завершении прославления нового святого!