Во второй половине октября 2018 г. прихожане Спасо-Парголовского храма под духовным руководством протоиерея Александра Зелененко посетили Святую Землю.

Начало рассказа здесь


Монастырь Григория Хозевита

На 4 день на Святой Земле мы отправляемся в Иудейскую пустыню, монастырь преподобного Георгия Хозевита. Монастырь расположен на месте грота, где когда-то на протяжении трех лет скрывался пророк Илия, питаясь пищей, которую ему приносил ворон. Взирая на суровые голые скалы, трудно поверить, что когда-то здесь было много зелени.

Дорога к монастырю довольно сложная. Жара, невероятная сушь, слепящее солнце, пыль. Но за одним из поворотов нашим изумленным взорам открывается удивительный 3-х уровневый комплекс монастыря, непонятно как прилепившийся к скале. И вокруг тут и там разбросаны пещеры, некогда заселенные отшельниками, а теперь пустующие. Ценой каких же невероятных усилий спасались здесь подвижники!


По дороге в монастырь Григория Хозевита

У ворот нас встречает монах-привратник и проводит в прохладную приемную, где угощает кофе, печеньем и холодными напитками, нам это сейчас так необходимо. Отсюда же открывается изумительный вид на окрестности. В скале вырублено три храма: в честь Богородицы, в честь пророка Ильи и часовня святого Стефана.

Святыми настоятелями обители были преподобный Иоанн Хозевит и преподобный Георгий Хозевит, при нем монастырь достиг наибольшего расцвета. В середине XX века в обители подвизался удивительный подвижник - преподобный Иоанн Румын (1913-1960). Его мощи нетленны. Сейчас они почивают в монастырском храме в стеклянной раке. В 1992 году преподобный Иоанн Румын был причислен к лику святых.


Рака с мощами преп. Иоанна Румына

Обратный путь еще сложнее, но местные арабы предлагают паломникам преодолеть его на осликах. Некоторые из нас не преминули воспользоваться этим упрямым способом передвижения. Преподобне отче Иоанне, моли Бога о нас!

Мы возвращаемся в Иерусалим. И нас встречает Русский женский монастырь св. равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании. На склоне Масличной горы возвышается удивительно легкая и красивая церковь во имя св. равноапостольной Марии Магдалины - символ русского присутствия на Святой Земле. Церковь была построена на средства Императора Александра III и Великих Князей Сергея Александровича и Павла Александровича в память об их почившей матери. На освящении церкви присутствовала так же и Великая Княгиня Елизавета Федоровна.


Монастырь Марии Магдалины в Гефсимании

В храме находится чудотворный образ Божией Матери Гефсиманская Одигитрия. Другие ее названия: Неопалимая Купина, Исцелительница, Скоропомощница. Икона подарена митрополитом Гор Ливанских Илией по воле самой Царицы Небесной. От нее поныне истекают многочисленные исцеления.

По обе стороны от алтаря хранятся раки с мощами Великой Княгини Елизаветы Федоровны и ее келейницы, инокини Варвары, принявшими мученическую смерть в 1918 году от рук большевиков в Алапаевске. Отец Александр вновь помазывает нас елеем от лампады у раки с мощами Великой Княгини Елизаветы.


Рака с мощами Великой Княгини Елизаветы Федоровны

На территории обители расположено несколько почитаемых святых мест. Это камень, на который упал пояс Божией Матери, сброшенный Ею в утешение апостолу Фоме, опоздавшему к Ее погребению. Лестница, являющаяся частью древней дороги через Елеон в Иерусалим, по которой, очевидно, ходил Спаситель с учениками и по которой Он совершал Свой торжественный Вход в Иерусалим перед Крестными страданиями. Пещера, в которой отдыхали апостолы во время Гефсиманской молитвы Спасителя и в которой, возможно, неоднократно ночевал и Сам Господь.


Гефсиманский сад

Притихшие и исполненные благодати мы отправляемся в Горненский женский монастырь.


Горненский монастырь

Этот монастырь – самая большая обитель Русской Православной Церкви за пределами ее канонической территории. Расположен он в пригороде Иерусалима – Эйн Кереме. Здесь некогда находился древний «Град Иудов», или «Горняя страна», в котором жили праведные Захария и Елизавета - родители святого Иоанна Предтечи. Здесь родился Пророк и Предтеча Спасителя, Иоанн Креститель. Именно сюда к своей ближайшей и любимой родственнице, поспешила Пресвятая Богородица после Благовещения.

В 1871 году начальник Русской Духовной Миссии архимандрит Антонин (Капустин) приобрел на склоне одного из холмов участок, который впоследствии был значительно расширен. Со временем здесь образовалась женская монашеская община. В 1883 году был построен храм в честь Казанской иконы Божией Матери. В 1910 году на вершине горы был заложен большой собор, строительство которого было прервано Первой мировой войной и завешилось только в наши дни. Собор был освящен в 2007 году в честь Всех Святых, в земле Российской просиявших. Справа от входа в храм - часть камня, на котором начал свою проповедь святой Иоанн Предтеча. Главная святыня собора - чудотворный Казанский образ Пресвятой Богородицы. Молитва пред этой иконой некогда спасла насельниц обители от эпидемии холеры.

Одним из главных монастырских праздников является праздник Встречи (или Целования) Девы Марии и праведной Елисаветы, совершаемый 30 марта (12 апреля по н.ст.), на пятый день после Благовещения. Накануне праздника из Троицкого собора Русской Духовной Миссии в обитель переносится чудотворная икона Благовещения Пресвятой Богородицы. Образ ставят в Казанском храме на возвышенном месте, покрывают голубой мантией. Рядом устанавливается игуменский жезл. Икона остается в Горнем три месяца, в память о трехмесячном пребывании Матери Божией в гостях у праведной Елизаветы. В этот период игуменьей обители становится Сама Пресвятая Богородица. Сестры обители берут благословение вначале у Матери Божией, а потом уже у Матушки игуменьи.

19 мая 1983 года в монастыре произошло трагическое событие: были зверски убиты две монахини - Варвара и Вероника, мать с дочерью. Это было ритуальное сатанинское убийство. Убийцу нашли, он признался в содеянном. Но его признали психически ненормальным и выслали из Израиля. Могилки убиенных монахинь Варвары и Вероники на монастырском кладбище очень почитаются сестрами обители и паломниками.

Еще одна напасть навалилась на обитель в прошлом году. Городская администрация утвердила план строительства трамвайной линии, который затрагивает монастырскую территорию. Против этого выступили не только представители РПЦ, но и местные жители. Однако, прокладка трамвайных путей началась.

Территория монастыря - это действительно райский уголок Русской Палестины. Благодатнейшее место, тихое и уединенное, где душа радуется, а время замирает. Прозрачный воздух. Посетители ведут себя очень кротко, боясь нарушить эту хрустальную тишину. Матушки очень приветливые и добрые. Мы присутствуем на всенощной и это непередаваемые ощущения. Планы на будущее меркнут. Горненский - дом веры, надежды и бесконечной любви.

Поздно вечером мы выезжаем на ночную литургию у Гроба Господня. Это место не оставляет равнодушными никого, независимо от вероисповедания или отсутствия такового.

Мы спешим по ночному старому городу, торговые лавки уже закрыты, шумные улицы выглядят узкими пустынными коридорами. Слышны только молчаливые шаги христиан, спешащих на службу.


Храм Воскресения Христова

Что для православного христианина Храм Воскресения Христова, или Храм Гроба Господня, как его называет весь остальной крещёный мир? Это центр мира. Сотни паломников. Ночь. И Господь здесь, среди нас. Архитектура, убранство и запах свечей и ладана кружат голову. Все в этой Литургии дышит древностью, или вневременностью. Когда покидаешь Храм, душа полна светом и невероятным счастьем. Физически такая литургия не дается легко. Но на следующий день после Причастия ощущаешь действительную бодрость и прилив сил. И ты переполнен уверенностью, что все твои молитвы будут непременно услышаны.


Храм Воскресения Христова

5 день. Выезжаем из гостиницы довольно поздно и держим путь в Сихем (Шхем) – библейский город в Самарии, современное его название – Наблус.

Неподалеку от древнего города патриарх Авраам построил жертвенник, после того, как Господь завещал эту землю его потомкам. Здесь же его внук, патриарх Иаков вырыл колодец, из которого поил свои стада.


Колодец святого Иакова

Этот колодец и поныне известен как Колодец святого Иакова. Он уходит на глубину почти на 40 метров. Возле этого колодца произошла встреча Иисуса с самарянкой, описанная в Евангелии. Сейчас колодец находится под алтарем греческого православного храма св. Фотинии Самаряныни. Права на этот колодец давно заявляют иудеи, что стало причиной мученической гибели иеромонаха Филумена, являвшегося настоятелем храма в Наблусе в 1979 году. Несколько раз он получал угрозы и требования покинуть храм, но отвечал твердым отказом. 29 ноября 1979 года отец Филумен был зверски убит фанатиком-иудеем, который потом был признан невменяемым. Убийцы ворвались в храм во время службы, выкололи мученику глаза, отрубили пальцы, которыми мы творим крестное знамение, и рассекли голову крестообразно топором. После убийства они осквернили церковь: разбили Распятие, разбросали и изгадили святые сосуды. Мощи святого Филумена Самарийского покоятся в храме справа от иконостаса, а в алтаре хранится благоухающая кровь мученика. Мы прикладываемся к капсуле и обоняем дивное благоухание. Отец Александр читает отрывок из Евангелия от Иоанна, в котором говорится о беседе Христа с самарянкой у колодца.


С архимандритом Иустином

Мы фотографируемся с архимандритом Иустином, настоятелем этой обители, хранителем святыни. Он небольшого роста, аскетичный, очень подвижный, с незабываемым взглядом проницательных и добрых глаз. Спустя три года один из убийц св. мученика Филумена вернулся, чтобы убить уже отца Иустина, принявшего священный пост хранителя колодца Иакова. Отцу Иустину было нанесено два удара топором по голове, но он взмолился от всего сердца своему духовному наставнику св. Филумену о заступлении и нашел в себе силы обороняться. Всего же с 1980 года, за 35 лет служения отца Иустина у колодца Иакова, на него было совершено 16 нападений со стороны иудеев: бросали камни, гранаты, стреляли из автомата, били топором, однажды пронзили ножом в спину. Но Господь хранит Своего верного воина, и отец Иустин мужественно охраняет святыню.

Тепло попрощавшись с отцом Иустином, мы направляемся в Иерусалим, на Елеонскую гору. Гора - по-русски масличная, получила свое название от множества оливковых деревьев, растущих на ней.

На вершине Елеонской горы находится место, откуда Спаситель вознесся на Небо в сороковой день после Воскресения.

Сейчас здесь небольшая часовня, внутри которой находится камень, на котором, по преданию, в момент Вознесения остался отпечаток стопы Спасителя. И на которую, возможно, вернётся в конце времён.


Елеонская гора. Монастырь Вознесения Господня

В трехстах метрах от часовни располагается православный монастырь Вознесения Господня. Нас приветливо встречают послушницы, усаживают в тени, угощают пирожными. И мы слушаем необыкновенную историю монастыря. Когда-то на этом месте была Византийская церковь, позже – мечеть, и только в XIX веке владельцем этой территории стала греческая Иерусалимская Патриархия. Однако из-за близости к мечети строить здесь храм турецкие власти не разрешили. Только в 80-х годах прошлого века клирик храма Гроба Господня архимандрит Иоаким, монах, прошедший послушание на Афоне, получил благословение Иерусалимского Патриарха Диодора на строительство здесь монастыря. Отец Иоаким расчистил заброшенный участок, посадил оливковые деревья, начал строить храм. При этом он периодически подвергался угрозам и избиениям: от него требовали, чтобы он ушел с этой территории, прилегающей к арабскому кварталу.

В начале 90-х Вознесенский храм был построен, однако, официального разрешения на его строительство от Иерусалимских властей по-прежнему не было. Поэтому летом 1992 года в присутствии сотрудников полиции бульдозер проломил ограду и приступил к сносу храма. Когда верхний храм был почти разрушен, и пришла очередь нижнего, случилось необъяснимое: написанная на Афоне икона Спасителя «Пантократор» соскочила со стены и начала вращаться вокруг своей оси прямо перед бульдозером, после чего вся прибывшая техника заглохла и больше не завелась. После случившегося доламывать монастырский храм никто не решился. Отец Иоаким продолжал труды по устройству обители. Помогала священнику его мать — Анастасия. Но нападки экстремистов на строителей православного монастыря не прекращались. В результате одного из таких нападений Анастасия была связана и задушена людьми в масках, а отец Иоаким — зверски избит и едва избежал смерти благодаря послушнику из России Владимиру, который помог священнику отбиться от убийц. Преступников так и не нашли — иерусалимская полиция лишь констатировала, что нападение на монастырь совершили религиозные фанатики.

Отец Иоаким продолжил свои труды по созиданию монастыря и отошел ко Господу в 2009 году, в Великий праздник Вознесения. Православные верующие Иерусалима увидели в таком стечение обстоятельств добрый знак: значит, история греческого монастыря на Елеонской горе продолжается.

Поклоняемся «Пантократору», спасшему этот храм, и прикладываемся к чудотворной иконе. Молодая монахиня раздаёт всем пузырьки с освящённым маслом. Посещаем часовню, где положены мощи прославленной в лике местночтимых святых мученицы Анастасии и покидаем эту приветливую обитель.

Следующая остановка - Спасо-Вознесенский женский монастырь.


Елеонский Спасо-Вознесенский женский монастырь

Эта обитель находится на самой вершине Елеонской горы рядом с местом Вознесения Господня. Участок, на котором расположен монастырь, был приобретен в 1870-е годы архимандритом Антонином (Капустиным). Главный храм обители - Спасо-Вознесенский собор. Идет служба и мы потихонечку прикладываемся к святыням: чудотворным иконам Божией Матери: «Елеонская Скоропослушница» (Черниговская-Гефсиманская) и «Взыскание погибших», мощевикам с частичками мощей разных святых.

Справа от входа в храм почитается камень с того места, на котором, по преданию, стояла Божия Матерь во время Вознесения Христова. За алтарем Вознесенского храма - часовня, построенная на месте древней церкви. Внутри часовни - место 1-го и 2-го Обретения главы Иоанна Предтечи. В часовне сохранился мозаичный пол IV века из древнего византийского храма. Прикладываемся к выложенному мозаикой углублению в полу, которое указывает место, где глава была найдена.

Одной из достопримечательностей обители является высокая колокольня, именуемая "Русская свеча". До сих пор это самое высокое сооружение в Иерусалиме. Ее высота 64 метра.


"Русская свеча" на Елеонской горе

6 день в Израиле. Выезжаем в Хеврон на праздничную литургию на Подворье Русской Духовной Миссии в честь 150- летия основания подворья.


После Божественной Литургии

Хеврон - один из древнейших городов мира, расположен он в Иудейских горах (950 м над уровнем моря). Хеврон стал первой столицей царя Давида в 950 г. до Р.Х. Этот город считается одним из священных городов в иудаизме. По изгнании из Рая, прародители, согласно преданию, жили в одной пещере в окрестностях Хеврона. Местные жители так и зовут её «Пещерой Адама и Евы».

Дубрава Мамре - это место вблизи Хеврона, где поселился праотец Авраам. Здесь он оказал гостеприимство Трем Странникам, в лице Которых Ему явилась Пресвятая Троица. Сейчас от этой дубравы сохранился один дуб, который был свидетелем явления Святой Троицы Аврааму. К сожалению, этот дуб уже совсем засох, но у его подножия появилась молодая поросль, дающая нам надежду на то, что конец света пока откладывается.


Молодая поросль у Мамврийского дуба

Рядом с дубом основан православный Свято-Троицкий монастырь Святых Праотцев Авраама и Сарры. На территории монастыря сохранилась древняя гробница, на примере которой видно, как хоронили иудеи, как примерно мог выглядеть Гроб Господень.

Мы присутствуем на литургии в день празднования юбилея в храме свв. Праотец, ее возглавляет епископ Богородский Иоанн. Богослужение совершается на церковно-славянском и арабском языках. Песнопения Божественной литургии исполняет хор сестер Горненского женского монастыря в Эйн-Кареме.

После отпуста - крестный ход к главной святыне – Мамврийскому дубу, и соборный молебен Святой Троице. Затем епископ Иоанн окропляет всех богомольцев святой водой.


Крестный ход к Мамврийскому дубу

После праздничного обеда мы снова направляемся в Иудейскую пустыню – в лавру Саввы Освященного.


Лавра Саввы Освященного

Обитель была основана в Иудейской пустыне на западном склоне Кедронского потока преподобным Саввой, Освященным в 485 году и до нынешнего времени, продолжает быть духовной цитаделью православного монашества. За свою историю Лавра несколько раз подвергалась разорению, но монашеская жизнь в ней всегда вскоре восстанавливалась. Современный облик монастырь приобрел в XIX веке после реконструкции.

Преподобный Савва начал свою подвижническую деятельность с 8-летнего возраста. В 17 лет принял монашеский постриг и так преуспел в посте и молитвах, что был удостоен дара чудотворений. Первой постройкой монастыря стала пещерная церковь, построенная после того, как вокруг отшельника начали селиться ученики. К концу жизни святого Саввы в основанном им монастыре проживало до 5000 иноков. Преподобный Савва, Освященный дожил до 94 лет, из них 86 в отшельничестве и монастыре, и был погребен в лавре, его мощи - величайшая святыня обители.

Из насельников этой обители около тридцати прославлены в лике святых, не считая множества мучеников, пострадавших при мусульманских набегах. Среди них: преподобный Иоанн Дамаскин, преподобный Андрей Критский, святой Иоанн Безмолвник (Молчальник), святой Косьма, впоследствии епископ Маиумский. Несколько лет в Лавре провел святитель Феофан Затворник.

В обители строгий монашеский устав, на ее территорию не допускаются лица женского пола, поэтому женская часть группы остается у ворот, монах выносит нам святыни и маслице. Пока мужчины были в монастыре, женщины в тени полузасохшего дерева читали акафист преподобному Савве.

7 день на Святой Земле мы проводим в Иерусалиме. Начинается он с Вифезды - купели около северной стены Иерусалима, у Овечьих ворот, через которые прогонялись к Храму жертвенные животные и где был расположен рынок этих животных. В Библии упоминается как место исцеления Иисусом Христом расслабленного.


Вифезда

Далее мы идем крестным путем, путем скорби, страдания и поругания, но в то же время путем надежды и спасения, Via Dolorosa – этим путем шел здесь пот тяжестью креста Иисус от крепости Антония до Голгофы. Каждый из нас с любовью и молитвой несет свой маленький крест.

Мы останавливаемся на Лифостротоне – каменном помосте, где Понтий Пилат судил Иисуса Христа, в темнице Христа – здании греческой православной церкви, построенной на месте тюрьмы римской претории в которой, по преданию, содержались Христос и разбойник Варавва, в католической часовне Осуждения – месте принятия Спасителем Креста.


Часовня осуждения


Христос в темнице

Мы поклоняемся месту, где Симон Киринейский помог Христу нести свой крест, здесь в стене отмечено углубление в камне, образованное от прикосновения руки Иисуса Христа. Видим часовню Святой Вероники, место, где она отерла своим платом чело Иисусу. Мы оказываемся перед зданием Александровского подворья.




Александровское подворье

Во времена Спасителя на этом месте была граница Иерусалима. Потертый древний порог с четкими следами выбоин от находившихся здесь ворот. По обе стороны от ворот располагались неровные плиты древнейшей мостовой. Поскольку это ближайшие к Голгофе ворота древнего города, очевидно, что это порог Судных врат. перед ними римляне провозглашали осужденному на казнь окончательный приговор. За порогом установлен большой белый камень, на котором возвышается Крест. Это подлинный Голгофский камень, отколовшийся от Голгофского холма во время землетрясения.

Каждый камень здесь является доказательством жизни и смерти Христа.

От Александровского подворья мы проходим еще совсем немного вперед по пути нашего следования и оказываемся у входа в храм Воскресения.

Современный храм Гроба Господня разделен между шестью конфессиями христианской церкви: греко-православной, католической, армянской, коптской, сирийской и эфиопской, и представляет собой архитектурный комплекс, включающий Голгофу с местом Распятия, ротонду (сооружение с куполом, под которым непосредственно расположена Кувуклия), Кафоликон (соборный храм Иерусалимской Церкви), подземный храм Обретения Животворящего Креста, храм святой равноапостольной Елены и несколько приделов. Поначалу трудно сложить все в одну картинку, представить, как это выглядело 2 000 лет назад, для этого необходимо время и некоторые усилия.

Мы проводим в очереди 1.5 часа, кто-то молится, читает акафист, и, наконец, сбывается главная мечта каждого из нас – возможность поклониться Гробу Господню.

Храм Вознесения - величайшая Святыня, место, где люди разговаривают с Господом, благодарят, просят, ищут утешения. Но это и живое свидетельство тех событий, которые происходили на протяжении уже более 2000 лет - рождение, расцвет и падение империй, идей и идеалов, которые заставляли людей совершать паломничества и крестовые походы, которое и сейчас заставляет задуматься каждого о своём внутреннем мире.

В 8 день на Святой Земле мы купаемся в Средиземном море в месте Тель-Авив-Яффо. Мы уже очень устали и этот отдых сейчас нам очень важен.

Посещаем монастырь Святого Креста в Иерусалиме. Его называют обителью грузинской славы. В его стенах некогда жил грузинский поэт Шота Руставели. Православный монастырь, один из старейших в Иерусалиме, согласно преданию, построен там, где Лот посадил древо Креста — на фреске при входе в храм изображено дерево с тремя сросшимися стволами, и поливающий его Лот. До 18 века принадлежал Грузинскому Монашескому Братству Иерусалима. Сейчас он возвращен Греческой Православной Церкви. В настоящее время в монастыре живут всего две насельницы.


Мнастырь Святого Креста в Иерусалиме

Самая большая святыня монастыря Святого Креста находится в крипте, примыкающей к алтарной части церкви. В полу крипты находится круглое отверстие, отмечающее то место, где росло когда-то священное дерево. Над этим отверстием установлен небольшой престол, а стены этой крипты сплошь в иконах, иллюстрирующих историю Святого Креста.

Мы заглядываем в окошки закрытых монашеских келий, посещаем монастырскую кухню с оставленной монахами утварью и трапезную.

Последний день на Святой Земле. Мы отправляемся в Храм Рождества Христова в Вифлееме. Это один из самых древних храмов в Святой Земле. Он построен над пещерой, в которой родился Иисус Христос. Широкий первоначальный вход в храм был заложен и в настоящее время входящему приходится нагибаться. Поэтому врата храма называют Вратами смирения.

В базилике до наших дней сохранились 44 колонны, древне-византийская мозаика на стенах и часть древнего мозаичного пола. Здесь среди других святынь имеется чудотворный плачущий образ Спасителя на колонне и чудотворная икона Божией Матери «Вифлеемская». Это единственная икона, на которая Богородица улыбается. Икона была написана в России и подарена царской семьей в конце 19 века.


Монастырь Святого Креста в Иерусалиме

Последний день на Святой Земле. Мы отправляемся в Храм Рождества Христова в Вифлееме. Это один из самых древних храмов в Святой Земле. Он построен над пещерой, в которой родился Иисус Христос. Широкий первоначальный вход в храм был заложен и в настоящее время входящему приходится нагибаться. Поэтому врата храма называют Вратами смирения.

В базилике до наших дней сохранились 44 колонны, древне-византийская мозаика на стенах и часть древнего мозаичного пола. Здесь среди других святынь имеется чудотворный плачущий образ Спасителя на колонне и чудотворная икона Божией Матери «Вифлеемская». Это единственная икона, на которая Богородица улыбается. Икона была написана в России и подарена царской семьей в конце 19 века.


Вифлеемская икона

Под амвоном базилики, в маленькой апсиде мы поклоняемся месту Рождества, украшенному 15 серебряными лампадами, подвешенными над серебряной звездой, символизирующей Вифлеемскую звезду. Здесь же в пещере находится обложенная мрамором часть яслей, в которые Богородица положила младенца Христа.


Место Рождества Христова

После короткой экскурсии по базилике, мы покидаем Вифлеем и прощаемся с Израилем. По дороге в аэропорт в автобусе инокиня Евфалия поет нам песни об Иерусалиме и почему-то песню Бориса Гребенщикова «Город золотой». Слезы льются сами собой и мне почему-то вспоминается иудейское кладбище. Гробов на склоне Елеонской горы видимо-невидимо. Точное число никто не знает, поскольку часть находится в земле, но говорят, что не менее 150 000 могил. Считается, что похороненные в этом месте – прямо на пути Судии – будут воскрешены и отправлены в рай автоматически, независимо от праведности умерших. Всё в воле Божьей. Но на примере Иисуса Христа нам показано: вознесению на Небо удостоился тот, Кто страдал и любил.


Иудейское кладбище

Когда человек решается предпринять паломничество, последствия такого шага так или иначе сказываются на всей его дальнейшей жизни, это отражается и на его личности, и на психическом и физическом состоянии. Воспитание веры, поддержание в себе духовного огня, умение не поддаваться мирской суете и соблазнам во все времена стояла очень остро. В современном мире, в котором особенно изощренно пропагандируются совсем иные ценности и отношение к жизни особенно трудно сопротивляться потоку различных соблазнов.

Спасением может быть только постоянное поддерживание в себе силы духа, укрепление веры, открытость Богу. И когда в повседневной суете мы привыкаем к вере, незаметно для себя начинаем воспринимать ее как нечто обыденное, паломничество для нас становится источником новых сил, новой благодати, новых открытий и придает дополнительный мощный импульс, озаряя и облегчая дальнейшую жизнь.

Возможно, для кого-то первое паломничество на Святую землю будет единственным, но воспоминание о пережитом будет освящать его всю жизнь, озаряя светом радости о пережитых благодатных мгновениях прикосновения к величайшим святыням.

Эта неделя на Святой Земле ярким светом ворвалась в череду дней, быстро промчалась и теперь потихоньку начала удаляться в прошлое. Первые дни после возвращения ощущалось необычное состояние: в нем и тихая радость, и удивление от увиденного, и размышления от том, как далеко отстоишь от того пути жизни, к которому зовет нас Господь. Событий и впечатлений было так много, что не всегда удавалось их прочувствовать и осмыслить с должным вниманием. Наверное, каждый пережил в поездке моменты, очень важные именно для него.

Одним из удивительных открытий стало знакомство с нашей путеводительницей по Святой Земле – инокиней Евфалией. Редкое счастье – общаться с человеком глубокой веры, глубоких знаний Истории Церкви и Святой Земли, которыми она щедро поделилась с нами. Большую радость дало общение и молитва с братьями и сестрами под мудрым окормлением отца Александра.

Авторы: Евгения Кундрюкова (основной текст), Елизавета Николаева (о посещении монастыря Герасима Иорданского) и Николай Малеев (окончание статьи)