Марина Гаталова

«Я видел святой город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего» (Откр. 21:2)

13-14 января 2018 года прихожане Спасо-Парголовского храма под духовным руководством протоиерея Сергия Ашитка совершили паломническую поездку к православным святыням Москвы.

Программа поездки называлась «Москва-сердце России. К молитвенникам земли русской». Из центра столицы началось наше знакомство с великими православными святынями. Мы прошли пешком по улице, носящей название Варварка. В разные времена эта улица называлась Варьская или Варварская, а в советские времена - улицей Разина. Правую сторону улицы составили здания, сохранившиеся после сноса Зарядья.

Варварка - старинная улица Большого посада, древнейшего торгового центра Москвы. Позднее здесь разместилась территория Китай-города. Название улицы произошло из-за расположенного на ней храма святой великомученицы Варвары, которая почиталась как покровительница торговли. Первый храм в честь святой великомученицы Варвары был деревянным и возведен в начале 16 века по заказу купцов, выходцев из Судака (Сурожа). Позднее был построен новый каменный храм, святыней которого являлся чудотворный образ святой Варвары. Новое здание храма было построено в конце 18 начале 19 века (1796-1804 гг.). За историю существования храм дважды был разграблен и поруган. Во время нашествия Наполеона в нем размещалась конюшня, а в советское время – складские и конторские учреждения. Храм возвращен Русской Православной Церкви в 1991 году и в нем возобновлены богослужения.

На этих землях с 15 века жили переселенные псковичи. К названию возведенных здесь храмов добавляли «на Псковской горке». При князе Василии-III была возведена пятиглавая церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Во время пожара в 1812 году она сгорела, и в 1818 году на ее месте был возведен трехпридельный храм из красного и белого камня. Приделы храма освящены в честь Покрова Пресвятой Богородицы, святого великомученика Георгия и святителя Петра митрополита Московского. В советский период в храме размещался склад и Общество по охране памятников исторического и культурного наследия. В 1991 году храм возвращен Церкви. Он освящен во имя святого великомученика Георгия Победоносца. Службы в нем возобновились в 2005 году.

К достопримечательностям Варварки относится собор во имя иконы Знамения Божией Матери - единственный из сохранившихся храмов ранее расположенного на этом месте Знаменского монастыря. Монастырь был основан по указанию царя Михаила Федоровича на землях, принадлежавших роду Романовых. При пожаре 1668 года многие строения монастыря пострадали. В 1679 году был возведен каменный собор, сохранившийся до нашего времени. Святыней собора была икона Знамения Божией Матери Новгородская, принадлежавшая роду Романовых. В 1929 году монастырь был закрыт, а его строения использовались под жилье. В 1967 году в бывшем монастыре был открыт лекционный зал. С 1992 года в Знаменском соборе возобновились богослужения. Собор также является музеем. Кроме собора от Знаменского монастыря сохранились колокольня и келейный корпус. Собор является Патриаршим подворьем Китай-города.

На Варварке также сохранился храм во имя святого Максима Блаженного (Исповедника), построенный в 17 веке на средства купцов, тезоименитых святому Максиму. После пожара 1737 года храм был восстановлен. В 1829 году была возведена колокольня. В богоборческое время храм был закрыт, главы его снесены. С 1994 года богослужения в храме возобновлены.

По празднично украшенным улицам Москвы мы добрались до величественного и необыкновенно красивого собора Василия Блаженного.

Собор во имя Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, более известный как собор Василия Блаженного, возведен в 1555-1561 г.г. и входит в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

С этим собором связано много легенд и исторических загадок. Имена архитекторов, построивших собор в 1555-1561 году, достоверно неизвестны. Согласно летописям это русские мастера Барма и Постник. Существует легенда о том, что после окончания строительства они были ослеплены, чтобы никогда больше не смогли построить подобного храма. Однако историки допускают возможность того, что архитектором мог быть западноевропейский мастер, специально приглашенный для этого. Храм построен в сочетании традиций русского и европейского (эпохи Возрождения) зодчества. Согласно одного из преданий храм должен был стать копией семибашенного храма Влахернского монастыря с Церковью Пресвятой Богородицы, в которой было явлено чудо Ее Покрова. Согласно другого - храм символизировал Небесный Иерусалим и являлся образом этого святого города. Храм построен вблизи рва глубиной 13 м и шириной 36 м, проходившего вдоль стены Кремля и служившего оборонительным укреплением. Отсюда и название собора - во имя Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву. По существу собор объединяет на одном основании 10 церквей (приделов). Некоторые из них освящены в честь святых, память которых поминалась в дни сражений за Казань. Центральный придел освящен во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Другие приделы освящены во имя Святой Троицы, Входа Господня в Иерусалим, во имя святого Николы Великорецкого, во имя Трех Патриархов (Александра, Иоанна и Павла Нового), во имя святого Григория Армянского, во имя святых Киприана и Иустинии, во имя святого преподобного Александра Свирского, во имя святого преподобного Варлаама Хутынского. В 18 веке собор имел около 18 приделов,так как были перенесены с Красной площади некоторые старые церкви. Придел во имя святого Василия Блаженного – это церковь, возведенная над местом захоронения Василия Блаженного в 1588 году после его канонизации. Она была единственной отапливаемой и богослужения в ней проводились круглый год, отсюда народное название храма - собор Василия Блаженного.

В этом приделе и ныне почивают святые мощи Василия Блаженного, но не в позолоченной раке, украшенной жемчугами и драгоценными камнями, которая была утрачена в Смутное время, а в другой, по бокам которой изображены события из жизни святого, принявшего на себя подвиг юродства ради Христа. Мы поклонились и пропели величание святому Василию Блаженному, который еще при жизни прославился дарами исцеления и прозорливости. Святого Василия почитали последние цари из династии Рюриковичей – Иоанн IV и его сын Феодор. По желанию царицы Ирины был изготовлен шелковый покров на раку с мощами святого, сохранившийся до нашего времени.

Собор, состоящий из лабиринтов, переходов, уютных приделов, крытых галерей с необыкновенно красивой росписью, которую можно разглядывать часами, не может оставить равнодушным ни одного посетителя.





Нас удивили небольшие размеры приделов, но как оказалось, в большие праздники во время богослужений люди собирались на Красной площади. Лобное место служило аналоем, а приделы собора – алтарями. Для того чтобы каждому были слышны молитвы, возглашающиеся в алтаре, в стены собора были замурованы специальные акустические приспособления – голосовики. А в Праздник Входа Господня в Иерусалим по Красной площади проезжал Патриарх на ослике, ведомом царем.

За время существования собор претерпел пожары, нашествие французской армии, устроившей в подклете конюшню, многочисленные перестройки. Существует предание о том, что восхищенный красотой собора Наполеон вознамерился перенести его во Францию, а когда убедился в неисполнимости своего замысла, повелел взорвать храм. Но взрыва не произошло, так как горящие факелы загасил дождь, однако, повреждения собору были причинены.

С реставрацией и перестройкой собора связаны имена архитекторов Ивана Мичурина, Ивана Яковлева, Осипа Бове.

После революции в собор был признан памятником архитектуры и в нем разместился музей. С 1991 года в соборе в воскресные дни и на 2-й день Светлой седмицы проводятся богослужения.

После экскурсии по собору мы прошли по Красной площади, на которой в эти дни проходило

Во второй половине дня мы посетили Воскресенский ставропигиальный мужской Ново -Иерусалимский монастырь на Истре.

Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь был основан Патриархом Никоном в 1656 году на землях, пожалованных царем Алексеем Михайловичем Валдайскому Иверскому монастырю. Холмистый рельеф и протекающая река Истра способствовали Патриарху Никону воплотить замысел о воссоздании на Руси близ Москвы святых мест Палестины. Холм, на котором был возведен Воскресенский собор, был досыпан, укреплен и получил название Сион. К востоку расположился Елеонский холм, на севере – холм Фавор, река Истра получила название Иордан. При освящении первой деревянной Воскресенской церкви царь Алексей Михайлович взглянув на окрестности с холма Сион, назвал эти места Новым Иерусалимом. В честь этого события был установлен памятный каменный крест. Каменный Воскресенский собор начали возводить в 1658 году. К этому времени опальный Патриарх Никон был удален из Москвы, однако руководил работами по устройству Ново-Иерусалимского монастыря до времени своей ссылки в 1666 году. Монастырь имел свою типографию, огромную библиотеку, в которой имелись даже нотные рукописи. При царствовании Феодора Алексеевича монастырю были дарованы новые земли, и сам царь принимал участие в благоустройстве монастыря и управлении им. В 1681 году Патриарху Никону было разрешено возвратиться, но по дороге в основанный им монастырь, он умер. Патриарх Никон был погребен в Воскресенском монастыре в приделе во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи. Воскресенский собор был освящен в январе 1685 года.

Во время правления императора Петра I состояние монастыря ухудшилось. Царем был уменьшен штат монахов и увеличены отчисления в государственную казну. Улучшение наступило при царствовании Елизаветы, которая выделила большие средства на ремонт Воскресенского собора, и при царствовании Екатерины- II, финансировавшей восстановительные работы после пожаров в 1762 и 1792 годах. В 19 и начале 20 века Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь стал центром русского паломничества.

Среди настоятелей монастыря были священномученик Серафим Чичагов (в то время носивший сан архимандрита) и епископ Трифон Туркестанский.

В 1919 году монастырь был закрыт. С 1921 года в нем размещался музей. В 1941 году монастырь был поруган и разграблен, а Воскресенский собор взорван фашистскими оккупантами. С 1959 года началось восстановление монастыря, и в нем был вновь открыт музей. В 1994 году был вновь открыт Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь.

Святынями Воскресенского собора являются места спасительных Страстей Господних - Темница Господня, Святая Голгофа, Камень миропомазания, Место погребения и Воскресения Спасителя (Кувуклия), место обретения Животворящего Креста Господня, которым мы поклонились.



С историей обители мы познакомились в музее, который ранее располагался в самом монастыре, а с 2012 года – в новом, специально построенном здании. В музее хранятся уникальные реликвии, относящиеся к разным периодам существования монастыря: церковная утварь, облачение, иконы, колокола, древние книги, в том числе и Святое Евангелие. Сохранились реликвии, связанные с именем основателя монастыря – Патриарха Никона (фрагмент его омофора, освященный им антиминс, книги из собранной им библиотеки, иконы). Сохранились подарки монастырю от царской семьи. Нам были показаны макет монастыря, хроника о разрушении монастыря фашистами в 1941 году, фильм о восстановленном монастыре.

Одной из святынь монастыря, хранящейся в музее, является икона «Господь Вседержитель с припадающими митрополитом Филиппом и Патриархом Никоном», написанная в 1657 году в связи с принесением Патриархом Никоном из Соловецкого монастыря святых мощей митрополита Филиппа.

Использованы фотографии паломниц Татьяны Гультяевой, Людмилы Тиуновой и Марины Гаталовой.

Продолжение здесь