Во второй половине октября 2018 г. прихожане Спасо-Парголовского храма под духовным руководством протоиерея Александра Зелененко посетили Святую Землю.

Паломничество можно определить, как путь к святыням, познание истории, прикосновение к Богу и укрепление духа и веры. В широком смысле это путь к обретению себя, именно поэтому оно так важно и так необходимо людям.

Наше паломничество на Святую Землю пришлось на замечательное время – середину октября, когда сезон дождей еще не начался, а сильная жара уже спала. В аэропорту Бен-Гурион нашу группу встречает инокиня Горненского монастыря сестра Евфалия и мы сразу же отправляемся по святым местам. И первой нас ждет Лидда (Лод) со своим Храмом и гробницей св. великомученика Георгия Победоносца – город - родина святого великомученика.


Гробница Георгия Победоносца

Первую церковь на этом месте возвели в V-VII вв., возможно на фундаменте более раннего храма. Церковь неоднократно разрушалась мусульманами, несмотря на почитание ими вмч. Георгия, восстанавливалась византийцами и крестоносцами, снова разрушалась уже землетрясениями. В 1870 г., после спора между греками и францисканцами, святыня была признана владением Иерусалимской православной церкви. В 1871 г. Иерусалимский патриарх Кирилл II обратился с воззванием к российским кавалерам ордена св. Георгия с просьбой о пожертвованиях на восстановление Георгиевской церкви. На средства, выделенные правительством Российской империи, была возведена новая церковь, освященная 3 ноября 1872 г.

Гробница, в которой были положены мощи великомученика, сейчас расположена в крипте православного храма. В самом храме находятся «святые узы» — вериги, или железные кандалы с цепью, в которых по преданию святой был прикован в темнице. В храме Георгия Победоносца существует необычная традиция. Православные паломники, помолившись, добровольно надевают кандалы. И мы не стали исключением. Говорят, что это оказывает исцеляющее действие при любой хвори.

Здесь же находится чудотворная икона Пресвятой Богородицы Лиддская. Этот образ нерукотворный - он чудесно изобразился на одной из колонн храма во время соборной молитвы.

Частица мощей святого Георгия Победоносца находится в серебряном ковчежце в центральном приделе слева от царских врат, и выносится верующим для поклонения. Отец Александр помазывает нас перед святым ковчежцем с мощами, и мы продолжаем наш путь.

Мы направляемся в Яффу (по-гречески Иоппия), древнейший в мире морской порт, по преданию его название происходит от имени сына Ноева Иафета, который основал здесь город после потопа. Именно через порт в Яффе паломники прибывали на Святую Землю. Здесь апостол Петр воскресил праведную Тавифу. Праведная Тавифа жила в Яффе до конца своих дней и была погребена здесь же, в пещере. В 1868 году участок земли в Яффе, где была гробница праведной Тавифы, приобрел начальник Миссии архимандрит Антонин (Капустин). В 1888 году в присутствии Великих Князей Сергея и Павла Александровичей Романовых и Великой Княгини Елисаветы Феодоровны на русском участке было положено основание будущему храму. В 1894 году храм был освящен Патриархом Иерусалимским Герасимом в честь праздника Поклонения честным веригам святого Апостола Петра.

При входе в монастырь нас встречает большая и очень красивая мозаичная икона святой праведной Тавифы. Фотографируемся все вместе у иконы. Все вокруг здесь радует глаз: и огромный фруктовый сад, и павлины, чувствующие себя здесь вольготно, и разноцветные попугаи, перелетающие с дерева на дерево, и создающие веселый жизнерадостный гам.


У горбницы праведной Тавифы


После помазывания у гробницы, мы молимся в храме, в нем прохладно и сумрачно, и достаточно просторно, что удивительно, снаружи храм смотрится совсем маленьким.

Умиротворенные, мы покидаем это святое место, где нет суеты и прекрасно дышится, и отправляемся в Вифлеем, в гостиницу для паломников, где нас ждет ужин.

Ранним утром второго дня на Святой Земле мы выезжаем из гостиницы в Галилею.

Первым посещаем Назарет, церковь Архангела Гавриила. Церковь построена на Святом источнике, к которому приходила за водой Дева Мария. Источник находится в крипте, к нему ведет древняя каменная лестница. В полу – отверстие, обрамленное серебром, оно и составляет устье колодца, у которого, по преданию, произошло первое приветствие Архангела Деве Марии, сказавшего: «Радуйся, благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами». Над источником – чудотворная икона Благовещения. Поем тропарь и кондак Благовещению, набираем святую воду и далее держим путь в Кану Галилейскую, где Господь совершил первое из Своих чудес: претворил воду в вино на свадьбе Симона Кананита.


Назарет, церковь Архангела Гавриила

Мы посещаем крипту католического храма, где можно увидеть один из древних каменных сосудов, а также раскопки древнего здания. Возможно, это развалины древнего храма или дома новобрачных, который, по преданию, находился на этом месте. Над раскопками древнего жилища мы слушаем Евангелие и поем величание апостолу Симону.

Вино Каны Галилейской считается лучшим в Святой Земле. Мы по традиции покупаем его в местной лавке.

Далее направляемся к горе Фавор. Именно эта гора отождествляется с «высокой горой», на которой произошло одно из ключевых Евангельских событий - Преображение Господне. Апостолов, видевших это чудо, ощутивших дивное присутствие Божественной благодати, охватило непреодолимое желание не покидать гору Фавор. Поэтому Петр предложил всем остаться здесь: построить жилища – три кущи и не возвращаться туда, где правят злоба, зависть и ненависть, несущая угрозу жизни их Учителя.


Гора Фавор

Почитание горы Фавор как места Преображения Иисуса было положено Святой равноапостольной царицей Еленой.

Эта почти 600-метровая гора является украшением Святой Земли. Она видна за многие километры и всегда была ключевой стратегической высотой. Христианские храмы на горе Фавор переживали мрачные дни, они разрушались, восставались из руин и снова предавались разорению. В 1263 году по приказу султана Бейбарса храмы и монастыри были полностью срыты, христиане на несколько веков покинули гору Преображения.

До 17 века лишь единичные паломники поднимались на гору, но в 1631 году друзский эмир милостиво позволил монахам-францисканцам начать раскопки на месте разрушенных храмов. Это стало точкой отсчета новой жизни для святого места. В 1862 году тут появилась православная обитель благодаря усилиям скромного молдавского священника – архимандрита Иринарха, его дело продолжил воспитанный им ученик, старец Нестор. Строительство храма и монастыря во многом велось на деньги, присылаемые из России.

Автобус подвозит нас к подножию горы, далее только на «маршрутках». На вершине горы находятся два монастыря: православный греческий женский монастырь Преображения Господня и католический францисканский мужской монастырь и в маршрутке важно правильно ответить на вопрос водителя, из какой вы страны, иначе может завезти не туда. Нас, видимо, понял неправильно, повез в католический монастырь и только со второй попытки мы попали в греческий православный монастырь.

Дорога наверх — крутая и узкая, но местные водители, настоящие виртуозы, умудряются мастерски расходиться на очень узких участках. По дороге нам встречаются паломники, которые предпочли пройти путь к вершине пешком, несмотря на жару и расстояние.


Гора Фавор, перед входом в монастырь

Территория монастыря очень красиво устроена: клумбы, полисадники, посадки олеандров и бугенвилий. В центре - храм Преображения Господня, привлекающий своими расписными сводами, фрагментом верхушки горы Фавор, на котором стоял Христос в момент Преображения и чудотворной бумажной иконой Богородицы, называемой "Неувядаемый цвет". В храме отец Александр читает Евангелие о Преображении Господнем, чтобы освежить в нашей памяти те события, которые произошли на этом месте.

На территории монастыря находятся три символические палатки-кущи, которые Апостол Петр предложил поставить на этом месте Христу: «Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии» (Мф. 17, 4). Там мы с большим воодушевлением всей группой отслужили благодарственный молебен.


Три символические палатки-кущи

Все мы здесь ощущаем присутствие Бога и очень хотим стать свидетелями чуда, увидеть загадочное облако, покрывающее это священное место ежегодно 18 августа, за сутки до начала праздника Преображения Господня.

Далее посещаем город Капернаум, название которого можно перевести как "деревня Наума". Это город, в котором Спаситель преимущественно жил, учил, где он сотворил множество чудес. Белый храм с красными куполами, освященный в честь Двенадцати Апостолов, утопает в зелени роскошного сада, разбитого вокруг него. Здесь можно увидеть даже павлинов, свободно расхаживающих по территории обители. Прекрасно выполненные росписи храма изображают различные события и чудеса, совершенные Господом в Капернауме и его окрестностях.


Капернаум. Храм 12 апостолов


Павлин

На берегу Галилейского моря (или, иначе, Тивериадского озера, или Генисаретского озера, или в современной израильской географии — озера Кинерет) в ресторане нас угощают «рыбкой Святого апостола Петра». Эта рыба до сих пор в изобилии водится в этой местности.

По дороге в Магдалу проезжаем гору Блаженств. Эта гора, на которой Спаситель произнес Свою Нагорную проповедь, расположена рядом с Капернаумом на северном побережье Галилейского моря. Начинается проповедь с заповедей Блаженств, отчего эта гора и называется горой Блаженств.

Сейчас на вершине горы Блаженств находится францисканский женский монастырь.


Гора Блаженств

Местечко Магдала расположено на берегу Галилейского моря. Здесь было селение, в котором родилась и жила св. равноапостольная Марии Магдалины, потому и названная по названию данного места.


Магдала. Подворье Горненского монастыря

Сейчас здесь находится подворье Горненского монастыря с маленьким храмом, освященным в честь равноапостольной Марии Магдалины и пещерной часовней в честь пророка Илии. Стены внутри храма расписаны фресками в византийском стиле, изображающими Евангельские события, происходившие у Галилейского озера. Участок этот, удивительный по своей природе и красоте, был приобретен для Русской Духовной Миссии архимандритом Антонином (Капустиным) в конце XIX века.

На территории подворья располагается большой сад с грейпфрутовыми деревьями, несколько святых источников: глазной, источник Марии Магдалины, по преданию, у него Господь исцелил Марию Магдалину, изгнав из нее семь бесов, а также целебный родоновый источник с маленькими рыбками. Окунувшись в источники и искупавшись в Галилейском море мы, уставшие, но довольные, возвращаемся в гостиницу, и готовимся к предстоящей Божественной Литургии.

3 день на Святой Земле начинается ранним утром с литургии в Храме Успения Пресвятой Богородицы в Гефсимании, что у подножия Елеонской горы. Именно там расположена гробница Пресвятой Богородицы с церковью над ней, которая почитается как место ее погребения. Храм находится под землёй, от входа вниз ведет широкая каменная лестница из 48 ступеней. Внутри гробница устроена как небольшая кувуклия, наподобие той, что в Храме Воскресения Христова. Согнувшись в поклоне, мы входим внутрь гробницы. Здесь находится вырубленная из скалы погребальная скамья, на которой пребывало тело Богородицы до вознесения на небо. По Успении тело Пресвятой Богородицы было вознесено в Небесную славу, поэтому гробница Ее пуста.




Гефсимания. Храм Успения Пресвятой Богородицы

Главный престол находится внутри кувуклии, непосредственно над ложем Божией Матери. Престол принадлежит Греческой православной церкви, но Армянская апостольская церковь тоже имеет право совершать в нём службы.

При спуске по лестнице справа находится придел в честь святых Иоакима и Анны, родителей Богородицы, а с левой стороны место погребения св. праведного Иосифа Обручника.


Придел святых Иоакима и Анны

Божественная литургия совершается на греческом языке, но все настолько узнаваемо, что кажется, что на нас сошли языки пламени и мы, как и апостолы, стали понимать неизвестный нам язык и возгласы «Ки́рие эле́йсон!», «Докса си, Кирие, докса си!» перестали быть для нас бессмыслицей. Местному духовенству сослужил отец Александр, который произносил некоторые молитвы, а также читал Евангелие на церковнославянском языке, что помогало нам чувствовать единство в нашей общей молитве.

Причастившись святых Христовых тайн, в глубине храма за гробницей, мы возносим молитву перед Иерусалимской иконой Божией Матери, которая находится за гробницей в каменном киоте на возвышении. Эта икона прекрасного русского письма, от которой трудно отвести глаз, написана русской монахиней Горненского монастыря. Имеется множество свидетельств о чудесах и исцелениях, явленных Божией Матерью по молитвам к ней перед этим дивным образом.


Иерусалимская икона Божией Матери

Затем, мы держим путь к Иордану. Река Иордан берет свое начало в источниках на горе Хермон, что на севере Палестины и впадает в Галилейское море, протекает через него, не смешиваясь с его водами, и далее, протекая еще около 500 км, впадает в Мертвое море. Здесь проповедовал Иоанн Креститель и проповедь его начинается словами: "Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное". Здесь Иисус принял Крещение и на Него сошел Дух Святой, воды Иордана пошли вспять. Это знамение с тех пор повторяется ежегодно: накануне Крещения православные пускают по реке деревянные кресты с зажженными свечами, река уносит их в Мертвое море, а 19 января неизменно приносит обратно! В этот же день обычно пресная вода Иордана становится соленой из-за его течения вспять.

Погружение в священные воды реки Иордан, как и для тысяч других паломников, стало для нас неотъемлемой частью нашего пути. Пропев тропарь праздника Крещения, мы троекратно, с головой погружаемся в довольно холодные воды Иордана.


Иордан

Мы, погружаясь, конечно, не крестимся заново, но все-же выходим из воды обновленными людьми.

Обновленные мы направляемся в Иерихон, к сорокадневной горе. Эту гору древняя христианская традиция связывает с тем местом, куда Христос удалился после Своего Крещения, на 40 дней для поста и уединенной молитвы, а после был искушаем дьяволом. В этих местах с древности селились монахи. Здесь много пещер, в которых подвизались отшельники. Первый монастырь был построен на Сорокадневной горе в 340 году. После персидского разорения он перестал существовать и восстановлен был только в конце XIX века. Монастырь носит название «Каранталь» и является православным греческим. В монастыре в настоящее время из насельников остался только один монах. У подножия горы мы слушаем Слово Божие, вспоминаем события, происходившие на Сорокадневной горе. Вспоминаем то, как Безгрешный Христос отверг искушения, сказав: «Отойди от Меня, сатана!» Каждый, наверное, подумал про себя: «А могу ли я проявить подобную стойкость?!».

В Иерихоне и его окрестностях есть места, связанные с деятельностью пророков Илии и Елисея. Господь неоднократно проходил через Иерихон, следуя из Галилеи в Иерусалим и обратно. Евангелие упоминает о нескольких чудесах, совершенных Спасителем в этих местах. Здесь Он исцелил слепого Вартимея, который взывал ко Господу словами: "Иисусе, сыне Давидов, помилуй мя!" (Мк.10:46-52). Здесь же произошла встреча Господа с Закхеем, мытарем, грешным человеком, настолько захотевшим увидеть Христа, что, теснимый толпой, он влез на дерево, так как был мал ростом. Он забыл о своем положении, о своем достоинстве, им двигало только неудержимое желание хоть издали увидеть Иисуса. И Господь вошел в дом к нему, и эта встреча Закхея с Христом изменила всю его дальнейшую жизнь, он принял Крещение и стал апостолом от 70-ти.

Дерево Закхея предстало нам в виде большого раскидистого плодового дерева сикомор на участке Русской Духовной миссии в Иерихоне, на котором сейчас подвизаются сестры Горненской обители. На этом участке раскинулся огромный сад из финиковых пальм, винограда и цитрусовых, а также располагаются небольшие интересные раскопки.


Дерево Закхея

По возращении из Иерихона, мы посетили мужской монастырь св. прп. Герасима Иорданского, находящийся неподалеку в жаркой Иудейской пустыне.

Основан монастырь в 455 г., во времена царицы Елены, много раз подвергался разрушениям и восстанавливался. К середине 20 века оказался заброшенным и начал восстанавливаться трудами о. Хризостома, ныне архимандрита и настоятеля начиная с 1976 и по сегодняшний день. Гид рассказала, с какими неимоверными трудами и молитвами к св. прп. Герасиму он из руин возводил заброшенный монастырь.


Монастырь св. Герасима Иорданского

И вот уже мы идем по аллее, ведущей к воротам монастыря, встречает нас чудесный мозаичный образ Иерусалимской Божией Матери и скульптура Льва Иордана.


Мозаичный образ Иерусалимской Божией Матери


Лев Иордан

Житие преподобного повествует нам история о приручении Аввой Герасимом дикого льва, из лапы которого он извлек большую занозу. «Льву дано было имя „Иордан“. После этого он часто приходил к старцу, принимал от него пищу и не отлучался из обители более пяти лет».

Далее мы идем и попадаем во двор храмового комплекса, где светло, уютно и зелено. Заходим в верхний храм, построен в честь св. прп. Герасима Иорданского, где сам преподобный приветствует нас с иконы, становится радостно на душе.

Мы спели тропари и величание св. прп. Герасиму, свв. Зосиме и Марии Египетской, св. Евфимию, поклонились святым иконам и направились в нижний храм, посвящённый Святому Семейству. На этом месте в пещере останавливалось на ночлег Святое Семейство при бегстве в Египет, здесь находится икона Божией Матери Млекопитательница, перед которой отец Александр совершил помазание всех святым елеем.


Икона Божией Матери Млекопитательница

Во дворе храма, по традиции этого монастыря, хозяева любезно угощают всех путников морсом и сухариками.

Благодарим отца настоятеля и всех подвизавшихся в этом оазисе веры и любви! С собою увозим радость мир и покой.

Авторы: Евгения Кундрюкова (основной текст), Елизавета Николаева (о посещении монастыря Герасима Иорданского)

Продолжение рассказа здесь